Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.
Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве.

Содержание работы

Введение 3
1.1. Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике 5
1.2. Основные системы управления запасами 12
1.2.1. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 12
1.2.2. Система с фиксированным интервалом времени между заказами 15
1.2.3. Сравнение основных систем управления запасами. 17
1.2.4. Прочие системы управления запасами 18
Заключение 21
Список литературы 22
Тестовое задание 23
Задачи 25

Файлы: 1 файл

контрольная по логистике.docx

— 68.19 Кб (Скачать файл)

1.2.3. Сравнение основных систем управления запасами.

 

Можно предположить идеальную, сугубо теоретическую ситуацию, в которой исполнение заказа происходит мгновенно (другими словами, время  поставки равно нулю). Тогда заказ  можно производить в момент, когда  запасы материальных pecypсов на складе равны нулю. При постоянной скорости потреблении обе рассмотренные  системы управления запасами (с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между заказами) становятся одинаковыми, так как заказы будут производиться через равные интервалы времени, а размеры заказов всегда будут равны друг другу. Гарантийные запасы каждой из двух систем сведутся к нулю.

Сравнение рассмотренных систем управления запасами приводит к выводу о наличии у  них взаимных недостатков и преимуществ.

Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Напротив, система  с фиксированным интервалом времени  между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. Необходимость  постоянного /чета запаса в системе  с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток. Напротив, отсутствие постоянного  контроля за текущим запасом в  системе с фиксированным интервалом времени между заказами является ее основным преимуществом перед  первой системой.

Следствием  преимущества системы с фиксированным  интервалом времени между заказами является то, что в системе с  фиксированным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет  меньший размер, чем в первой системе. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами, что, в свою очередь, оставляет  преимущество системы с фиксированным  размером заказа перед системой с  фиксированным интервалом времени  между заказами.

1.2.4. Прочие системы управления запасами

 

Разобранные выше основные системы управления запасами базируются на фиксации одного из двух возможных параметров – размера заказа или интервала времени между заказами. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов, для которых разработаны основные системы, такой подход является вполне достаточным.

Однако  на практике чаще встречаются иные, более сложные ситуации. В частности, при значительных колебаниях спроса основные системы управления запасами не в состоянии обеспечить бесперебойное  снабжение потребителя без значительного  завышения объема запасов. При наличии  систематических сбоев в постановке и потреблении основные системы  управления запасами становятся неэффективными. Для таких случаев проектируются  иные системы управления запасами, которые и названы прочими.

Каждая  из основных систем имеет определенный порядок действий. Так, в системе  с фиксированным размером заказа, заказ производится в момент достижения порогового уровня запаса, величина которого определяется с учетом времени и  возможной задержки поставки. В системе  с фиксированным интервалом времени  между заказами размер заказа определяется исходя из наличных объемов запаса и ожидаемого потребления за время  поставки.

Различное сочетание звеньев основных систем управления запасами, а также добавление принципиально новых идей в алгоритм работы системы приводит к возможности  формирования по сути дела огромного  числа систем управления запасами, отвечающими самым разнообразным  требованиям. Наиболее распространенные прочие системы, это система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня и система «Минимум–максимума».

Система «Минимум–максимум» как и система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных систем управления запасами. Как и в системе с фиксированным интервалом времени между заказами, здесь используется постоянный интервал времени между заказами. Система «Минимум–максимум» ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы, производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – минимальным и максимальным, чему она и обязана своим названием.

Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребителя в случае предполагаемой задержки поставки. Как и система  с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного  уровня, гарантийный запас используется для расчета порогового уровня запаса.

Пороговый уровень запаса в системе «Минимум–максимум» выполняет роль «минимального» уровня. Если в установленный момент времени этот уровень пройден, т.е. наличный запас равен пороговому уровню, или не достигает его, то заказ оформляется. В противном случае заказ не выдается, и отслеживание порогового уровня, а также выдача заказа будут произведены только через заданный интервал времени.

Максимальный  желательный запас в системе  «Минимум–максимум» выполняет роль «максимального» уровня. Его размер учитывается при определении размера заказа. Он косвенно (через интервал времени между заказами) связан с наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев поставки и необходимости бесперебойного снабжения потребления.

Постоянно рассчитываемым параметром системы  «Минимум–максимум» является размер заказа. Как и в предыдущих системах управления, запасами, его вычисление основывается на прогнозируемом уровне потребления до момента поступления заказа на склад организации.

Заключение

 

Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные  материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в  том числе территориально отдаленных от него.

Так как  поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в большинстве  случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как  правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной  работы предприятие вынуждено создавать  определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и  др. ресурсов.

Запасы  представляют собой значительную часть  оборотных средств любого предприятия  и соответственно влекут за собой  большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.

Тем не менее, многие предприятия, особенно в России, не уделяют особенного внимания контролю уровня запасов, недооценивают необходимость  их оптимизации, в результате обычной  ситуацией является вложение в запасы гораздо большего объема финансовых средств, чем это действительно  необходимо.

При определении  оптимального размера запасов предприятию необходимо найти компромисс между двумя требованиями: обеспечить наличие ресурсов в количестве, достаточном для поддержания бесперебойности процессов производства и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе и избежать создания излишних (сверхнормативных) запасов, которые увеличивают логистические издержки и отвлекают оборотный капитал.

