Предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, лекция

Описание работы

Вопросы предупреждения преступлений всегда остро стояли и стоят сейчас перед правительством всех государств мира. А поэтому, одной из основных задач, решаемой учеными-юристами, является разработка модели, позволяющей эффективно бороться с негативными социальными явлениями.
В современном мире противостояние преступности осуществляется двумя основными путями:
1) во-первых, это — воздаяние за зло, кара, наказание;
2) во-вторых — устранение самой угрозы противоправного посягательства, недопущение или устранение того, что может причинить вред благам и ценностям, охраняемым законом.

Содержание работы

1. Понятие «профилактика преступности» и его соотношение со смежными понятиями.
2. Виды и уровни профилактики преступности
3. Индивидуальная профилактика преступного поведения.
4. Общесоциальные методы криминологической профилактики
5. Специально-криминологические методы профилактики.
6. Возникновение и развитие контроля над преступным поведением.

Файлы: 1 файл

Profilaktika.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Нормами административного права устанавливается порядок деятельности милиции, контрольных и иных государственных органов, определяются их компетенция, обязанности и права в сфере предупреждения преступности и других правонарушений. К административному праву относятся нормативные правовые акты отраслевых органов исполнительной власти, детально регламентирующие их деятельность по профилактике правонарушений.

Следует отметить, что  практически нет такой отрасли права, которая не содержала бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. Все законодательство, регулирующее деятельность по профилактике преступлений, можно подразделить по юридической природе на ряд групп. Среди них выделяются нормы, содержащиеся:

а) в действующих кодексах (Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном, Гражданском, Семейном, Кодексе об административных правонарушениях и др.);

б) в федеральных законах («О наркотических средствах и  психотропных веществах», «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О противодействии легализации (отмывания) доходов, нажитых преступным путем и др.);

в) в указах Президента РФ (от 3 марта 1998 г. «Об обеспечении  взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики», от 27 октября 1997 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма» и др.);

г) в постановлениях и  распоряжениях Правительства РФ (Федеральные программы по усилению борьбы с преступностью);

д) в приказах и других актах правоохранительных органов (например, приказ МВД России от 11 августа 1998 г. № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», приказ Генерального прокурора РФ № 34/1997 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью»).

Исследования показывают, что в систематизированный перечень норм, относящихся к профилактике преступлений и других правонарушений, входят нормы из более ста источников — законов и подзаконных нормативных актов. Только по отраслям права в указанный перечень можно включать около 3 000 норм, выделенных из 26 законов и подзаконных актов.

По признаку сферы  регулирования профилактики преступлений они составляют почти 300 норм из 74 источников — законов и других юридических актов нормативно-правового характера. И если бы попытаться собрать их воедино, то могла образоваться новая отрасль права (условно говоря), которая не имела бы аналогов по степени охвата регулируемых ею общественных отношений.

Однако сегодня, несмотря на обилие нормативных правовых норм профилактической направленности, содержащихся в соответствующих законах и других актах федеральных органов, правовое регулирование профилактики преступлений (правонарушений в целом) носит разрозненный характер, нет его фундаментальной основы, в связи с чем назрела острая необходимость его упорядочения и развития.

Оценивая складывающуюся практику правового регулирования  криминологической профилактики на региональном и местном уровнях, следует подчеркнуть, что какой-либо ее стройной системы здесь также не сложилось, она в основном носит фрагментарный характер. Такое положение, по-видимому, связано не только с отсутствием общефедерального закона о профилактике преступлений, но и с недопониманием важности предупредительных мер в ряду основных направлений борьбы с преступностью.

Кроме того, до настоящего времени  не приняты федеральные законы «О коррупции», «Об организованной преступности», «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка» и др., что, безусловно, не способствует воссозданию системы профилактики преступлений.

 

 

 

5. Специально-криминологические  методы профилактики.

 

Переходя к изложению  содержания методов профилактики на специально-криминологическом уровне, следует подчеркнуть, что в зависимости от направленности и характера предупредительной деятельности их принято разделять на методы общей и индивидуальной профилактической работы.

Методы индивидуальной профилактики, как это видно из ее названия, полностью подчинены задаче недопущения конкретных преступлений со стороны определенных лиц, могущих встать на преступный путь.

