Понятие прокурорского надзора, его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 13:45, реферат

Описание работы

Цель реферата – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи реферата – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие прокурорского надзора, его функции 4
2. Общий надзор (надзор за исполнением законов): предмет, объект, полномочия. 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

реферат прокур надзор.docx

— 27.15 Кб (Скачать файл)

          Следственные подразделения разрешают заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых судебными приставами при осуществлении своих полномочий преступлениях, а также расследуют такие преступления.

          Не является, по мнению авторов, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры уголовное преследование за совершенные преступления. В специальной литературе совершенно обоснованно подчеркивается, что эта функция является составной и неотъемлемой частью деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью. Так, в процессе осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор вправе возбуждать уголовные дела, давать указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступлений и т. д. Прокуроры могут принимать к своему производству любое уголовное дело, участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и др.

          В то же время применительно к отрасли надзора за исполнением законов (общий надзор) прокуроры вправе возбуждать уголовные дела по фактам преступлений, выявленных в ходе обще надзорных проверок. Кроме того, органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование путем поддержания государственного обвинения в суде, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, постановлений и определений судов и т. д.

          Таким образом, уголовное преследование не может считаться отдельным, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры. Эта функция реализуется комплексно, в различных отраслях надзорной деятельности.

          К организационным направлениям деятельности относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество и участие в правотворческой деятельности.

          Анализируя роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, целесообразно прежде всего определиться с понятиями координации.

          Координация в переводе с латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.

          Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация – это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами, свойственными каждому из участников координации.

          Цель координации – повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Это достигается путем разработки и реализации согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

          Организационное руководство деятельностью правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуроры осуществляют на основе равенства и самостоятельности всех участников координации и в тоже время персональной ответственности руководителей правоохранительных органов за выполнение согласованных решений.

          При освещении вопроса об участии прокуратуры в правотворческой деятельности следует учесть, что успешное решение органами прокуратуры своих задач во многом зависит от того насколько динамично будет совершенствоваться законодательство.

          В настоящее время Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Вместе с тем Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных актов.

          В Генеральной прокуратуре действует управление правового обеспечения. Работа управления строится на полугодового планирования и проводится совместно со структурными подразделениями аппарата, научными и образовательными учреждениями прокуратуры.

          При выполнении работ, связанных с участием прокуроров в правотворческой деятельности, органы прокуратуры руководствуются Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. №47 "Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации" и указанием заместителя Генерального прокурора от 20 декабря 1996 года №75/22 "О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации". Изложенные в этих ведомственных нормативных актах требования, призваны обеспечить исчерпывающую информированность прокуратуры о планах законотворческой деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, своевременное и активное влияние на концепцию и редакцию законов. В случае, когда принятие законов, противоречащих Конституции РФ и Федеральному законодательству, предотвратить не удается, прокуроры субъектов Федерации обязаны незамедлительно принимать необходимые меры и, в частности, информировать о данных фактах руководство Генеральной прокуратуры или управление правового обеспечения.

          Говоря о международном сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что действующий закон о прокуратуре Российской Федерации предоставляет Генеральной прокуратуре достаточно широкий круг полномочий по осуществлению международного сотрудничества. Наряду с Российским законодательством прокуратура, в данном случае, руководствуется и нормами значительного числа международных соглашений, конвенций, стандартов и норм. Эти документы затрагивают проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы преступности и осуществления уголовного правосудия, обращения с лицами, совершившими преступления и т. д. В их числе "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", "Пекинские правила", "Конвенция о защите прав человека и основных свобод", "Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней", "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными" и многие другие.

          Следует особо отметить руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). В комплексе вопросов этого документа, наибольшую важность для прокуратуры представляют нормы регламентирующие: создание и расширение базы данных, содержащих информацию о действиях правоохранительных органов, о финансовых документах и правонарушителях; порядок передачи материалов судебного разбирательства, а также производства экстрадации; сбор и анализ информации в отношении международной организованной преступности; проведение конференций с участием работников правоохранительных органов, в том числе прокуратуры и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общий надзор (надзор за исполнением законов): предмет, объект, полномочия.

          Согласно ст. 21 ФЗоП предметом данной отрасли надзора являются:

- соблюдение Конституции РФ  и исполнение законов, действующих  на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами  контроля, их должностными лицами, а также органами управления  и руководителями коммерческих  и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых  актов, издаваемых органами и  должностными лицами, указанными  выше.

          При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

          Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

          Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора регламентированы ст. 22 ФЗоП. Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного  беспрепятственно входить на  территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 ФЗоП, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей  и должностных лиц предоставления  необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;

- требовать выделения специалистов  для выяснения возникших вопросов;

- требовать проведения проверок  по поступившим в органы прокуратуры  материалам и обращениям, ревизий  деятельности подконтрольных или  подведомственных им организаций. Должностные лица обязаны приступить  к выполнению требований прокурора  или его заместителя о проведении  проверок и ревизий незамедлительно;

- вызывать должностных лиц и  граждан для объяснений по  поводу нарушений законов.

          Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законам, возбуждает уголовное дело или производство об административном правоотношении, требует привлечения лиц, нарушившим закон, к иной ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

          Прокурор и его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗоП:

- освобождает своим постановлением  лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов;

- опротестовывает противоречащие  закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд  с требованием о признании  таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении  нарушений закона.

 

 

Заключение

          Деятельность прокуратуры во всех направлениях носит отчетливо выраженный юрисдикционный, правоохранительный характер. Российская прокуратура – орган борьбы – орган борьбы с правонарушениями со специфическими методами реагирования на них:

а) предупреждение о необходимости нарушения закона;

б) принесение протеста;

в) вынесение постановления;

г) вынесение постановления о возбуждении административного производства;

д) возбуждение уголовного дела и уголовного лица, совершившего преступление.

          Органы прокуратуры осуществляют свои законные полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

          Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной или иной охраняемой законом тайне; они информируют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М. 1993 г.

2. Федеральный закон "О прокуратуре  РФ" 1995 г. (с изменениями и дополнениями  в 1999 г.).

3. Федеральный Закон "Об оперативно-розыскной  деятельности", 1999 г.

4. Методические рекомендации от 10.12.1993 г. №6-33-93. "Об организации  работы по повышению квалификации  прокуроров и следователей".

5. Безлепктн Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвакатура России: Учебник, М.: Юристъ, 2011.

6. Дьяченко М.С., Кудрин Ф.М. Прокуратура  Российской Федерации. М,: Юристъ, 2010.

7. Козусев А.Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Монография. М., 2011.

8. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров  Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт-Издат, 2013.

9. Смирнов А.Ф. Основы организации  и управления в органах прокуратуры  Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2010.

10. Смирнов А.Ф. Прокуратура и  проблема управления. М.: Юристъ, 2010.

11. Судебная система России: Учебное пособие. М.: Дело, 2011.

12. Судоустройство и правоохранительные  органы в Российской Федерации. Учебник. / Под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. М.: Проспект, 2011.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие прокурорского надзора, его функции