Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

Многие, в том числе и правоведы, оценивают это десятилетие различно, подчас противоположным образом, но, независимо от этого, очевидно, что страна существенно изменилась. Соответственно изменился взгляд на Конституцию: мы лучше понимаем, в чем она нам помогает, а в чем помочь не может, надо ли нам сохранять ее в неизменном виде или следует как-то исправить либо даже вообще заменить другой. Но понимание это у всех неодинаково, потому что общество наше остается расколотым, а это значит, что Конституция пока что не выполнила своей интегративной задачи. Может ли она выполнить ее в дальнейшем - вопрос, на который следует ответить в результате всестороннего анализа ее десятилетнего воздействия на общество, который, естественно, невозможен в рамках статьи, посвященной лишь одной из конституционных проблем.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина 4
2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина 8
3. Работа прокурора с обращениями граждан 11
4. Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина 18
Заключение 21
Задача 22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Прокурорский наздор - Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

В случаях нарушения  прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах и арбитражных судах иски в интересах пострадавших. Этим правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пострадавший по своему состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы. Прокурор предъявляет и поддерживает также иски в судах в тех случаях, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда нарушение приобрело (получило) особое общественное значение (общественный резонанс).

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает предусмотренные законом меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

Таким образом, прокуроры  наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им надежно отстаивать права и свободы человека и гражданина. Эти полномочия рассчитаны на активное их применение прокурорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа прокурора  с обращениями граждан

 

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан  занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;

о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;

об органах и должностных  лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;

об органах и должностных  лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в частности:

о процессуальных нарушениях, допускаемых  следователями в ходе ведения  предварительного следствия по уголовным делам;

о непринятии мер к привлечению  к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;

о несогласии с ранее принятыми  органами прокуратуры решениями  по жалобам и обращениям;

о недостойном, по мнению граждан, поведении  работников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления  граждан, прокуроры и следователи  имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем  Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор - руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генеральной  прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ - отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все  поступившие в орган прокуратуры  обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа. Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру  заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки - 75 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры - не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно  разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений  при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению  или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении - о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя  ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется  с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

В отдельных случаях  после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

Информация о работе Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина