Предупреждение неосторожных престулений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

География преступности – это пространственно-временное распределение уголовно наказуемых деяний (по уровню, структуре, динамике), связанное со спецификой различных регионов мира, разных стран или административно-территориальных единиц одной страны, с численностью, структурой и расселением населения на изучаемых территориях, со своеобразными формами организации жизни людей, условиями их труда, быта, отдыха, культуры, национальных традиций и иных особенностей

Содержание работы

География, экология, топография и цена преступности……… …………3
Преступления по неосторожности и их предупреждение… …………….19
Список литературы… ……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

контрольная криминология.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Цена преступности проявляется в юридически значимых вредных последствиях, т.е. в характеристиках  вреда, наносимого общественным отношениям, охраняемым уголовным законом.

Цена преступности, это преступные последствия, влекущие за собой противоправное изменение  общественных отношений, заключающееся  в полном или частичном, временном  или постоянном затруднении или  ликвидации возможности осуществления  субъектом отношений своих интересов.

Цена преступности, как последствие преступления –  это тоже социально вредное изменение  охраняемых законом отношений, но причиненное  неосторожным поведением лица либо наступившее  от произведенного этим лицом преступного  результата. Последствием является также  вредное изменение охраняемого  законом объекта, происшедшее при  виновном воздержании лица от совершения требуемого действия2.

Таким образом, цена преступления непосредственно  связана с объектом преступления. В этом проявляется их дуалистичная природа: являясь признаком объективной  стороны преступления, преступные последствия  выражаются в нарушении объекта  посягательства. Однако относить общественно  опасные последствия к указанному элементу состава преступления, как  это делают некоторые авторы, нет  никаких оснований.

Рассматриваемый признак объективной стороны  характеризуется двумя специфическими признаками: во-первых, им выступает  вред, причиненный объекту преступления; во-вторых, ценой преступности является не любой вред, а лишь тот, что  указан в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Преступное  последствие – объективное выражение  общественной опасности деяния, оно  присуще любому преступлению. В преступном последствии реализуется та общественная опасность действия или бездействия, из-за которого оно запрещено уголовным  законом.

Раскрыть  общественную опасность преступления – это значит в первую очередь  и главным образом показать, какой вред для общества несет с собой данное преступление, сколь отрицательно влияет, тормозит, подрывает выполнение тех или иных политических и хозяйственных задач совершенное лицом преступление3.

Это не означает, конечно, что тяжесть преступления заключается лишь в его последствии. Как уже указывалось, его общественная опасность зависит от места, времени, обстановки, формы и вида вины, личности виновного и ряда других обстоятельств.

Не все  общественно опасные последствия  равнозначны. Одни из них характеризуют  конкретный состав преступления, другие – нет; первые входят в основание  уголовной ответственности, вторые находятся за пределами состава  преступления. В связи с этим необходимо выделять основные последствия и  дополнительные.

Основное  последствие входит в состав преступления и указано в диспозиции уголовно-правовой нормы. Именно для его предотвращения установлена уголовная ответственность.

Дополнительное (факультативное) последствие –  это такого вида вред, который по характеру и степени общественной опасности не достигает уровня последствий, указанных в законе. Оно наступает  не во всех случаях. Согласно данным нашего исследования, такого вида последствия  установлены в 78,3% транспортных преступлений. Так, при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации, например, железнодорожного транспорта может  причиняться легкий вред здоровью пассажиров, но может этого и не быть. Наступление  вреда такой тяжести рассматривается  как дополнительное последствие.

Выделение рассматриваемых  последствий имеет практическое значение. Во-первых, в случае их наступления  не требуется квалификация по совокупности, поскольку они охватываются составом преступления; во-вторых, наличие дополнительных последствий имеет значение для  назначения наказания. Если в одном  случае, кроме указанных в ст. 263 УК, был причинен легкий вред здоровью, в другом – таких последствий не было, то при одинаковой квалификации эта разница должна учитываться при определении меры наказания.

