Исторические аспекты формирования международной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:23, лекция

Описание работы

История развития международной логистики имеет глубокие корни и полностью находится в гармоничном соответствии с историческим, эволюционным становлением, творением, творчеством, деяниями, развитием и распространением орудий труда, инструментов, техники, технологий, ремесел, продуктового, культурного, религиозного и духовного обмена, перемещений переселений, смешения между племенами, нациями и народами.
В глубокой древности существовала огромная удаленность человеческих племен и рас друг от друга через непроходимые леса, болота, горы, пустыни, водные просторы морей и океанов, но мифы, сказания, былины, саги разных народов о сотворении мира (госмогонические мифы) очень схожи между собой, как будто уже тогда существовали культурные потоки, в главном по сути их вполне возможно разбить на несколько групп [БИЭ.Т.14. 2010].

Файлы: 1 файл

история логистики с древних времен.docx

— 1.97 Мб (Скачать файл)

1.2. Исторические аспекты формирования  международной логистики

 

История развития международной логистики  имеет глубокие корни и полностью  находится в гармоничном соответствии с историческим, эволюционным становлением, творением, творчеством, деяниями, развитием  и распространением орудий труда, инструментов, техники, технологий, ремесел, продуктового, культурного, религиозного и духовного  обмена, перемещений переселений, смешения между племенами, нациями и народами.

В глубокой древности существовала огромная удаленность человеческих племен и рас друг от друга через  непроходимые леса, болота, горы, пустыни, водные просторы морей и океанов, но мифы, сказания, былины, саги разных народов о сотворении мира (госмогонические мифы) очень схожи между собой, как будто уже тогда существовали культурные потоки, в главном по сути их вполне возможно разбить на несколько групп [БИЭ.Т.14. 2010].

1) Госмогонические мифы, известные у народов с высокоразвитыми мифологическими системами, складываются в единую логичную, стройную, взаимосвязанную, интегрированную и гармоничную картину.

2) Мифы у народов отсталых (их  так называли обычно до наступления  эры политкорректности) носят  отрывочный, фрагментраный характер, они не складываются в единую стройную картину и вообще их относительно мало.

Во всех этих существующих мифах  в целом выделяются две следующие  основные идеи:

1. Идея  творения. По этим мифологическим креационным представлениям, основанным на идее творения, мир, который нам известен, создан каким-либо всемогущим, сверхъестественным существом – богом-творцом, демиургом, волшебником, великим колдуном, шаманом, пришельцами и т.п. 

 2. Идея развития. По другим мифологическим эволюционным представлениям мир постепенно развивался из некоего первобытного бесформенного состояния – хаоса, тьмы, мрака, либо из воды, яйца, земли, огня, ветра и пр.

С течением времени мифы могли иметь  разные версии изложения, обрастать  новыми подробностями, старые боги уходили  на задний план, уступая свое место, а на передний план выдвигались новые  боги и мифологические герои со своими подвигами . Также разделяются мифы о происхождении человека.

Религии  и религиозные течения  в своей основе имеют также  много схожего по своей основной сути. Все изложенное свидетельствует  о реально существовавших в истории  духовных, культурных и религиозных  потоках как процессов обмена материальными и не материальными  ценностями между племенами, расами, нациями и народами, несмотря на огромные разделяющие постранственные расстояния, географические преграды и языковые барьеры. 

Международная логистика проходила  циклы и этапы также, по мнению специалистов, соответствующему формированию и развитию торговли, торговых направлений, маршрутов, путей по перемещению  товарных продуктов, их национальных, международных условий и правил по защите перемещений, охране жизни  и собственности торговых людей, купцов, гостей, негоциантов и путников, воинских соединений и их обозов, самой  логистики,  в которой участвовали  представители разных наций, народов  и стран по всем земным континентам.

А начиналось все по дошедшим до настоящего времени историческим источникам с  движениями, перемещениями в поисках  лучших мест климатического проживания и сред пропитания, распространениями, миграциями полностью или частично древних индоевропейских племен, наций, народов и языковых диалектов  как, например, как это случилось  в Европе на рис.1.1, по переселению  древних славян, включая и военные  походы, завоевания территорий [1].

В Римской Империи логистиками  называли государственных служащих, которые занимались распределением еды и напитков среди свободных  граждан Рима, массово направляющихся на зрелищные мероприятия, например, на встречи с императором, триумфаторами  военных побед, на гладиаторские  бои, различные праздничные мероприятия  и т.д. В Византийской Империи  логистики занимались в основном обеспечением всем необходимым для  войск (функция снабжения) и выплатой жалованья солдатам (функция распределения).

Понятие логистика заимствовано специалистами теоретиками и практиками из военного дела (искусство вычисления, рассуждения), оно было введено впервые в военных науках как один из разделов военной стратегии и тактики швейцарцем по происхождению Анри Антуан Жомини, служившим с 1804 г. во французской армии Наполеона, а 1823 г. он уже становится генералом от инфантерии (пехоты) Российской Империи (Генрих Вениаминович).

В последствие термин «логистика»  постоянно уточнялся, трансформировался  в соответствии с необходимостью экономического и социального развития вплоть до настоящего времени.

Логистика: – это инженерно-техническое обеспечение войск, строительство дорог и рокад, мостов, переправ и других саперных сооружений перед началом боевых действий для своевременного маневра войск;

- это искусство управления перемещением  войск и военного имущества  до места боевых действий и  после них;

- это наука и область практической  деятельности по управлению потоками, как процессами преобразования  в социальных и экономических  сферах, во времени и пространстве.

 

 

Рис. 1.1. Движение индоевропейских языковых диалектов

 

 

1.2.1. Развитие торговых путей Древнего мира

 

Международная логистика и ее составляющие системы, цепи, потоки, элементы, ячейки, узлы, структуры, тенденции, направления, технологии, методы, инструменты, операции, активности возникли не сами по себе спонтанно, а постепенно, поступательно, эволюционно, а иногда и революционно развиваясь параллельно с интеллектуальным развитием человека, как личности, как производителя и потребителя, как члена семейной ячейки общества.

А также эволюционным развитием  его семьи как основной ячейки общества со своими особенностями жизненного уклада, потребностями, связями и  отношениями с другими ячейками общества, производства, хранения, перемещения, распределения и потребления.

В то же время международная логистика  формировалась рядом с местами  постоянного проживания населения  и миграции,  связей и отношений  с другими людьми, всего человечества в целом. А также с развитием  международного и межнационального, регионального обмена, перемещений людей и материальных и нематериальных ценностей, торговли и торговых направлений, путей, дорог, коридоров, каналов, цепей поставок, включая узловые перекрестки маршрутов между народами, нациями, странами и континентами, а также при осуществлении захватнических войн, грабительских набегов кочевников и т.д.

История развития международной логистики  полностью соответствует историческому, эволюционному становлению и  развитию человеческой цивилизации, процессов  обмена трудом, продуктами труда, ресурсами, знаниями, различными изделиями, результатами творчества, религии и культуры, научных, производственных, технических  и технологических достижений, строительной архитектуры и коммуникаций,  специализации и кооперирования ремесел, самой торговли, взаимных торговых отношений, дорог, маршрутов передвижения, коммуникаций, информации и связи, экономики, менеджмента, рекламы, маркетинга, логистики.

В истории человеческой цивилизации  есть немало хороших, показательных  примеров длительного, взаимовыгодного, уважительного, добрососедского, культурного  и экономического сотрудничества, включая  и военное, между дружественными странами и народами с разными  политическими, религиозными, духовными, культурными и этническими традициями.

В то же время исторические летописи сохранили достаточно много разнообразных  сведений о войнах за перспективные  заселенные территории, набегах, налетах, грабежах на успешно развивающиеся  нации и народы, контроле и обложение  данью обширные территории, а также  за перемещениями караванов, обозов с товарами на дорогах и водных руслах.

 Например, существовал легендарный  путь «из варяг в греки», довольно длительное время действующий между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания) в Европу. На этом маршруте происходил обмен, осуществлялась торговля различными специфическими территориальными изделиями, собирались, накапливались, концентрировались, хранились, перемещались, рассеивались материальные и нематериальные ценности.

Известен в истории также  соляной торговый путь, который проходил по африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахара. Великий шелковый путь, протянувшийся  от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший  страны Средиземноморья с Дальним  Востоком в древности и раннем средневековье и т.д.

В этом историческом эволюционном и  революционном развитии, которое  относительно успешно продолжается и в наше время в разной степени  и на различном уровне, в разное время с различными темпами роста  участвовали разные нации, народы, регионы  и государства  на этапах становления  мирового, цивилизованного человеческого  сообщества.

