Правовая основа организации деятельности криминальной полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Изучение понятия криминальной полиции, ее правовая основа. Для чего криминальная полиция нужна, как она подразделяется. Структура криминальной полиции.

Содержание работы

Введение 3
Понятие полиции РФ 4
История полиции России 6
Криминальная полиция РФ 9
Оперативно-розыскную деятельность 11
Основные функции ОБЭП 15
Полицейский спецназ МВД России 16
Подразделения по налоговым и экономическим преступлениям 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

реферат по криминальной полиции.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

— добывание информации о событиях или действиях, создающих  угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации.

Не допускается осуществление  оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения  задач, не предусмотренных федеральным  законом Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 28 августа 2004 г.), другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с упомянутым Федеральным законом оперативно-розыскная  деятельность основывается на конституционных  принципах законности, уважения и  соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах  конспирации, сочетания гласных  и негласных методов и средств.

Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

—  принимать все необходимые  меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению  безопасности общества и государства;

— исполнять поручения  в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и  решения суда о проведении оперативно-розыскных  мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;

— выполнять на основе и  в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы  соответствующих международных  правоохранительных органов и специальных  служб иностранных государств;

—  соблюдать правила  конспирации при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности.

При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности органы уполномоченные ее проводить, имеют право:

— изымать предметы, материалы  и сообщения, а также прерывать  услуги связи в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, государственной, военной, экономической  или экологической безопасности России;

— устанавливать на безвозмездной  либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать  содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность;

— использовать по договору или устному согласию служебные  помещения, имущество предприятий, учреждений и организаций, а также  имущество частных лиц;

— использовать в целях  конспирации документы, зашифровывающие  личность и ведомственную принадлежность должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а также личность граждан  оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

— создавать в установленном  порядке предприятия, учреждения, организации  и подразделения, необходимые для  решения задач, предусмотренных  законом.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, запрещается:

—  проводить оперативно-розыскные  мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного  и религиозного объединения;

— принимать негласное  участие в работе федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россииской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений е целях оказания влияния на характер их деятельности;

— разглашать сведения, которые  затрагивают неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, честь  и доброе имя граждан  которые  стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными законами.

Право осуществлять оперативно-розыскную  деятельность на территории Российской Федерации представляется оперативным  подразделениям:

— органов внутренних дел  Российской Федерации;

— органов федеральной  службы безопасности;

— федеральных органов  государственной охраны;

— органов Госнаркоконтроля России;

— таможенных органов Российской Федерации;

— Службы внешней разведки Российской Федерации;

— Федеральной службы исполнения наказаний.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных  осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, их полномочия, структуру  и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений в случаях допуска  к сведениям, составляющим государственную  тайну; допуска к участию в  оперативно-розыскной деятельности; обеспечения собственной безопасности и при выдаче разрешения на частную  детективную деятельность.

Проведение оперативно-розыскных  мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан  на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической  и почтовой связи, а также право  на неприкосновенность жилища, допускается  на основании судебного решения  и при наличии соответствующей  информации. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается  только в отношении лиц, подозреваемых  или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, а также лиц, которые могут  располагать сведениями об указанных  преступлениях.

 

 

 

 

 

 

                         Основные функции ОБЭП

 

определение угроз экономической  безопасности государства в пределах компетенции МВД России, выработка  мер по их нейтрализации;

участие в формировании федеральных  целевых программ, текущем и перспективном  планировании в установленной области  деятельности;

организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных межрегиональных, международных  экономических и налоговых преступлений в приоритетных сферах экономики, преступлений против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предварительное следствие по которым  обязательно;

организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных экономических и налоговых  преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;

организация профилактических и оперативно-розыскных мероприятий  по защите всех форм собственности  от преступных посягательств в целях  обеспечения благоприятных условий  для развития предпринимательства  и инвестиционной деятельности;

организация документальных проверок и ревизий в целях  выявления, пресечения и раскрытия  экономических и налоговых преступлений, носящих международный и межрегиональный  характер;

организация в рамках своей  компетенции борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем;

участие в пределах своей  компетенции в организации борьбы с финансированием терроризма, экстремизма  и иной противоправной деятельности.

 

                  Полицейский спецназ МВД России

 

ОМОН — отряд мобильный  особого назначения. Является правопреемником  ОМОН МВД СССР, а также отряда милиции особого назначения Российской Федерации. Структурно состоит из полков и батальонов, расположенных во всех областных центрах Российской Федерации, а также при УВДТ (управления внутренних дел на транспорте). Основные задачи — действия в условиях крайнего осложнения оперативной обстановки, ликвидация групповых хулиганских  проявлений и массовых беспорядков, задержание или ликвидация вооружённых  преступников, силовая поддержка  мероприятий, проводимых местными ОВД. В обычной обстановке «ОМОН» несёт  патрульную службу по охране общественного  порядка и занимается служебной  подготовкой. Во время вооружённого конфликта на Северном Кавказе, почти  все региональные подразделения  ОМОН побывали там в командировке, выполняя антитеррористические мероприятия. В 2011 году, в связи с реформой МВД, был переименован сначала в ООН (отряд особого назначения), но позже отряду было возвращена привычная аббревиатура с другой расшифровкой (отряд мобильный особого назначения).

СОБР — специальные  отряды быстрого реагирования УВД-ГУВД субъектов Российской Федерации, ранее  — ОМСН (Отряды милиции специального назначения). В настоящее время  отряд Центрального аппарата МВД  России носит имя СОБР «Рысь» МВД  России. Является «первым среди равных», то есть, судя по неоднократным заявлениям руководства МВД России в СМИ, служит эталоном для полицейского спецназа. Офицеры СОБР «Рысь» МВД России постоянно  принимают самое активное участие  во всех значительных специальных операциях  на территории Российской Федерации. В 2011 году отрядам милиции специального назначения была возвращена аббревиатура СОБР.

 

 

Подразделения по налоговым и экономическим преступлениям

 

Особая   роль   в   деле   защиты   экономической  безопасности

   государства  принадлежит   Федеральной  службе  по  экономическим  и налоговым преступлениям (далее - ФСЭНП). Роль ФСЭНП выражается в   выявлении скрытых экономических преступлений: хищений, незаконной банковской  деятельности, незаконного получения кредитов, уклонений от  уплаты  налогов,  преднамеренного банкротства, злоупотреблений должностными полномочиями, преступной халатности и взяточничества.

           В соответствии  со  статьями  80  и 112 Конституции Российской Федерации,  в 2003  году  в структуре  МВД  Российской  Федерации образована  ФСЭНП.  ФСЭНП  подчинена непосредственно МВД Российской Федерации,  а  функции  по координации ее деятельности осуществляет первый  заместитель  Министра внутренних дел Российской Федерации -

 начальник  Службы  криминальной полиции.

 ФСЭНП  МВД  Российской  Федерации  имеет  свои  территориальные подразделения  во  всех  субъектах Российской Федерации (Приказ МВД Российской  Федерации  от 13 августа 2003 года №634 «Об утверждении Положения   о   Главном   управлении  по  борьбе  с экономическими преступлениями  Федеральной службы  по  экономическим и налоговым преступлениям  Министерства  внутренних дел Российской Федерации»).

            Центральным   руководящим   органом   ФСЭНП   является  структурное   подразделение МВД Российской Федерации - Департамент экономической   безопасности МВД Российской Федерации.

           В   составе ФСЭНП создано Главное управление  по  налоговым   преступлениям (далее - ГУНП) (ГУНП ФСЭНП МВД Российской Федерации)   и   непосредственно   подчиненные   ему Управление  документальных   проверок  и ревизий и оперативно-розыскное бюро. В крупных городах   областного    подчинения    могут    дислоцироваться    межрайонные   оперативно-розыскные отделы  (части)  по  налоговым преступлениям,   непосредственно  подчиненные  управлению  внутренних  дел  (далее -   УВД) субъектов Российской Федерации.

       Управление   по   налоговым   преступлениям   имеет  внутреннюю   структуру:   отделы,   отделения,   группы,  специализирующиеся  по   определенным  направлениям и сферам деятельности:

       - анализ, планирование и контроль работы  подразделений ГУНП;

       - документальные  проверки и ревизии;

       - выявление  преступлений в сфере малого  и среднего бизнеса;

       - оперативно-розыскная  часть;

       -  выявление   преступлений в сфере промышленности, производства   и оборота подакцизных  товаров;

       -  выявление   преступлений на объектах топливно-энергетического   комплекса и металлургии.

          В   своей   деятельности   ФСЭНП  руководствуется  Конституцией

   Российской   Федерации,   федеральными  конституционными  законами,   федеральными   законами,   указами   и   распоряжениями  Президента   Российской     Федерации,    постановлениями    и    распоряжениями   Правительства   Российской   Федерации,  международными  договорами   Российской  Федерации,  нормативными правовыми актами  МВД Российской   Федерации.

       ФСЭНП   является оперативным подразделением  криминальной полиции   и  осуществляет  оперативно-розыскную деятельность в соответствии с   законодательством Российской Федерации.

       К основным  функциям ФСЭНП относятся:

       -   организация   выявления,   предупреждения,   пресечения   и

раскрытия    наиболее    опасных   межрегиональных,   международных

   экономических   и  налоговых  преступлений  в  приоритетных  сферах   экономики, предварительное следствие  по которым обязательно;

       -   организация   выявления,   предупреждения,   пресечения   и

   раскрытия  наиболее  опасных экономических и налоговых  преступлений,

   вызывающих большой  общественный резонанс;

       -    организация    профилактических   и   оперативно-розыскных

   мероприятий   по  защите  всех  форм  собственности   от  преступных   посягательств   в   целях  обеспечения   благоприятных  условий  для   развития предпринимательства и  инвестиционной деятельности;

       -   организация  документальных  проверок  и  ревизий  в   целях

 выявления,   пресечения   и  раскрытия  экономических   и  налоговых   преступлений, носящих международный и межрегиональный  характер;

Информация о работе Правовая основа организации деятельности криминальной полиции