Список литературы

 

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 122 с.

2. Сергеев В.И. «Менеджмент в бизнес-логистике». – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2002. – 722 с.

3. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. – СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 2000. – 232 с.

4. Логистические системы и технологии перевозочного процесса, основанные на логистике / Л.Миротин, В.Ташбаев // Транспорт: наука, техника, управление: сборник обзорной информации. – 2006. - №2.

5. http://www.logistic.ucoz.ru/

6. Линдерс  М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением  и запасами. Логистика. – СПб.: 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовое  задание

        1. Укажите, с  какими системами взаимодействует логистика:

а) маркетингом;

б) производством;

в) ценообразованием.       

        2. Определите статистический коэффициент использования грузоподъемности, если известно, что фактический объем перевезенного груза равен 4 тоннам, а возможное количество, которое могло быть перевезено, составляет 5 тонн:

а) 0,7;                        б) 0,5;                       в) 0,8;                      г) 0,9.

        3. Выберите условие, которое необходимо учитывать при составлении маятникового маршрута:

а) наилучшее решение при такой системе маршрутов, при которой сокращаются порожние и нулевые пробеги автомобиля;

б) эффективнее  использовать подвижной состав;

в) перевозить максимальное количество продукции.

        4. Определите годовые затраты выполнения заказа, если известно, что издержки выполнения заказа - 10 денежных единиц, годовой спрос - 1470 единиц, оптимальный размер партии поставки - 35 единиц:

а) 400 денежных единиц;      

б) 420 денежных единиц;    

в) 309 денежных единиц;     

г) 405 денежных единиц.

        5. Укажите, по каким признакам классифицируются склады фирм:

а) по назначению, виду и характеру хранимых материалов;

6) по типу  здания, месту расположения и  масштабу действий;

в) по степени  огнестойкости.

        6. Определите часовую производительность конвейера при перемещении штучных грузов, если вес штучного груза составляет 40 кг, расстояние между штучным грузом -2м, скорость движения конвейера -15 м/сек:

а) 1000 т/ч.;      

б) 1100 т/ч.;

в) 1080 т/ч.;

г) 1 095 т/ч.

        7. Известно, что тара вагона составляет 15 тонн, а грузоподъемность – 60 тонн. Определите коэффициент тары вагона:

а) 0,31;                         б) 0,35;                           в) 0,25;                    г) 0,27.

        8. Укажите издержки,  относящиеся к хранению запасов:

а) затраты на складское хранение;

б) затраты  на содержание складов;

в) затраты  на транспортные перевозки;

г) капитальные затраты.

        9. Выберите показатель, который является основой для анализа системы логистики:

а) предельные издержки;

б) общие издержки;

в) постоянные издержки.

        10. Определите элементы материально-технической базы транспорта:

а) транспортные средства;

б) путевое и дорожное хозяйство;

в) технические устройства и сооружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи 

      Задача 1.

      Опишите, в чем заключается  транспортное обслуживание логистических  операций. Ответ представьте в  таблице 11.

     Таблица  11

Транспортное  обслуживание логистических операций

 

№ п/п

Вид транспорта

Особенности

Роль в логистике

1.

Железнодорожная транспортная система 

Достоинства: высокая провозная  пропускная способность; регулярность  перевозок не зависит от климатических  условий; невысокая себестоимость  перевозок.

Недостатки: большие капитальные  вложения; невысокая скорость доставки (280км в сутки); отсутствие подъездных путей на предприятиях; хищения и потери, длительные простои.

Этот вид  транспорта хорошо приспособлен для  перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях.  
Он обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния.   
Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Сравнительно  невысокая себестоимость перевозки  грузов, а также наличие скидок.

2.

Морская и речная транспортная система

Достоинства: высокая провозная  способность; небольшие капитальные  вложения; невысокая себестоимость.

Недостатки: сезонность работы; небольшая скорость перевозки; необходимость создавать большие портовые хозяйства.

Является самым  крупным перевозчиком в международных перевозках. Имеет низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

3.

Автомобильный транспорт 

Достоинства: большая маневренность  и подвижность; высокая скорость доставки грузов; доставка без  промежуточных перегрузов; возможность малого грузооборота на короткие расстояния.

Недостатки: низкая производительность труда; высокая стоимость; состояние дорожной сети.

Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния.

С его помощью  груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности.

Он обеспечивает регулярность поставки, а также возможность  поставки малыми партиями.

Предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

4.

Трубопроводная  транспортная система

Достоинства: самая низкая себестоимость; низкие капитальные вложения; возможность повсеместного  использования.

Недостатки: узкая специализация.

Обеспечивает  низкую себестоимость при высокой  пропускной способности. Высокая степень  сохранности грузов.

5.

Воздушная транспортная система 

Достоинства: высокая скорость доставки грузов; большая дальность.

Недостатки: очень высокая  себестоимость; зависимость от погоды; ограниченность  объема перевозки

Имеет наивысшую  скорость при транспортировке, возможность  достижения отдаленных районов, высокая  сохранность грузов. 

Информация о работе Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике