Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является подробное и объективное изучение транспортной системы России, а также рассмотрение транспортных систем в логистике.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, задачи и функции транспортной логистики;
рассмотреть оперативное планирование в работе транспорта;
дать характеристику основным видам транспортных перевозок.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики........5
2. Оперативное планирование работы транспорта...............................................9
3. Основные виды транспортных перевозок.......................................................11
Заключение.............................................................................................................16
Список использованной литературы...................................................................18

Файлы: 1 файл

Основы логистик. 36. Логистика в оперативном планировании работы транспорта.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики........5

2. Оперативное планирование работы транспорта...............................................9

3. Основные виды транспортных перевозок.......................................................11

Заключение.............................................................................................................16

Список использованной литературы...................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В логистике транспорт играет значительную роль, связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ.

Транспорт является отраслью материального производства, так как имеет свою продукцию. Эта продукция – перемещение. В отличие от других отраслей материального производства, при транспортировке продолжается процесс производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. Следует отметить, что процессы производства и потребления на транспорте не разделены во времени. Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения), как его полезный эффект, а не вещь.

Транспортная логистика имеет ключевую роль, связанную не только с большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и в связи с тем, что без транспортировки невозможно продвижение материального потока.

Тема данной работы – логистика в оперативном планировании работы транспорта очень актуальна. Это объясняется развитием инфраструктуры отечественного товарного рынка, увеличением товарооборота, ужесточением конкурентной борьбы на экономических рынках и все возрастающей необходимостью к оптимизации затрат на всех участках логистической цепи.

Объектом исследования в данной работе является логистическая система, предмет работы – транспортные средства.

Основной целью работы является подробное и объективное изучение транспортной системы России, а также рассмотрение транспортных систем в логистике.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую сущность, задачи и функции транспортной логистики;
  • рассмотреть оперативное планирование в работе транспорта;
  • дать характеристику основным видам транспортных перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики

 

Транспорту принадлежит особая роль в народном хозяйстве страны, он связывает воедино все отрасли производства, обеспечивая перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Значительная часть операций на пути движения материалопотока от источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств, при этом затраты на транспортирование достигают 50% общих затрат. Задачи транспортной логистики:

  • обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса - согласованность параметров транспортных средств;
  • обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса - применение единой технологии транспортировки;
  • согласование экономических интересов участников транспортного процесса - общая методология построения тарифной системы;
  • использование единых систем планирования - разработка и применение планов-графиков для различных видов транспорта;
  • создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор типа транспортного средства, выбор маршрута и др. [3]

Транспортной системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с остальными отраслями народного хозяйства транспорт обладает целым рядом специфических особенностей, порождаемых характером производственного процесса.

В процессе своего функционирования транспортная система не создает нового материального продукта, ее продукцией является сам процесс перемещения грузов и пассажиров;

В отличие от продукции других отраслей транспортная продукция не взаимозаменяема: превышение объема перевозок какого-либо груза между одними пунктами не может скомпенсировать невыполнение перевозок того же груза между другими пунктами. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас, т. е. непредставление транспортных услуг в один период времени не может быть скомпенсировано перевыполнением их в другой период времени;

Средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большая часть их находится в постоянном перемещении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер производственного процесса, воздействие большого числа случайных факторов обусловливают чрезвычайную сложность управления транспортной системой.

Базовым системообразующим элементом товарных (материальных, экономических) систем является логистическая промышленная система, определяемая как «экономическая система, обеспечивающая в рамках осуществляемого в течение определенного периода времени воспроизводственного цикла определенного товара выполнение необходимых вещественных, количественных, пространственных, временных и институциональных трансформаций материального продукта и материального потока».

На транспорте, как и во всей сервисной экономике, потребительские предпочтения существенно влияют на функцию маркетинга и организационные структуры управления. В сервисной экономике главным фактором, определяющим успех маркетинговой политики организации, является способность ее маркетологов уяснить систему потребительских предпочтений, выявить тенденции ее развития и на этой основе наметить меры по наилучшему удовлетворению требований потребителей.

Взаимодействие маркетинга и логистики в деятельности транспортных организаций имеет свои особенности. Действительно транспорт присутствует в виде обязательного компонента в любой другой составляющей логистики (закупочной, производственной или распределительной логистики) и в то же время крайне зависим от потребителей транспортных услуг. В связи с этим транспортная логистика невозможна без серьезных маркетинговых исследований, направленных в первую очередь на изучение мотивов спроса и неудовлетворенных потребностей потребителей.

Транспортная логистика может быть реализована только как синтез деятельности логиста предприятия, координатора перевозки (транспортно-логистического посредника) и перевозчика.

Значение транспортной логистики заключается в организации перемещения материального потока транспортом общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев). В связи с этим инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в начале логистической цепи (цепочки поставок).

Таким образом, грузовладелец понимает под транспортной логистикой в первую очередь возможность выбора того вида транспорта, который удовлетворяет его с точки зрения реализации критериев предпочтения. Поэтому главная задача перевозчика в рамках транспортной логистики - это формирование конкурентоспособных транспортных составляющих логистических систем экономических субъектов рынка (грузовладельцев), позволяющих удовлетворять их потребности не только с точки зрения возможности перемещения продукции, но и при обязательном выполнении требований, предъявляемых к качеству перевозки.[7]

В условиях рыночной экономики взаимоотношения между экономическими субъектами рынка (грузовладельцами) и перевозчиками принципиально изменились:

  • создан потребительский рынок транспортных и других логистических услуг, в котором приоритет выбора вида транспорта и транспортной схемы принадлежит покупателю его услуг, а не планирующим органам, которые централизованно прикрепляли производителей к различным перевозчикам;
  • возникла необходимость изучения спроса на транспортные и другие логистические услуги, которое должно проводиться не для грузоотправителей вообще, а с учетом их сегментации: по роду груза, дальности перевозки, количеству предъявляемого груза и др.;
  • разработка мероприятий по повышению прибыльности транспортной организации должна строиться именно с учетом сегментации рынка, а не для среднестатистического грузоотправителя, так как требования клиентов, их критерии предпочтения к качеству перевозок в разных сегментах отличаются.

Привлекательность любого вида транспорта, и в первую очередь в экономическом аспекте, должна обеспечиваться за счет удовлетворения потребностей покупателей транспортных услуг и создания таких условий, при которых материальный поток доводится до конечного потребителя с минимальным участием грузовладельца.

Транспорт в экономике страны выполняет двоякую роль: во-первых, он присутствует как составная часть или компонент в любых других типах деловой логистики (логистике снабжения, логистике распределения и сбыта, производственной логистике, логистике сбора и переработки отходов производства, торговой логистике); во-вторых, транспорт представляет собой одну из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынок товаров и услуг свою продукцию - транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль.

Если говорить о логистике вообще, то необходимо сказать, что потребность в ней возникает при необходимости оптимизации взаимодействия всех звеньев логистической цепи в условиях дефицита ресурсов и многовариантности возможных решений, где в качестве критерия оптимальности выступает, как правило, минимизация затрат. [1]

 

 

    1. Оперативное планирование работы транспорта

 

Оперативно-производственное планирование (ОПП) представляет собой завершающий этап внутрипроизводственного планирования. Оно органически связано с технико-экономическим планированием, являясь его продолжением. Целью ОПП и управления на предприятиях автомобильного транспорта является обеспечение выполнения заданного плана перевозок по объему и номенклатуре и в установленные сроки на основе рационального использования производственных ресурсов.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

  • полное и ритмичное выполнение плана перевозок;
  • оптимальное использование всех производственных ресурсов предприятия;
  • обеспечение условий, способствующих развитию передовых форм организации труда в производстве;
  • автоматизацию выполнения основных планово-расчетных, учетных работ.

Все задачи оперативно-производственного планирования должны решаться в сжатые сроки и при этом не требовать больших трудовых затрат. В процессе ОПП на предприятиях автомобильного транспорта осуществляется разработка сменно-суточных планов перевозочного процесса, календарно-плановых расчетов производственных процессов по ТО и ТР ПС, включая установление оперативных планов цехам, участкам, зонам и рабочим местам. В ходе сменно-суточного планирования производятся оперативный учет хода производства, его контроль и регулирование (диспетчирование).[6]

Основной задачей оперативно-производственного планирования перевозочного процесса является определение оптимального плана перевозок, т. е. такого плана, при котором определенное количество

грузов из пунктов отправления перевозят в пункты назначения с минимальными транспортными издержками, что может быть достигнуто прежде всего путем обеспечения наименьшего среднего расстояния перевозки грузов и наименьшего порожнего пробега автомобилей.

Основным элементом ОПП перевозочного процесса является сменно-суточный план перевозок. Исходными данными для его разработки на предприятиях грузового автотранспорта являются месячные и

декадные планы перевозок, плановые технико-эксплуатационные показатели работы ПС, дорожные условия, техническая готовность ПС.

Сменно-суточный план перевозок составляется в соответствии с конкретными заказами клиентов.

Предварительные заказы на перевозки принимаются для того, чтобы иметь возможность детально проверить условия предстоящих перевозок, а именно: состояние подъездных путей, готовность груза, наличие погрузочно-разгрузочных механизмов, рабочей силы и т. д.

По окончании приема заявок составляется сменно - суточный наряд-приказ, согласно которому производится сортировка заявок по сменам, по формам организации перевозок, производится выбор подвижного состава, разрабатываются маршруты перевозок грузов, распределяются автомобили по объектам (определяется необходимая численность ПС), согласовывается работа автомобилей и погрузочно - разгрузочных пунктов, рассчитываются сменно-суточные планы водителям по сменам.

Информация о работе Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики