Информационные технологии в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

1.Место и роль информационных систем и технологий в логистике.
2.Корпоративные информационные системы (КИС).
3.Программно-технические средства и информационно-коммуникационные технологии в логистике .

Файлы: 1 файл

контрольная по логистике.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

 Информационные  технологии в логистике 
 
1.Место и роль информационных систем и технологий в логистике. Информационные системы.

 

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность  управления материальными потоками на принципиально новый уровень. 
Использование информационных технологий приводит к: 

        • Сокращение логистического цикла
        • Снижение количества ошибок
        • Сокращение персонала
        • Улучшение логистического сервиса
        • Быстрое реагирование компании на внутренние и внешние изменения
        • Повышение конкурентоспособности компании

 
Логистическая деятельность подразумевает не только обработку информации, но и сложные процессы взаимодействия персонала, менеджмента, контроля, анализа системы в целом и итогов ее функционирования. Для того, чтобы должным образом была организована такая система, нужны не только быстродействующие надежные компьютеры, но также и обеспечение связи между этими компьютерами, то есть нужна налаженная сеть и возможность удаленного доступа. 
 
Информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи (в логистике — задачи по управлению МП). 
Главное назначение информационных систем в логистике - интеграция и координация процессов в логистической цепи. 
ИС можно подразделить на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.  
 
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. 
 
Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы: 
- техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;  
- информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;  
- математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. 
 
Виды информационных систем 
на микроуровне: 
- логистические информационные системы подразделяются на три группы: 
плановые; 
- диспозитивные (или диспетчерские); 
- исполнительные (или оперативные). 
 
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. 
Функциональные подсистемы различаются составом решаемых задач. 
Обеспечивающие подсистемы могут состоять из разных элементов, т. е. отличаться друг от друга техническим, информационным и математическим обеспечением. 
 
Плановые информационные системы.

 Создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: 
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи; 
- планирование производства; 
- общее управление запасами, управление резервами и другие задачи. 
 
Диспозитивные информационные системы. 
 
Создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических подсистем.  
Задачи: 
- детальное управление запасами; 
- управление внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; 
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи. 

Исполнительные  информационные системы.  
 
Создаются на уровне административного или оперативного управления. 
Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления.  
Задачи: 
- контроль материальных потоков; 
- оперативное управление обслуживания производства; 
- мониторинг транспорта. 

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. 
Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. 
  Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, посредством вертикальных, информационных потоков. 
  Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. 
 
2.Корпоративные информационные системы (КИС).

В условиях крупных предприятий  и корпораций она может быть более  эффективна, поскольку обеспечивает взаимодействие массовых и хорошо организованных процессов быстродействующими средствами современных информационных и телекоммуникационных технологий высокого научно-технического уровня. 
 
Основныео собенности  
Корпоративная информационная система охватывает все бизнес-функции и все управленческие процессы корпорации.

        • комплексность охвата функций управления;
        • повышенная упорядоченность деловых процессов;
        • массовость операций;
        • эффективность использования компьютерно-телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;
        • возможность локальной установки и внедрения отдельных частей системы;
        • адаптивность функциональной и инструментальной структуры системы к особенностям управляемого объекта
        • возможность развития системы после ее внедрения на объекте.

 
 
В настоящее время все более  важное значение в эффективной организации работы любой компании в целом и логистических подразделений в частности приобретают корпоративные информационные системы (в дальнейшем КИС). А перед компанией встает вопрос оптимального выбора КИС для правильного функционирования компании, а иногда и для получения дополнительных преимуществ и даже прибыли. 
 
Для организации эффективной корпоративной информационной системы компании необходимо сделать выбор:

        • способа формирования KИС
        • программного обеспечении
        • управленческой фирмы или фирмы разработчика ПО.

 
Для компании эффективным будет  решение, соответствующее ее размеру (обороту), положению на рынке, особенностям бизнес-процессов, финансовым возможностям и стратегическим планам развития. 

