Глобальная логистика в современном мире и на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:41, доклад

Описание работы

Любой организации, действующей в рамках национальной экономики, нужна эффективная логистическая система, но она приобретает совершенно другое значение при проведении международных операций, как в производстве, так и в торговле. На внутреннем рынке логистика обеспечивает услуги с добавленной стоимостью в относительно контролируемых условиях.

Файлы: 1 файл

Глобальная логистика в современном мире и на предприятии.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Глобальная  логистика в современном мире и на предприятии 


Любой организации, действующей в рамках национальной экономики, нужна эффективная  логистическая система, но она приобретает  совершенно другое значение при проведении международных операций, как в производстве, так и в торговле. На внутреннем рынке логистика обеспечивает услуги с добавленной стоимостью в относительно контролируемых условиях. На международном рынке логистика должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к логистике на внутреннем рынке, но помимо этого ей приходится справляться с намного большей неопределенностью, порождаемой возросшими расстояниями, спросом, разнообразием правил регулирования и документации. Комбинации оперативных проблем, с которыми сталкиваются глобальные логистические системы, существенно разнятся в зависимости от региона, где проводятся операции. Например, для логистической деятельности в североамериканском регионе присущи широкий географический размах, высокая потребность в наземных средствах транспортировки и относительно небольшие объемы таможенной (межгосударственной) документации. С другой стороны, логистические операции в Европе имеют куда меньший географический масштаб, но зато сопряжены с преодолением множества политических, культурных, экономических и языковых барьеров. Островная природа Азиатско-Тихоокеанского региона требует от логистики организации значительных по протяженности грузоперевозок средствами морского или воздушного транспорта. Из-за этих межрегиональных различий логистическим менеджерам, участвующим в международных операциях, нужно владеть многообразными навыками, ресурсами и опытом.

В прежние времена  компании имели возможность вполне благополучно ограничить свою логистическую  деятельность каким-то одним регионом. По сути дела, такая региональная специализация сама по себе могла принести значительный конкурентный успех. Для некоторых фирм это так и по сей день. Однако компании, желающие и впредь, расти и процветать, больше не считают узкорегиональную хозяйственную стратегию достаточной. Для финансирования роста компаниям нужно добиваться экономии за счет масштабов производственной или маркетинговой деятельности, а это уже требует глобальной логистики. Развитие компетентности в логистике до глобального уровня предполагает организацию международных грузоперевозок, наличие специалистов с языковыми знаниями, поддержание хозяйственных связей в очень протяженной логистической цепи.

Что касается сложности  логистической деятельности, то участие  в международных операциях усиливает  неопределенность и ограничивает возможности контроля. Неопределенность растет из-за увеличения дальности и продолжительности грузоперевозок, а также из-за меньшего знакомства фирм с внешними рынками.

Ослабление контроля происходит в результате привлечения  большего числа посредников и вмешательства государств в установление таможенных процедур и внешнеторговых барьеров.

Эти специфические  проблемы существенно осложняют  создание производительных и эффективных  глобальных логистических систем. Однако в современной экономике глобализация хозяйственной деятельности стала реальностью, от которой не уйти. В силу этого логистике приходится справляться с упомянутыми трудностями. К счастью, существуют также факторы, подстегивающие и облегчающие глобализацию, способствующие преодолению межгосударственных границ в логистических операциях. Существует немало движущих сил, которые побуждают фирмы к выходу на мировой рынок и одновременно содействуют этому процессу. Стремление к росту и выживанию в конкурентной среде служит компаниям стимулом для расширения международных операций. Существуют пять главных факторов глобализации и взаимосвязи между ними: экономический рост, опора на логистическую цепочку, регионализация рынка, технологический прогресс и дерегулирование экономики.

Экономический рост. Стремление к экономическому росту и увеличению прибыли является основным фактором, побуждающим компании к обслуживанию мирового рынка. Опора на логистическую цепочку.

Традиционно фирмы  стремились держать логистический  процесс под своим полным контролем, пытаясь самостоятельно выполнять как можно больше важных операций и функций. Подобная ориентация на внутреннюю деятельность обычно означала содержание частных складов, транспортного парка и систем обработки информации.