В теории уголовного права цену преступности принято  классифицировать и по другим основаниям. Так, выделяются простые и сложные  последствия. Деление общественно  опасных последствий на такие  виды обусловлено спецификой объекта  посягательства. Первые из них присущи  преступлениям с простым составом, когда наличествует лишь один объект, которому и причиняется вред; вторые – преступлениям со сложным составом, имеющим два и более непосредственных объекта, терпящих урон от совершенного посягательства.

По характеру  все последствия преступности классифицируются на материальные и нематериальные. В свою очередь материальные объединяют два вида последствий: а) имущественный  вред; б) физический вред.

Имущественный вред может проявляться как в  виде реального ущерба, так и упущенной  выгоды. Рассматриваемый вид общественно  опасного последствия наиболее характерен для преступлений в сфере экономики, хотя он встречается и в преступлениях  другого вида. Все формы хищения  влекут причинение реального ущерба, а причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу  имущества путем обмана или злоупотребления  доверием при отсутствии признаков  хищения (ст. 165 УК) – упущенную выгоду. Имущественный вред характеризуется количественными параметрами, он может быть оценен в денежном выражении.

Второй вид  рассматриваемых последствий не относится к личности и представляет собой идеологический, политический, организационный вред. Эти последствия  характерны для преступлений, совершаемых  в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК), а также преступлений, направленных против государственной власти (раздел Х УК), против мира и безопасности человечества (раздел ХХII УК)4.

В некоторых  случаях цена преступности может  носить комплексный характер. Иными  словами, одно действие или бездействие  порождает разные по своей сути преступные последствия. Так, преступление, предусмотренное  ст. 136 УК, в связи с нарушением равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям способно причинить потерпевшему имущественный ущерб, моральный вред, существенно ограничить его политические и иные, предусмотренные Конституцией РФ права.

Цена преступности имманентна преступлению, беспоследственных  преступлений нет и быть не может. Однако законодатель не всегда их указывает  в статьях Особенной части  УК. Но независимо от этого их установление (определение характера и размера (объема) наступившего вреда) обязательно  в ходе расследования и судебного  рассмотрения уголовного дела. Для  установления же в содеянном наличия  состава преступления, иначе говоря, для квалификации преступления, не всегда требуется учитывать последствия5.

Как уже указывалось, в зависимости от того, включены или нет последствия преступности в конструкцию объективной стороны  преступления, выделяются материальные и формальные составы (их сущность и  значение рассмотрены ранее). В преступлениях  с материальным составом преступные последствия входят в число обязательных признаков объективной стороны. Оконченными такие преступления считаются с момента наступления  указанных в законе последствий (например, для квалификации преступления по ст. 167 УК необходимо, чтобы уничтожение или повреждение чужого имущества повлекло причинение значительного ущерба).

При описании цены преступности законодатель обычно использует одно из двух правил: а) в  самом тексте закона конкретно указывает  характер и объем (размер) последствия; б) использует оценочные понятия.

В первом случае в уголовно-правовой норме называется конкретно определенное последствие. Это делается либо в диспозиции, либо в примечании к статье Особенной  части УК. По такому принципу сформулированы, например, все составы преступлений, посягающих на жизнь и здоровье, абсолютное большинство преступлений против собственности и др.

Во втором случае закон содержит лишь самую  общую характеристику общественно  опасных последствий, т.е. для их описания используются оценочные понятия, например: «вред правам и законным интересам граждан» (ст. 136, 137, 140 УК); «значительный ущерб» (ст. 167 УК); «крупный ущерб» (ч. 2 ст. 169 УК) и др6. Во многих случаях их содержание раскрывается в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по конкретным делам.

По ряду преступлений определение преступных последствий, выраженных в законе оценочным понятием, входит в компетенцию суда.

Реальная  возможность определения цены преступности признается особым видом общественно  опасных последствий, наступающих  в результате совершения преступного  деяния. «Если рассмотреть физическую природу возможности наступления  вредных последствий, то нетрудно заметить, что она представляет собой создание условий для наступления преступного  результата. Это определенный этап развития объективной стороны, который  состоит в том, что преступное действие полностью совершено и  уже вызвало во внешнем мире некоторые  изменения. Хотя эти изменения пока что не привели, но они способны привести и при дальнейшем беспрепятственном  развитии событий закономерно приведут к наступлению преступного результата.