 Способы формирования КИС.  
1) Разработка ИС собственными силами (программисты компании), обычно на базе типового учетно-бухгалтерского ПО (например, 1:С – логистика)  

2) приобретение готового  тиражируемого («коробочного») решения  ERP/CSRP-класса (или просто ERP), позиционируемого  разработчиками как бизнес-ПО  уровня предприятия (EBS – Enterprise Business Solution); 
 
3) разработка ИС сторонними компаниями под бизнес-процессы заказчика (заказная, уникальная ИС); 
 
4) аренда (аутсорсинг) интегрированной ИС корпоративного класса; 
 
5) приобретение готовых интегрированных решений «быстрого внедрения» (например, RRR R/3 Ready-to-run); 
 
6) последовательная сборка ИС требуемой функциональности из модулей тиражируемых КИС нового поколения и совместимых модулей сторонних разработчиков (на основе XML или на платформе разработчика базовой КИС). 
При выборе КИС в первую очередь нужно выяснить возможности и ожидания от внедрения. Необходимо четко определить цели с учетом различных уровней руководства: 
- улучшение обслуживания клиентов (соблюдение графиков доставки, увеличение точности комплектации заказов, наличие товаров у дистрибьютора); 
- сокращение количества возвратов или неисполненных заказов; 
- улучшение загрузки оборудования.

 
Системы ПО на российском рынке бывают трех уровней.  
 
  Первый уровень располагает простые системы для малого и сверхмалого бизнеса, по цене от 50 до 5000 долларов. В этом сегменте доминируют российские продукты. Их очень много, в основном это программы, предназначенные для простых бухгалтерских функций. Они имеют ограничения по количеству операций, по возможности наращивания дополнительных мощностей, по защищенности данных и другим параметрам, но зато просты в использовании и дешевы.  
 
Второй уровень составляют системы по цене 10-80 тыс. долларов и с сопоставимыми затратами на внедрение. Большинство из них - действительно интегрированные системы, поскольку дают возможность весть одновременно и управленческий и финансовый учет.  
 
   Третий уровень - это масштабные системы управления предприятием в целом по цене от 100 до 500 тыс. долларов (а иногда и дороже - все зависит от числа пользователей, от удаленности доступа, уровня базы данных и т.д.). В мире таких систем наберется не более десятка, в России систем такого уровня пока не создано вообще. 
 
Концепции управления предприятием с использованием ИТ. 
 
ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов в масштабе предприятия.  
Различие между концепциями MRP II и ERP заключается в том, что первая ориентирована на производство, а вторая – на бизнес. ERP тесно связана с заказчиками. Успешно применяется в управлении цепями поставок. 
ERP используют такие компании как, Kodak, Microsoft. 
Программную поддержку для этой системы производит известная германская фирма SAP . 
(SAP R/3) программный продукт, который позволяет накапливать и оперировать информацией в основных четырех модулях : Финансы, Персонал. Производство и Логистика. Продажи и распределение. 
 
Кроме того, существуют программные продукты –BAAN, INFO-S, Парус и др. 
DRP – Distribution resource planning – применяется в системах оптовой торговли. 
На расширение сферы взаимодействия предприятия с его заказчиками нацелена концепция CSRP (Customer Synchronized Resourсe Planning).  
Корпоративные ресурсы, охватываемые CSRP-системой, обслуживают такие этапы производственной деятельности, как проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика, гарантийное и сервисное обслуживание.  
 
3.Программно-технические средства и информационно-коммуникационные технологии в логистике .

 Технические средства ИТ. 
электронно-вычислительная техника: 
- персональные компьютеры — настольные, переносные, карманные (КПК), планшетные; 
- серверы; 
- периферийное оборудование: принтеры, сканеры, сканеры штрих-кодов, копиры, средства идентификации пользователей, прочие специализированные средства;

средства коммуникации: 
- сетевое оборудование, беспроводные сети, средства Интернет-доступа, телефонная связь, мобильная связь, системы отслеживания грузовых автомобилей и т. д.; 
автоматизированное оборудование:  
- складское оборудование, автоматизированные производственные линии, автоматизированные средства технического контроля и т. д. 