Методы общей  профилактики применяются в более широких целях — для воздействия на обстоятельства, которые могут порождать или способствовать совершению многих преступлений.

Между этими методами нет противопоставлений, жестких  границ. Так, методами общей профилактики могут выявляться и устраняться причины и условия конкретных преступлений.

Рассмотрим основные методы общей криминологической профилактики, применяемые правоохранительными органами. Основными из них являются:

1. Выявление и анализ причин и условий, ситуаций совершения преступлений.

Выявление и анализ причин и условий преступности возможен на основе разнообразной внутренней и внешней информации. Источниками такой информации могут быть данные уголовной статистики, отчеты судебных, правоохранительных органов, материалы уголовных дел, административной практики, а также обязательно должны учитываться сведения, характеризующие типы социальной микросреды района, города, области (семейно-бытовой, учебно-воспитательной, производственно-трудовой, общественно-политической, религиозной и т.д.).

2. Из описанного вытекает  другой метод профилактики — разработка и осуществление мероприятий по устранению (блокированию, нейтрализации) причин и условий преступности. Он связан с «мерами-действиями» самих правоохранительных органов. Так, правоохранительные органы планируют и осуществляют проверки предприятий, учреждений и организаций, других объектов, расположенных на обслуживаемой территории, где часто совершаются преступления, либо которые наиболее поражены криминогенными факторами (банковская, кредитно-финансовая сферы, внешнеэкономическая деятельность, нефтеперерабатывающая, горнодобывающая, автомобилестроительная и некоторые другие отрасли).

С целью профилактики отдельных видов преступлений проводятся комплексные и целевые оперативно-профилактические операции с привлечением больших сил работников милиции, других правоохранительных органов, иногда внутренних войск и общественности. Они могут охватывать всю территорию страны, субъекта РФ, города, района, нескольких населенных пунктов. О направленности операций можно судить по их названиям. Это, например, «Арсенал», «Подросток», «Режим», «Розыск», «Мак» и другие, связанные с изъятием незаконно хранящегося оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, с задержанием преступников, предупреждением беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних.

3. Третьим важным методом  являются «меры-сигналы», инициированные правоохранительными органами по устранению причин и условий преступлений, осуществляемые другими субъектами. О выявленных правоохранительными органами криминогенных факторах информируются органы власти, органы местного самоуправления, контролирующие органы, органы управления коммерческими и некоммерческими организациями, руководители предприятий, учреждений и другие субъекты.

Если действие причин и условий связано с нарушением законов, других нормативно-правовых актов, то «меры-сигналы» осуществляются в жесткой форме, - в виде прямых предписаний, обязательных к исполнению требований, например в форме прокурорского протеста или представления, предписания тех звеньев правоохранительных органов, которые имеют статус государственных инспекций (ГАИ).

В других случаях «меры-сигналы» выглядят как предложения, рекомендации по устранению причин и условий совершения преступлений.

4. И еще один метод,  на котором необходимо остановиться  – это оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств. Его содержанием являются целенаправленные меры по распространению среди разных слоев населения, разных групп, отдельных граждан знаний о приемах, способах защиты от возможных преступных посягательств. Это могут быть специальные программы, пособия, памятки, буклеты о том, как защитить себя, свою семью, свое жилище и свою собственность от преступных посягательств. Например, для родителей школьников — памятка антинаркотической направленности, разъясняющая признаки, по которым следует заподозрить потребление ребенком наркотиков. В беседах с населением необходимо разъяснять положения закона относительно возможностей предотвращения и пресечения преступных посягательств, освобождения от уголовной ответственности за вред, причиняемый при необходимой обороне, при задержании лица, совершившего преступления.

Методы индивидуальной профилактики состоят в том, чтобы воздействовать на антиобщественные свойства личности. Осуществляя индивидуальную профилактику, субъекты предупредительной деятельности (органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, социальные работники, педагоги-организаторы и др.) выявляют лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на таких лиц необходимого воспитательного воздействия и предупреждению с их стороны преступлений.

В системе методов  индивидуальной профилактики различают  четыре группы методов:

- убеждения;

- поощрения;

- организации положительной деятельности профилактируемых;

- принуждения.