Реальная  возможность определения цены преступности – не субъективное предположение, а  представляет собой объективную  категорию, выражающуюся в создании преступным поведением лица такой ситуации, когда действие или бездействие  закономерно может повлечь указанные  в уголовно-правовой норме последствия.

Разработка методологии определения цены преступности невозможна без дифференциации составляющих ее частей, т. е. без уяснения того, из чего именно складывается эта цена. В отечественной криминологии существуют различные подходы применительно к данному вопросу. Бесспорным представляется включение в структуру цены преступности вреда, который наступает в результате совершения преступления. Оценке должны подлежать не только прямые негативные последствия, но и косвенные (не включенные в состав того или иного преступления), так как зачастую они причиняют больший урон обществу. Логично также рассматривать как составную часть цены преступности затраты общества на борьбу с преступностью. Однако природа этих затрат неоднородна: одна часть является вынужденной (обязательной), другая –добровольной, так как эти ресурсы могут быть использованы на альтернативные цели. К обязательным издержкам следует отнести такие расходы, которые государство вынуждено производить для сохранения суверенитета (власти). К важнейшим признакам государства относится принуждение. Государство не может обойтись без системы охраны правопорядка, обеспечивающей предупреждение преступности. Очень важно выяснить оптимальные траты на борьбу с преступностью с учетом расчета их положительных эффектов (экстерналий). Например, количество рабочих мест, которые образуются в результате работы правоохранительных органов с учетом уровня безработицы в стране. Следует выявлять объем средств, которые явно превышают позитивные экстерналии от работы системы уголовной юстиции, – именно эту часть необходимо принимать во внимание, когда мы пытаемся определить эффективность данной системы и разумность ее бюджета.

Расходы общества на обеспечение безопасности от криминальных угроз относятся к альтернативным издержкам, так как эти расходы могут быть потрачены на иные цели при низком уровне криминальной угрозы.

Подобные альтернативные издержки нельзя однозначно отнести к негативным последствиям преступности. Дело в том, что развитие рынка обеспечения безопасности от криминальных угроз также вносит позитивный вклад в развитие общества (экономики, науки и др.). Важно найти оптимальный баланс между интересами общества и тем позитивным вкладом, который оказывает рынок, предлагающий безопасность от криминальных угроз. Представляется, что традиционная экономическая модель «спрос—предложение» не годится. Необходима разработка

принципов, базовых постулатов, на основе которых мы сможем определить этот баланс. Таким образом, цена преступности – это денежная оценка: а) вреда (прямого и косвенного), причиненного совокупностью преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени; б) экономических и иных поддающихся денежной оценке обязательных издержек государства, связанных с борьбой с преступностью на определенной территории за определенный период времени (расходы на содержание полиции, исправительных колоний и др.);

в) расходов общества на обеспечение безопасности от криминальных угроз.

Первоочередная задача, которая встает в процессе создания методологии определения цены преступности (1-й ее составляющей в предложенной выше структуре), заключается в описании дефиниции «преступность» для целей вычисления самой «цены преступности».

При решении данной задачи следует основываться на следующей посылке. В криминологии «цена преступности» фактически относится к разряду показателей преступности. Содержание того или иного показателя преступности изначально задается исследователем исходя из поставленной им цели. Например, сущностная сторона понятия преступности формулируется во всех странах практически одинаково: преступность –

совокупность актов поведения, запрещенных законом под угрозой уголовного наказания. Однако такой показатель, как коэффициент преступности, в отдельных странах определяется по-разному: в России он рассчитывается на основе всех зарегистрированных преступлений за определенный период времени и на определенной территории;

в США – на основе лишь восьми видов «серьезных» преступлений; в ФРГ – на основе 24 преступлений; в Англии – 70 преступлений; во Франции – 25 преступлений. Аналогичным образом необходимо решить, все ли преступления следует учитывать при оценке вреда, который наносит преступность (преступность как совокупность различных видов преступлений). Вычислить цену негативных последствий от всех совершенных деяний, закрепленных в УК, на основе единой методологии не

Информация о работе Предупреждение неосторожных престулений