Программные средства. 
Программные средства общего назначения: 
- ИСУП — информационная система управления предприятием как программная база для создания ЛИС.  
- CAD, САПР системы — средства компьютерного проектирования; 
- САМ, FMS, АСУТП системы — средства управления технологическим процессом 
 
Средства управленческого моделирования. 
- различные офисные приложения — текстовые редакторы, табличные редакторы, средства создания презентаций, органайзеры и т. д.; 
 
- СУБД — обеспечивающие функционирование ИСУП 
 
- прочие программные средства; 
 
Специализированные программные средства: 
- входящие в состав КИС — подавляющее большинство существующих на данный момент КИС содержат модуль Логистики или блок Логистики, состоящий, в свою очередь, из нескольких модулей; 
- самостоятельные программные продукты, реализующие отдельные логистические функции. 

Информационно-коммуникационные технологии. 
- систеы электронного обмена данными (ЭОД, ^ EDI — electronic data Interchange); 
- технологий мобильной связи; 
- технологий штрих-кодирования и сканирования; 
- интернет-технологий. 

Стандарты ЭОД разделяются  на коммуникационные и информационные. 
   Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных 
   Информационные стандарты характеризуют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по информационной сети ( XML ,HTML) 
 
Преимущества стандартизации ЭОД: 
- ускорение обмена информацией между любыми партнерами в любой отрасли и в любой стране; 
- рост оперативности управленческих решений; 
-сокращение транзакционных издержек. 

Недостатки стандартизации ЭОД: 
- отсутствие у отдельных организаций конкурентных преимуществ за счет использования запатентованного частного кода электронных сообщений; 
- недостаточная безопасность информации; 
- сложность создания единого стандарта для всех групп пользователей.  
 
Наиболее значимые направления технологий мобильной связи, оказывающие существенное влияние на логистический процесс: 
- мобильная телефонная связь; 
-спутниковые коммуникационные технологии; 
-технологии обработки и передачи графической информации.  
  

 Технологии штрих - кодирования и сканирования. 
Революционным решением данной проблемы в логистике стало применение технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов (бар-кодов) с применением компьютеров и сканирующего оборудования. 
 
Технология автоматизированной идентификации штриховых кодов - совокупность средств и методов автоматизированного учета движения товаров и финансовых потоков, хранения, обработки, передачи и использования информации, закодированной с помощью штрихкодов.  
 
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос различной ширины. 
Штриховой код наносится на готовое изделие производителем. 
 
Способы нанесения:  
- офсетная;  
- точечно-матричная печать; 
- литография; 
- фотопленочные шаблоны.  
На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода с помощью стационарного сканирующего устройства, сканера-карандаша или портативного лазерного сканера. Информация перегружается в ЭВМ и сверяется с данными о партии по поступившим документам по сети ли на диске.  
При продаже товаров в розничной торговле, кассир считывает штрих-код с выбранного покупателем товара, кассовый компьютер, отыскав в памяти необходимые данные, печатает чек и одновременно принимает в свою память, что товар продан. 
 
EAN/UCC  
 
EAN/UCC – это глобальная международная система товарных номеров, образованная более 20 лет назад на основе Европейской (European Article Numbering Association - EAN International) и Северо-Американской (Uniform Code Council - UCC) ассоциаций товарной нумерации. В настоящее время система EAN/UCC объединяет 92 национальные организации в 94 странах мира. 
 
Регистрационный номер предприятия отображается на упаковке продукции в виде первых цифр штрихового кода EAN (например, 460952). Первые цифры кода EAN называются префиксом национальной организации. Их присваивает EAN International (460 – ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ). 
 
Штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можно определить только в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие. 
 
 
Система EAN/UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку штриховые коды (исключение составляют Украина, Татарстан и Москва). 
Оборудование 
 
Принтеры 
 
Принтеры штрихкода помогают: 
снабдить штрих-кодовыми этикетками товары  
печатать этикетки в любом алфавите штрих-кода 
возможно подключение штрихкодовых принтеров к электронным весам - тогда печатаемый код будет содержать и внутренний код и вес товара.  

Информация о работе Информационные технологии в логистике