Убеждение. В современных условиях наряду с беседами в профилактической работе все больше входит в практику ее субъектов внедрение новых способов воспитательного воздействия, связанных с организацией тестов, тренингов, экспериментов, особенно в среде молодежи и подростков. Их цель заключается в том, чтобы в сложившихся социально-экономических условиях помочь людям выбрать правильное поведение, устойчивый иммунитет к негативным воздействиям макро- и микросреды, в т.ч. и криминального характера. Эти приемы направлены на перестройку сознания, мотивов деятельности.

Методы убеждения реализуются  с помощью различных приемов  воспитательного воздействия, прежде всего разъяснения (содержания и смысла правовых норм, сочетания прав и обязанностей личности, правомерных способов удовлетворения разумных потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем) и опровержения (развенчание «уголовной романтики», легкомыслия, пренебрежительного отношения к общезначимым социальным ценностям).

Поощрение. В работе с правонарушителями применяются различные приемы поощрения. Например, в Уголовном кодексе РФ предусмотрена система поощрительных норм. Так, лицу, осужденному к условной мере наказания, за примерное поведение в качестве поощрительной меры суд может отменить полностью или частично ранее установленные обязанности.

Организация положительной деятельности. Этот метод предполагает целенаправленное формирование у профилактируемых устойчивых стереотипов социально одобряемого поведения (навыков и привычек требуемого поведения). Организации подлежит: а) трудовая деятельность; б) семейно-бытовая сфера жизнедеятельности; в) досуг.

Принуждение. Сегодня применение этого метода в соответствии с законом значительно сужено, и он не играет той роли в предупреждении преступлений, какую играл ранее. Канули в Лету многие принудительные меры общественного воздействия, не применяются такие способы воздействия на правонарушителей, как лишение премий, перенос очередности на получение квартир и отпуска на неудобное время. Отменен ряд карательных санкций, таких как принудительное лечение и трудовое перевоспитание злостных пьяниц и наркоманов без применения уголовного наказания, «административная преюдиция», когда, например, за повторное мелкое хулиганство профилактируемое лицо могло быть осуждено к лишению свободы и изолировано от общества, и др.

Раньше в структуре  метода выделялись меры специально профилактические, направленные на обеспечение общественной безопасности, предотвращение негативных последствий правонарушений: привод, официальное предостережение лиц, ведущих в течение четырех месяцев паразитический образ жизни, и т.д., и меры юридической ответственности.

Сегодня метод принуждения  реализуется в индивидуальной профилактике преступлений в основном путем применения мер принудительного воздействия на профилактируемых, совершивших правонарушения, предусмотренные административным, налоговым, таможенным, гражданским, семейным и иным законодательством. Профилактическое значение этих мер выражается в том, что, причиняя определенные стеснения, ограничения человеку и воздействуя на сознание правонарушителя, они способствуют переоценке его действий и поступков, подталкивают к правоверному поведению.

В настоящее время к специальным профилактическим мерам принудительного характера относятся:

- привод осужденных  к мерам, не связанным с лишением  свободы, не являющихся по вызову  или на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию (ст. 39 УИК РФ);

- запрещение осужденному пребывание вне дома в определенное время суток, запрещение покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска;

- запрещение пребывания  в определенных местах района (города);

- обязанность до двух раз в месяц являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию (ст. 41 УИК РФ).

Схожие принудительные меры, имеющие профилактическое значение, предусмотрены в отношении лиц, состоящих под административным надзором органов внутренних дел. С учетом особенностей личности поднадзорного, его поведения и т.д. предусмотренные законом ограничения применяются полностью или частично и могут в необходимых случаях продлеваться сверх установленного срока.

К основным мерам, имеющим  профилактическое значение, связанным с юридической ответственностью, помимо уголовного наказания, относятся:

а) административные взыскания  — арест, исправительные работы, штраф, лишение специального права, предоставленного гражданину (управления транспортным средством, охоты и т.д.);

б) таможенные взыскания  — штрафы, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенный органом; конфискация товаров и транспортных средств; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (ст. 242 ТК РФ);

в) гражданско-правовые меры — ограничение дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками  или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ); ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ст. 26 ГК РФ), а также признание сделок недействительными, денежная и иная компенсация за вред, причиненный правонарушениями;

Информация о работе Предупреждение преступности