Первые древние торговые пути, неоднократно запечатленные разными путешественниками, неравнодушными исследователями в  мировой истории документально  в древних анналах, летописях, рукописях, сагах, сказаниях, мифах, легендах, эпосах, дошедших до наших дней, появились в Финикии (это восточное  побережье Средиземного моря), на территории, которой активно развивалась внутренняя и внешняя морская и сухопутная торговля, обмен знаниями об окружающем мире, географии и природе вещей, обмен и обогащение достижениями культуры и религии с соседними и отдаленными регионами, нациями и народами.

Дошедшие до наших дней существовавшие направления и дорожные маршруты Древних торговых путей, запечатленные  в исторических документах, приведены  на рис. 1.2 [1]. Следует отметить, что приведенная карта дает наглядное представление о появлении и развитии маршрутов первых направлений торговых путей и становлении международной логистики. В VI веке до нашей эры Финикия была сначала завоевана персами, а в 322 г. до нашей эры Александром Македонским.

Полководцами при перемещении  и ведении вооруженных захватнических действий с другими народами и  нациями также активно использовались торговые направления, маршруты и пути, дороги, коммуникации, инфраструктуры, по которым организовывалось движение вооруженных воинов, сопутствующих  боевым действиям военных обозов, караванов, являющихся необходимой  и составляющей, обеспечивающей частью искусства стратегии и тактики  управления перемещениями и маневрирования относительно крупными соединениями войск.

 

 

Рис. 1.2. Древние торговые пути

 

Дорога это путь, по которому передвигаются  люди, животные, колесные экипажи. Самые  древние дороги появились примерно в 3000 г.г. до н. э., как колея колесных экипажей, двигающихся по древним  тропинкам. В ранних цивилизациях система  дорог способствовала в первую очередь  развитию взаимно выгодной торговли, обмену и распространению знаний, религий.

Первая важная дорога длиной 2857 км соединяла Персидский залив с  Эгейским морем и использовалась в 3500-300 г.г. до н. э. Римляне с помощью  дорог общей длиной 85 000 км осуществляли относительно эффективный контроль для своего времени над своей империей. Следует отметить, что до 1700 г.г. уже нашей эры их техника строительства дорог оставалась непревзойденной.

На рис. 1.3 приведена, составленная по дневниковым записям карта  путешествий Марко Поло [3].

 

 

Рис. 1.3. Карта путешествий Марко Поло

 

Дорог в древней Руси (в нашем  сегодняшнем представлении) в те далекие, стародавние времена просто не было, поскольку территория нашей  страны представляла собой просторы, оставленные ледниковым периодом, не приспособленные к сухопутным перемещениям населения со своим скарбом, и  крайне опасными для любых путешественников, поскольку они были поросшие дремучими, непроходимыми лесными чащами и  затянутые топкими болотами, где  царствовали дикие хищные звери, а также племена, семьи и ватаги разбойников и грабителей (разбойные люди по своему уровню от «робингудов» до жестоких бандитов).

В дальнейшем, выходя на сухопутный большак, беззастенчиво грабили и крестянские обозы, и купцов с боярами, а затем и с дворянами, осмеливались нападать, и на княжеские, а затем царские обозы и даже лиц духовных. Действовали они, как правило, выбирая тактику засад. Мелкие шайки действовали на авось, и нападали практически в лоб, их добычей становились одинокие крестьяне, путешественники.

Крупные «разбойные артели» заранее  осуществляли разведку, например, через  кабатчиков-подельников, выведывали маршруты, характер товара и количество охраны. Устроив из деревьев засеку-завал  и поджидали, а когда обоз останволивался перед завалом нападали и грабили, расправляясь практически со всеми (купцами, охраной, попутчиками и т.д.).

В старых отчетах-рукописях «о делах  разбойных» и купеческих письмах  XIV – XVII веков отмечались Рязанская и Ростовские земли, Черниговщина с Киевом и Подмосковье. Наказанием за разбой была смерть, пытки на дыбе, вырывание ноздрей, клеймение и висилица. С конца XVI – началч XVII веков отправка на вечную каторгу в Сибирь. Оружие сухопутных разбойников преимущественно было холодным (самодельные кистени, пики длинные ножи, топоры и бердыши, вилы, косы, дубины и т.д.). Огнестрельное оружие было редкостью (самопалы, пищали, мушкеты, пистоли и т.д.), поскольку доставляло много хлопот с литьем пуль, добычей пороха с одной стороны, а с другой за поимку с ним сразу ждала смерть.

Информация о работе Исторические аспекты формирования международной логистики