Причины и условия преступности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Наиболее распространенным в криминологии является структурный анализ преступности несовершеннолетних, проводимый применительно к восьми видам преступлений: умышленным убийствам, умышленным тяжким телесным повреждениям, изнасилованиям, разбоям, грабежам, кражам личного имущества, хулиганству, кражам государственного и общественного имущества.

Содержание работы

Введение 3
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних 4
Обобщенные причины криминогенного поведения несовершеннолетних 11
Меры профилактики и их классификация 16
Принципы профилактической работы 20
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

криминология.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

Проанализируем криминогенные  группы несовершеннолетних. В старшем  подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет  чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой  межличностных отношений, информационным каналом. Признание в среде сверстников  субъективно особенно значимо в  этом возрасте. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают  контакты с лицами, имеющими сходные  проблемы, трудности, одинаковый, почти  не ограниченный объем свободного времени. При расхождении собственных  взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что криминогенные  группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного  «обогащения» негативными привычками и навыками, но и непосредственно  вовлекают в антиобщественное поведение3.

По выборочным данным, около 20% их членов не исключают возможности  добывания денежных средств преступным путем, более 60% - рассматривают насилие  как возможный способ разрешения конфликтов, а 30% - постоянно прибегают  к нему на практике, более половины - всегда решают конфликты с другими  группами путем применения силы.

 

Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для  выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно  либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного  воспитания и противодействующего  негативным воздействиям в среде  неформального общения. Профилактические резервы педагогических коллективов  остаются нереализованными и потому, что школа склонна исключать  предупреждение правонарушений из круга  своих задач, в том числе и  в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Соответственно педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, индивидуально-предупредительную работу с состоящими на учете в милиции (осужденные условно или с отсрочкой  исполнения приговора и т.п.) рассматривают  как стороннюю функцию.

Что же касается работающих подростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, еще недавно (пусть не во всех случаях) оказывавшая определенное влияние  на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при росте безработицы внепрофессиональные  проблемы работающих подростков все  в большей степени становятся предметом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что причинами  и условиями преступности несовершеннолетних является следующее:

 

1. Неудовлетворительные  условия воспитания детей в  семье. Ежегодно около 50 тыс.  граждан представляются к лишению  родительских прав. Органами МВД  взято на учет 113 тыс. родителей,  отрицательно влияющих на поведение  детей (употребляют спиртное и  наркотики, бьют супругов и  детей, подают отрицательный пример). 70% всех детских травм - семейно-бытового характера.

 

2. Недостаточная помощь  родителям в воспитании детей  со стороны школьных педагогов,  специалистов МВД и общественности. Реформы педагогической и правоохранительной  систем, инициированные в 1991 г., были  ориентированы на ликвидацию  воспитательной функции школы  и профилактической функции милиции.  Жизнь показала ошибочность и  порочность этого курса реформ4.

 

3. Низкий уровень воспитательной  работы в школах, неподготовленность  педагогических кадров к проведению  эффективной воспитательной работы  с трудными детьми, неадекватное  стимулирование этой деятельности.

 

4. Распад семей, приводящий  к тому, что ежегодно остается  без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется  ростом ранней смертности родителей,  влекущим рост сиротства. Вероятность  стать преступником в неполной  семье возрастает почти в три  раза.

 

5. Безработица, обнищание  семей, неспособность родителей  обеспечить детей полноценным  питанием и одеждой. Бедная  семья практически утрачивает  способность защищать детей от  негативных влияний окружающей  среды, в значительной мере  она сама становится криминогенным  фактором.

 

6. Приобретение массового  характера уклонения детей от  получения образования в начальной  и средней школе, раннее начало  трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер.

 

7. Обнищание родительской  семьи, безработица либо неполучение  зарплаты родителями и значительные  заработки детей в теневом  и криминальном бизнесе исключают  положительное отношение к честному  труду. В семьях, где малолетние  дети содержат родителей, последние,  как правило, утрачивают авторитет  и оказываются неспособными выполнять  какие-либо позитивные педагогические  функции.

 

8. Начавшие раннюю трудовую  жизнь дети, обычно оказываются  отрезанными от духовной жизни,  физической культуры, спорта, здорового  досуга и, вообще, здорового образа  жизни. Через достаточно короткий  срок они практически утрачивают  способность к духовному развитию.

 

9. Идеологический вакуум  после развала коммунистического  режима, ликвидации пионерских и  комсомольских организаций в  значительной мере заполнился  криминальной идеологией, культом  насилия, индивидуализма, корысти  и цинизма.

 

10. Пороки социальной политики  государства, деградация системы  здравоохранения влекут рост  физических и психических заболеваний  среди детей, различные психические  аномалии, которые можно было  бы скорректировать в раннем  возрасте, из-за недостатка медицинского  обслуживания приобретают устойчивый  характер. Впоследствии они оказывают  влияние на мотивацию преступного  поведения.

 

11. Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований. Занятия в секциях борьбы заменяются групповыми драками.

