Смертная казнь в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение места и значения смертной казни как исключительной меры наказания в шкале уголовных наказаний на современном этапе развития нашей страны.
В связи с поставленной целью работы были определены задачи исследования:
- изучение роли смертной казни как исключительной меры наказания в системе уголовного права;
- исследование высшей меры наказания как сложного и неоднозначного явления казахстанской правовой и политической жизни;
- анализ действующего казахстанского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 4
1.1 Понятие смертной казни и ее признаки 4
1.2 Смертная казнь: «за и против» 11
Глава 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ 14
2.1 Процессуальные гарантии при назначении смертной казни 14
2.2 Перспективы отмены смертной казни в уголовном законодательстве Республики Казахстан 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

КР Смертная казнь.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Если приговор к смертной казни  вынесен Верховным Судом РК, он подлежит обжалованию в Надзорную коллегию этого же суда.

Пересмотр постановлений надзорной  коллегии Верховного суда Республики Казахстан и повторное рассмотрение дела в надзорной коллегии Верховного суда Республики Казахстан допускаются  в исключительных случаях по представлению  Председателя Верховного суда Республики Казахстан или протесту Генерального прокурора Республики Казахстан, внесенными в связи с установлением данных о том, что принятое этой коллегией постановление может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан.

Вместе с тем установлено  следующее правило: все дела, по которым  назначена смертная казнь, независимо от жалобы осужденного проверяются  в Верховном Суде РК и в Генеральной прокуратуре РК. Часть 4 ст. 165 Уголовно-исполнительного кодекса предусматривает, что основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключения Генерального прокурора Республики Казахстан об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора, председателя Верховного суда республики об отсутствии оснований для рассмотрения дела в порядке надзора, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании. Ввиду исключительности назначенного наказания заключения по такого рода делам должны подписать руководители названных ведомств либо те, кто исполняет их обязанности.

Наконец, осужденный имеет право  обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту Республики Казахстан.

 

2.2 Перспективы отмены смертной казни в уголовном законодательстве Республики Казахстан

 

С 1 января 2004 года в Казахстане вступила в законную силу альтернатива смертной казни — пожизненное заключение.

Следующий важный шаг  к дальнейшему сужению сферы  применения смертной казни, который  предстоит сделать, - введение пожизненного лишения свободы. Только это наказание  может стать реальной альтернативой  смертной казни. Уверенность в этом основана на материалах судебной практики. С тех пор как в новом Уголовном кодексе максимальное наказание за умышленные убийства было увеличено с 15 до 20 лет лишения свободы, а по совокупности приговоров - до 30 лет, количество смертных приговоров уменьшилось вдвое6. Судьи стали отдавать явное предпочтение новым, более длительным срокам лишения свободы. Исходя из этого, есть все основания полагать, что появление института пожизненного заключения сведет случаи вынесения смертных приговоров до минимума, что создаст предпосылки для полного отказа от смертной казни.

В апреле 2004 года в своем послании народу Казахстана глава государства предложил изучить вопрос о введении моратория на смертную казнь «...и приступить к созданию организационных, материальных и законодательных условий для решения этого вопроса, в частности, ввести меру наказания в виде пожизненного лишения свободы».

Надо помнить, что данный институт представляет собой комплексную  социально-правовую проблему, при решении  которой необходимо учитывать, что  пожизненное лишение свободы является категорией социально-политической, экономической, психолого-педагогической и, наконец, правовой.

Поэтому уже сейчас необходимы проработка данного института, прогнозирование  его деятельности, эффективности  применения, затрат ресурсов на его  реализацию, а также соответствующая  разработка нормативных актов, регулирующих его исполнение, в соответствии с  международными стандартами обращения с лицами, осужденными к пожизненному лишению свободы.

Пожизненное заключение законодательно урегулировано как  альтернатива смертной казни. Так, частью 4 статьи 48 Уголовного кодекса Республики Казахстан установлено, что «пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь…»

Пожизненное лишение  свободы содержится во всех санкциях составов преступлений, за которые  может быть назначена смертная казнь. Оно может быть назначено как судом, так и в порядке помилования. Таким образом, законодательные основы для применения данной меры наказания вполне достаточны, и в случае объявления моратория на смертную казнь судебная практика неизбежно активизирует этот институт как меру наказания за наиболее опасные преступления. Это, в свою очередь, вызовет необходимость совершенствования деятельности учреждений, в которых будут содержаться осужденные этих категорий.

