Понятие правонарушений и преступности несовершеннолетних, их правовая и социальная оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого вы¬деления обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие правонарушений и преступности несовершеннолетних, их правовая и социальная оценка 4
2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология 8
3. Детерминанты преступности несовершеннолетних 12
4. Основные направления предупреждения преступлений несовершеннолетних 16
Задача 19
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

контрольная работа по криминологии.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

На рецидивную преступность несовершеннолетних влияет распространенность не всегда обоснованного условного осуждения или применения мер воспитательного характера без обеспечения постоянного контроля за поведением осужденных. В результате у несовершеннолетних возникает ощущение вседозволенности. Обоснованное и законное назначение наказания сводит к минимуму или, возможно, даже исключит рецидив.

В детерминационном комплексе преступности несовершеннолетних важную роль играет отсутствие нормального финансирования программ профилактики преступности, в том числе несовершеннолетних, и работы правоохранительных органов, отсутствие оптимально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов.

Проводимые экономические, политические и иные реформы переходного периода стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, нравственной позиции, культуры, правосознания, т. е. всего того, что должно стать предпосылкой законопослушного поведения.

В 90-х гг. XX в. была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних. Новая система определилась только к концу 90-х гг., и в итоге уже несколько поколений несовершеннолетних и молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказывался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки [4, с. 126].

Соответствующие негативные условия порождают преступное поведение во взаимодействии с характеристиками несовершеннолетних, совершающих преступления.

Большинство несовершеннолетних преступников являются выходцами из так называемых неблагополучных семей, формируются в маргинальных обстоятельствах. Их культурно-образовательный уровень значительно снижен по сравнению со сверстниками, многие из них учились весьма посредственно, но администрация школ, училищ намеренно завышала их успеваемость.

Высока доля несовершеннолетних, бросивших школу. Несовершеннолетние преступники почти не читали книг, предпочитали просмотр видеофильмов, где сюжетом было насилие или спортивная информация, т. е. налицо ограниченность как культурных, так и духовных интересов. Досуг таких молодых людей фактически был ограничен бесцельным времяпрепровождением, отчего создались ситуации, способствующие совершению правонарушений, часто связанных с групповым распитием спиртных напитков, потреблением наркотических средств, азартными играми.

Для таких несовершеннолетних законодательные запреты часто рассматривались как формальность, искажено было и само понятие того, что разрешено, распространены убеждения, что несовершеннолетнего не накажут или накажут весьма незначительно.

Психические расстройства у несовершеннолетних, совершивших преступления, - часто встречающееся явление. Такие расстройства в большей части проявлялись не как стойкие психические заболевания, а как психопатологические черты личности, обусловленные социальными, а также наследственными факторами.

Преобладает эгоистически-потребительская мотивация, которая служит причиной более половины всех преступлений несовершеннолетних (кражи, грабежи, разбои, вымогательства и т. д.).

Несовершеннолетних преступников отличают недостаточная зрелость мышления и сознания, волевого развития, недостаток социального опыта и т.п. В этом же ряду находятся и особенности, относящиеся к сфере эмоциональной жизни: повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в запальчивость и в агрессию; психическая неуравновешенность, порождающая внешне немотивированные, подчас аффективные вспышки; повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами; ослабление чувства стыда и т.п. В этом возрасте групповые интересы, инстинкты подражания доминируют над общепринятыми понятиями долга, ответственности, чести. Поэтому высоко криминогенно нахождение подростка в досуговых группах с негативными характеристиками. В последние годы распространенным становится убеждение в том, что совершать правонарушения и преступления, нарушать любые нравственные запреты не стыдно, если это приносит выгоду или дает иные потребности и удовлетворение [5, с. 79].

В старшей возрастной группе несовершеннолетних преступников преобладают лица с вполне сложившимися привычками и стереотипами антиобщественного и криминогенного поведения.

Особо следует акцентировать внимание на распространенности пристрастий к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм, на психологической привязанности к этим опасным занятиям и прямой зависимости от них.

Несовершеннолетние, совершающие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, утратой интереса к учебе и работе, недобросовестным отношением к ним. Часть подростков, участвующих в совершении преступлений, не имеет даже начального образования.

 

 

4. Основные направления предупреждения преступлений несовершеннолетних

 

Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних является ее предупреждение. Последнее представляет сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия. Целью предупреждения данного вида преступности является не только и не столько достижение и сохранение снижения количества преступлений, сколько социальное и нравственное оздоровление подрастающего поколения, которому предстоит определять будущее страны.

Исходя из этой цели предупреждение преступности несовершеннолетних направлено на решение следующих задач [7, с. 797]:

1) реализация и защита прав и законных интересов несовершеннолетних, охрана их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности, устранение источников отрицательного воздействия на условия жизни и воспитания;

2) поддержание социального порядка и защита общества от правонарушающего поведения несовершеннолетних;

3) содействие в реализации и социальной адаптации несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным или противоправным поведением.

Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних включает:

1) органы власти и управления;

2) институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т.п.;

3) органы социальной защиты, медицинской и правовой помощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизненные обстоятельства;

4) правоохранительные органы и их специализированные службы.

Результативность профилактики связана с ее своевременностью, поэтому важное значение приобретает ранняя профилактика. Ее задачами являются вовлечение родителей в педагогическое воспитание; устройство детей по мере необходимости в интернаты, группы продленного дня; направление детей на лечение и т.п.

Раннее предупреждение преступлений несовершеннолетних осуществляется также с помощью запретительных и ряда ограничительных мер (запрет продажи несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной продукции и т.д.).

В настоящее время борьба с преступностью несовершеннолетних подразумевает координацию усилий различных государственных и общественных институтов, в том числе правоохранительных органов. В связи с этим приоритетными направлениями их деятельности в области борьбы с преступлениями несовершеннолетних, а также преступлениями против интересов несовершеннолетних должны стать:

1) социальная профилактика рассматриваемых преступлений, включающая комплекс мер, способных устранить негативные социальные явления, порождающие преступность несовершеннолетних. К ним, в частности, можно отнести стабилизацию политической и экономической ситуации в стране, сокращение официальной и скрытой безработицы, повышение расходов государственного бюджета на социальную сферу, активную пропаганду уголовного закона и т.д.;

2) специальное предупреждение преступлений, направленных против интересов несовершеннолетних. В целях постепенного устранения условий, способствующих совершению преступлений. В криминологии выделяются общее и специальное предупреждение, при этом последнее включает раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива несовершеннолетними, необходимо комплексно подходить к борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией как в целом, так и конкретно в отношении семьи и несовершеннолетних. Это должно заключаться в использовании правовых, экономических, социальных и идеологических мер профилактики, а также в дифференциации и индивидуализации воспитательной работы с конкретными лицами [9, с. 532]:

- правоприменительная деятельность, основанная на соблюдении законности;

- правотворческая деятельность государственных органов, предусматривающая совершенствование конституционных, уголовных, административных и гражданско-правовых норм, регулирующих вопросы ответственности взрослых лиц за посягательства в отношении несовершеннолетних;

- организационно-методическое обеспечение борьбы с преступлениями несовершеннолетних, заключающееся в разработке и принятии специальных нормативных актов ведомственного характера, методических материалов, проведение занятий по служебной подготовке личного состава органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, а также других субъектов специального предупреждения;

3) непосредственная профилактика заключается в организации службы социальной помощи, привлечении к административной и уголовной ответственности взрослых, оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних, устройстве в детские учреждения несовершеннолетних, убежавших из дома из-за тяжелой обстановки в семье.

Одними из важнейших мер профилактики преступлений среди несовершеннолетних являются меры предупреждения рецидива преступлений, которые включают:

- деятельность специализированных инспекторов по линии уголовного розыска, следователей, прокуроров, судей, направленную на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, использование судопроизводства в воспитательных целях;

- своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых несовершеннолетних;

- правовую и моральную подготовку к жизни на свободе несовершеннолетних осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, а также дальнейший контроль за их поведением.

Деятельность всех органов и организаций, осуществляющих предупреждение преступлений среди несовершеннолетних, должна быть скоординирована, для того чтобы обеспечить четкое разграничение их компетенции, осуществление совместных мероприятий и обмен информацией.

 

 

Задача

 

Состояние преступности в некоторых предприятиях района составила следующие данные: строительная организация с численностью рабочих и служащих 500 человек, к уголовной ответственности привлечено 7 человек, в том числе 2 служащих; в другой строительной организации с численностью – 600 человек. К уголовной ответственности привлечено 11 чел., из них 2 служащих; на механическом заводе с численностью 1000 человек к уголовной ответственности привлечено 8 человек, из них -1 служащий.

 

Задание:

Вычислить, сравнить и охарактеризовать состояние преступности на этих предприятиях, организациях.

 

Решение:

Рассчитаем общий коэффициент преступности на предприятиях, условно обозначив предприятия: А, Б и В соответственно:

КпА = 7 / 500 = 0,014

КпБ = 11 / 600 = 0,018

КпВ = 8 / 1000 = 0,008

По полученным данным можно сделать вывод о том, что самый высокий уровень преступности наблюдается на предприятии Б, а самый низкий – на предприятии В.

Далее рассчитаем удельный вес преступности служащих:

УсА = 2 / 7 = 0,286

УсБ = 2 / 11 = 0,182

УсВ = 1 / 8 = 0,125

Таким образом, на предприятии В наблюдается самый низкий удельный вес преступности служащих, а на предприятии А – самый высокий.

 

 

 

Заключение

 

Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической точки зрения включают три возрастные группы: 14-15, 15-16 и 17-18 лет.

преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, характеризуемый особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, обусловленный, прежде всего, личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика.

Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника.

Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14-15 лет - подростково-малолетняя, 16-17 лет - несовершеннолетние.

Криминологи часто указывают на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ и других учебных заведениях.

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок.

Информация о работе Понятие правонарушений и преступности несовершеннолетних, их правовая и социальная оценка