 

3.Меры профилактики  и их классификация

 

За последние годы в  стране распалась ранее существовавшая советская система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. Эта система включала свыше 50 социальных институтов — разнотипных государственных  и общественных организаций и  учреждений.

Очень дорогую цену общество вынуждено платить в связи  с демонтажем системы профилактики, свертывания многомиллионного движения общественности за укрепление правопорядка. Лишившись таких ее структурных  компонентов, как народные дружины, советы профилактики, общественные пункты охраны правопорядка, товарищеские суды, посты народного контроля и т. п. и не создав ничего нового, государство  не просто ослабило свой профилактический потенциал, а как бы провело полосу отчуждения между официальной судебно-правовой властью и населением. А ведь применительно  к преступности нужен и должен быть широкий общественный контроль, контроль, основанный на заинтересованности всего гражданского общества5.

Столь неоправданным оказался демонтаж системы правового просвещения  и воспитания населения. Также ее звенья, как преподавание основ права  на всех ступенях образования, правовые народные университеты, постоянные телепередачи и юридические рубрики в газетах  и журналах, несли не только нужную правовую информацию, но и формировали  нравственность, гражданственность, законопослушание. Веление времени — возрождение  системы профилактики преступного  поведения и дальнейшее ее развитие, создание новых форм, с дальнейшим постоянным ее усовершенствованием.

В доперестроечной криминологической  литературе подробно были изложены общие  требования к организации системы  профилактики преступности несовершеннолетних. Сейчас же многолетний накопленный  опыт профилактики преступности не используется.

 

Исследования, проведенные  правоохранительными органами, показывают, что преступность несовершеннолетних более “чувствительна”, чем взрослая преступность, к мерам борьбы с  ней.

Чем же достигалось снижение преступности подростков в ряде школ, училищ и регионов страны?

Это, прежде всего, реализация на уровне региона — общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную роль сыграли  координационные советы, создаваемые  в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организаций и системы образования, которые обеспечивали планомерность  и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий  жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Это не только глобальные социальные меры, направленные на стабилизацию политической, экономической, социальной обстановки в стране, без  разрешения которой о коренном переломе в борьбе с современной преступностью  не может быть и речи. Это —  сфера политики, деятельности политиков  и власти в целом. Важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные заведения  и должностные лица на местах. Она  должна включать как общие меры, так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-криминологические  меры предупреждения групповых и  индивидуальных преступлений несовершеннолетних.

Общие меры включают повышение  качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это — четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий (“праздничных огоньков”, дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т. д.).

Общие меры включают также  меры воспитательные. Сюда относится  не только “повышение воспитывающей  роли обучения”, но и гуманизация  межличностных отношений педагогов  с учащимися. Это весьма важная и  острая проблема, поскольку по официальным  данным Министерства образования 46 процентов  учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета  Конвенции о правах ребенка. Представьте  только себе — каков уровень дидактогении в нашей стране, при таком проценте авторитарных учителей. Сколько в  отечественной педагогике говорилось, что подросток, учащийся не только объект, но субъект воспитания, что главным  инструментом воспитания является коллектив  учащихся. Одним из инструментов воспитательного  процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (пионеры, спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического самоуправления, проведение ученических  конференций и др.).

Конечно, эти общие и  воспитательные меры не принесут результатов, если не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами, связанными с социальной защитой  личности, гарантирующими права на труд, отдых, социальное обеспечение.

 

К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:

психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента  и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически  запущенных учащихся, состоявших на учете  в ОППН и КДН, а также имеющих  судимости, прибывших из спецшкол или  колоний), выявление их дружеских  связей внутри школы (училища) и за ее пределами;

психокоррекционные: систематическая  правовоспитательная работа с этими  учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;

психопрофилактические: использование  широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны  подростков, “вытесненных” из неблагополучных  семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища  и за их пределами.

 

К специальным криминологическим  мерам относятся:

выявление асоциальных, криминогенных  и криминальных групп, установление их внутриучилищных и внешних  связей;

выявление роли каждого члена  группы и разработка мер его отрыва от группы;

выявление фактических и  потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;

разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков.

 

4.Принципы профилактической  работы

 

Успех названных мер зависит  от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой  преступности несовершеннолетних, глубокого  знания и соблюдения основных принципов  профилактической работы. Прежде всего, каждый участник профилактической работы должен четко представлять себе особенности  подростковой преступности и особенности  ее профилактики. Принцип компетентности запрещает делать “все за всех”, предполагает полное использование администрацией учебного заведения и его коллективом  предоставленных им прав и полномочий, прежде, чем обратиться в правоохранительные органы за помощью. Вместе с тем, едва ли сможет мастер производственного  обучения, классный руководитель выявить  характер криминальной группы, ее структуру, лидеров, дифференцировать роли каждого, если они не владеют азами психологии и такими психологическими методами, как психологическое наблюдение, методика интервьюирования, обобщение  независимых характеристик, метод  самооценок, различные тестовые методики (например, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Семейный праздник”, различные  проективные тесты), метод незаконченных  предложений и др.

Информация о работе Причины и условия преступности несовершеннолетних