При исполнении наказания  в виде пожизненного лишения свободы потребуется обеспечение особых условий безопасности, в которых можно выделить три основных уровня. Первый уровень - это уровень безопасности для общества, исключающий побеги осужденных этой категории; второй - безопасности для персонала учреждений, в которых будет исполняться этот вид наказаний, и, наконец, третий - уровень безопасности для самих осужденных.

Этот аспект необходимо рассматривать с точки зрения его экономической составляющей. В текущем году министром юстиции  в правительстве был озвучен вопрос выделения необходимых средств на строительство учреждений, соответствующих предъявляемым требованиям, и в ближайшее время он будет обсуждаться на республиканской бюджетной комиссии.

Предстоит построить  хотя бы одно исправительное учреждение для лиц, осужденных к пожизненному заключению, отвечающее требованиям безопасности и обеспечивающее установленные законодательством нормы.

По предварительным  расчетам, строительство такой колонии  обойдется государству в 11,5 миллиарда  тенге (около 74 миллионов долларов США) и займет около двух лет7.

В то же время предлагаются варианты размещения осужденных к пожизненному заключению в имеющихся колониях особого режима.

В любом случае этот вариант  рассматривается в качестве временной  меры, до завершения строительства новой колонии.

Уже сегодня  необходимо просчитывать возможные  криминогенные последствия введения пожизненного лишения свободы и  принять меры к их предупреждению. Само общество должно подойти к осознанию  того, что пожизненное лишение свободы - это достаточная мера наказания за совершение тяжких преступлений, в первую очередь против личности. Это очень важный фактор введения пожизненного лишения свободы и, соответственно, моратория на смертную казнь. Казахстанское общество неоднозначно относится к его введению. В этой связи надо продолжить формирование общественного мнения по введению моратория, в то же время акцентируя внимание на том, что пожизненное лишение свободы является реальной альтернативой смертной казни, практическое применение которого в перспективе приведет к полному отказу от этого вида наказания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе высшая мера наказания исследуется с момента своего возникновения до наших дней как сложное и неоднозначное явление казахстанской правовой и политической жизни.

В первой главе рассмотрен вопрос о понятии смертной казни и определены признаки смертной казни в социальном и юридическом отношении.

Несомненный интерес представляет и зарубежный опыт, тем более тех  стран, которые продолжают применять  смертную казнь. В последние годы появились и новые проблемы, связанные с введением пожизненного лишения свободы как альтернативы смертной казни и как меры, которая применяется вместо смертной казни в случае помилования.

Обстоятельно  анализируется эволюция данного института права, приводится система аргументов «за» и «против» существования этого исключительного юридического средства.

Рассматривая полемику приверженцев и противников отмены смертной казни, можно отметить некоторую ее односторонность. Подавляющее большинство и тех и других оперирует лишь логическими доводами, не затрудняя себя конкретными социологическими исследованиями, не давая социально-демографической, уголовно-правовой характеристики осужденных, не анализируя их поведения во время пребывания в следственном изоляторе и в колонии в случае помилования.

В курсовой работе был проведен анализ статистики за время применения смертной казни в 1995-2002гг.

Указ Главы государства «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь» направлен на реализацию положений Концепции правовой политики Республики Казахстан о дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и является закономерным продолжением закрепленного программными документами курса на ограничение применения смертной казни. Еще в Программе правовой реформы, утвержденной Президентом Республики в марте 1994 года, четко обозначены перспективы поэтапной отмены смертной казни.

Уже в первые годы независимости Казахстана была законодательно отменена смертная казнь за хищения, фальшивомонетничество, нарушения правил о валютных операциях, бандитизм, действия, дезорганизующие работу исправительных учреждений, изнасилование и получение взятки. Следующим шагом стало введение в действие с 1 января 1998 года нового Уголовного кодекса, в котором смертная казнь как исключительная мера наказания сохранена в мирное время практически только за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. Помимо этого, Кодекс запретил назначение смертной казни женщинам, лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, а также достигнувшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста. Были законодательно закреплены положения о том, что смертная казнь может быть назначена виновному только по единогласному решению всех судей, а приговор приводится в исполнение не ранее чем по истечении одного года с момента вступления его в силу. Одновременно законодателем был увеличен максимальный срок наказания за умышленное убийство с 15 до 20 лет лишения свободы, а по совокупности преступлений - до 25 лет. В результате количество смертных приговоров, вынесенных судами, уменьшилось в несколько раз, что не привело к росту особо тяжких преступлений. Более того, число умышленных убийств даже уменьшилось. Это убедительно доказывает, что наличие или отсутствие смертной казни не оказывает серьезного влияния на динамику преступности. Расчет на то, что суровость наказания сама по себе способна удержать человека от преступления, не всегда оправдан, поскольку преступник, как правило, убежден, что ему удастся избежать ответственности.

Многочисленные социологические опросы свидетельствуют о том, что большинство населения нашей страны считает преждевременной полную отмену смертной казни. Мнение общества нельзя не учитывать, поэтому в качестве очередного шага к дальнейшему ограничению применения исключительной меры наказания был выбран мораторий на исполнение смертной казни.

Указ предусматривает приостановление исполнения вынесенных судами приговоров о смертной казни и содержит поручения Правительству о внесении в Парламент проекта закона, направленного на реализацию Указа и введение с 1 января 2004 года нового наказания - пожизненного лишения свободы, являющегося реальной альтернативой смертной казни. При этом сама смертная казнь как вид уголовного наказания не отменяется, а лишь приостанавливается исполнение уже вынесенных судами смертных приговоров. Мораторий является бессрочным, но при необходимости может быть отменен.

 По поручению Главы государства соответствующими государственными органами будет осуществляться постоянный мониторинг криминогенной ситуации в стране в связи с действием моратория, и, в зависимости от его результатов, в дальнейшем будет решаться вопрос о возможности полной отмены смертной казни.

В связи с введением моратория на исполнение смертной казни в Казахстане с 1 января 2004 года в марте 2004 года были внесены дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан. Вносимые поправки предусматривают приостановление исполнения приговоров о смертной казни на весь период моратория, а также закрепляют статус и права осужденных, на которых распространяется его действие.

Поскольку сама смертная казнь, как вид уголовного наказания, не отменяется, а лишь приостанавливается исполнение выносимых судами приговоров, под действие закона подпадают лица, в отношении которых имеется приговор о смертной казни, вступивший в силу до введения моратория или во время его действия.

В соответствии с Законом лица, подпадающие под  действие моратория, будут содержаться  не в следственных изоляторах, как это было ранее, а в одиночных камерах в тюрьме, отдельно от других осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Сам мораторий  является бессрочным и при необходимости  может быть отменен. В связи с  этим, в случае отмены моратория, законом  гарантируется право осужденного на обращение с заявлением о пересмотре приговора о смертной казни, а также на подачу ходатайства о помиловании независимо от того ходатайствовал ли он об этом до введения моратория, либо во время его действия или нет. При этом приговор о смертной казни может быть приведен в исполнение не ранее, чем по истечении одного года после отмены моратория.

Хотя с 1 января 2004 года в Казахстане не выносят и не исполняют приговоров о смертной казни, судьбу этого вида наказания еще нельзя считать решенной. Возможность применения смертной казни сохранена в Конституции Республики Казахстан. Смертная казнь как мера наказания остается в системе наказаний, предусмотренной УК РК. 17 составов преступлений в Особенной части УК РК содержат в своих санкциях наказание в виде смертной казни. Парламент страны не ратифицировал Протокол № 6 об отмене смертной казни, не ввел моратория на это наказание, не изменил названных законов. Многочисленные опросы населения показывают, что общественное мнение страны еще не готово к отмене смертной казни.

В курсовой работе было отмечено, что смертная казнь как уголовное наказание не является сдерживающим фактором при совершении преступлении.

Подводя итог вышесказанному, с учетом мировой тенденции уменьшения как  сферы применения смертной казни, так и количества его, можно сделать вывод, что Казахстан как демократическое, светское, правовое государство, высшей ценностью которого является человек, его жизнь, права свободы (ст. 1 Конституции Республики Казахстан) не может стоять особняком, не реагируя на призывы мировой общественности об отмене смертной казни. Представляется, что наиболее правильным шагом в сложившейся ситуации стал не полный отказ от применения смертной казни, а объявление моратория на определенный период, как предложил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев.

Информация о работе Смертная казнь в Казахстане