Обеспечивая максимальный контроль, такая "приватизация" вместе с тем требовала большего объема активов для поддержки логистических операций. Это поглощение активов логистикой не особенно заметно сказывается на прибыльности, но для хорошей рентабельности активов желательно, чтобы в любой сфере хозяйственной деятельности было связано как можно меньше капитала. Логистические менеджеры обнаружили, что могут сократить объем занятого капитала, передав "на сторону" многие логистические функции. В результате уже в 80-х годах использование сторонних специалистов по логистике превратилось в общепринятую практику.

Обособление логистической  деятельности послужило ключевым средством  финансовой поддержки международной  экспансии. Внедряя экономичные  методы ведения бизнеса, содействующие  закреплению на мировом рынке, фирмы "капитализировали" приобретенный ранее опыт. Они стремились к созданию союзов с поставщиками мирового уровня, способными при разумных издержках предоставлять качественные логистические услуги в таких международных операциях, как консолидация и экспедирование грузов, транспортировка, ведение необходимой документации, управление объектами логистической инфраструктуры.

Регионализация. Как  указывалось выше, потребность в  освоении новых рынков для поддержания  устойчивого роста послужила  главной движущей силой, побудившей компании искать потребителей за пределами национальной экономики. И в первую очередь выбор таких ориентированных вовне фирм падал обычно на соседние регионы. Для стимулирования региональной торговли и защиты торговых партнеров от внешней конкуренции, страны принялись оформлять свои экономические связи официальными межгосударственными соглашениями. Наиболее известные примеры -Европейский Союз и Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА).

Развитию внутрирегиональной торговли способствуют снижение торговых пошлин, ослабление таможенных ограничений, внедрение единых стандартов транспортной документации и общих систем транспортировки и грузопереработки. Главная цель этих мер - наладить такое движение грузопотоков, как если бы и пункт отправления, и пункт назначения находились в границах одной страны.

Регионализация  рынков облегчает международную  торговлю, однако сохраняющиеся внутригосударственные  ограничения и требования по-прежнему создают препятствия в логистической  деятельности. И все же чистый эффект регионализации работает на глобальную логистику.

Технологический прогресс. Развитие средств связи и информационных технологий - это четвертый фактор, содействующий расширению международной хозяйственной деятельности. Благодаря рыночным коммуникациям потребители разных стран узнают о зарубежных товарах, что ускоряет конвергенцию потребительских нужд и предпочтений в мировой экономике. Они хотят получать лучшие из имеющихся продуктов по как можно более низким ценам. 
Технологический прогресс расширил также техническую базу обмена информацией, открыв широкий доступ к компьютерам и информационным сетям. Вся международная коммерческая документация (заказы, транспортные и таможенные документы и проч.) традиционно велась в бумажной форме, что требовало значительного времени на ее обработку и пересылку, а зачастую еще и порождало множество ошибок.

Многие  факторы "устраняют" границы в международной хозяйственной деятельности. Вместе с тем по-прежнему сохраняются серьезные преграды на пути глобальной логистики. Наиболее существенны три такие противодействующие силы: особенности рынков и конкуренции; финансовые барьеры; каналы распределения. Задача глобального логистического менеджмента - соблюдать баланс между издержками, которых требует преодоление этих препятствий, и потенциальными выгодами от международной торговли. Только такой баланс позволяет получить реальный выигрыш от успешной международной деятельности. 
Рынки и конкуренция. К числу рыночных и конкурентных барьеров относятся ограничения для вступления на рынок, недостаточная доступность информации, ценообразование, правила конкуренции. Ограничения для вступления на рынок принимают форму законодательных барьеров или технических препятствий на пути ввоза товаров.

Отсутствие  или недостаточность рыночной информации - это еще одно препятствие для  глобальной логистики. Помимо ограниченного  доступа к информации о размерах рынка, демографических характеристиках и особенностях конкуренции существует еще дефицит координирующей информации, определяющей условия импорта и требования к документации. Еще один тип рыночных барьеров связан с ценообразованием и таможенными тарифами (пошлинами). Ценообразование в международной торговле очень сильно зависит от обменных курсов валют.

Большинство фирм, участвующих в международных  операциях, хорошо освоилось в высококонкурентной среде, однако различия между странами в правилах, регламентирующих конкуренцию, продолжают служить барьером для глобальной логистики.

Финансовые  барьеры. Финансовые барьеры для  глобальной логистики коренятся  в проблемах прогнозирования  и в институциональной инфраструктуре. Прогнозирование в любом случае дело непростое, но оно многократно усложняется на глобальном уровне. Задача прогнозирования на внутреннем рынке - предсказать будущий объем продаж в натуральном или денежном выражении с учетом тенденций спроса, возможных действий конкурентов и сезонных колебаний. На международном уровне эту задачу затрудняет необходимость учета дополнительных факторов: валютных курсов, таможенных правил и процедур, особенностей экономической политики государств.

Барьеры, обусловленные институциональной  инфраструктурой, связаны с крупными различиями в формах работы таких вспомогательных посредников, как банки, страховые компании, юридические консультанты или перевозчики. Такое сочетание финансовой и институциональной неопределенностей затрудняет планирование потребностей в продуктах и финансировании. В результате логистическим менеджерам для поддержки международных операций приходится предусматривать дополнительные объемы запасов, сроки транспортировки и финансовые ресурсы.

Каналы  распределения. Межгосударственные различия в каналах распределения в частности, стандарты инфраструктуры и отдельные торговые соглашения составляют еще одно препятствие для логистических менеджеров. Проблема стандартизации инфраструктуры обусловлена национальными и региональными особенностями средств транспортировки и оборудования грузопереработки, складских и портовых мощностей, систем связи и информационного обмена. Хотя в последнее время предпринимались усилия, направленные на стандартизацию через внедрение контейнерных перевозок, транспортное оборудование, используемое в разных странах, по-прежнему сильно различается по размерам, мощности, грузоподъемности, ширине железнодорожной колеи. Для того чтобы обнаружить такие различия, не надо далеко ходить: даже в отдельных штатах США действуют свои ограничения на грузоподъемность и линейные размеры допустимых к эксплуатации транспортных средств.

В отсутствие стандартизованной логистической  инфраструктуры грузы при пересечении  национальных границ приходится перегружать  на другие транспортные средства или  в другие контейнеры, что ведет к увеличению издержек и сроков доставки.

Решения о выборе канала распределения зависят  также от торговых барьеров, как  правило, непосредственно ограничивающих ввоз товаров либо увеличивающих  уровень таможенных пошлин при превышении определенного объема импорта.

И так  можно смело сказать, что фирмам, желающим осваивать мировой рынок, прежде всего, следует тщательно  прикинуть соотношение сил, с  одной стороны, способствующих этому, а с другой - создающих препятствия  на этом пути. Расширение международной торговли требует от логистических менеджеров знания мирового рынка и умения мыслить в глобальных категориях. Менеджерам надо хорошо представлять себе перечисленные выше барьеры для международной логистики, альтернативные варианты решения таких проблем и способы их применения в нетрадиционных обстоятельствах. И на внутреннем, и на мировом рынке логистика подчиняется одинаковым принципам, однако условия международной деятельности более сложны и сопряжены с большими издержками. Эти издержки и сложности определяются формулой с условным названием четыре "Д" - дальность перевозок (расстояние), документация, деление национальных культур (культурные особенности), диктат потребительского спроса (удовлетворение запросов потребителей). На мировом рынке расстояния больше, документация более многообразная, а требования к продуктам и услугам, удовлетворяющие потребителей и диктуемые культурными особенностями, как отдельных стран, так и регионов, чрезвычайно различны. Задача логистического менеджмента на глобальном уровне - выработать такие стратегию и тактику, которые отвечали бы условиям четырех "Д".

Успешное  развитие международной логистики  требует интернациональной философии  бизнеса и глобального подхода  к деятельности, которые должны найти  отражение в общей хозяйственной стратегии, оперативных задачах, критериях оценки результатов и принимаемых решениях.

 





Информация о работе Глобальная логистика в современном мире и на предприятии