Понятие и субъекты маргинальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Социально-правовая напряженность, возникновение значительного количества конфликтов в российском обществе приводит к разрушению иерархии ценностей, являющейся основой устойчивого правомерного поведения, моральному оправданию нежелательного с точки зрения права поведения, распространению правовой маргинальности российских граждан. В связи с этим существует необходимость изучения правовых аспектов маргинальности, ее влияния на правосознание, правовое поведение граждан и уровень правонарушений в российском обществе.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и субъекты маргинальности 4
2. Маргинальность как причина преступности 8
3. Пути решения проблемы маргинальности в России 11
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная криминология.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

5. Лица с устойчивой  криминальной направленностью. У  такого рода маргиналов уже полностью сформировались стереотипы противоправного поведения и они часто совершают правонарушения, крайней формой которых являются различного рода преступления.

В их речи заметное место  занимает уголовный жаргон. Их действия сопровождаютсяособым цинизмом.

6. На нижней ступени  приведенной классификации маргиналов  стоят лица, отбывшие уголовное наказание, утратившие социально-полезные связи среди родственников, знакомых, сослуживцев и т.д. Они встречают трудности при устройстве на работу и в благожелательном отношении к ним семьи и близких людей. Их можно с полным основанием отнести к разряду «изгоев». Оказание реальной социальной защиты в этом случае весьма затруднено, хотя при определенных условиях весьма возможно. Ведь немало примеров исправления даже «закоренелых» преступников и здесь нужен четкий правовой механизм, который бы позволил бывшему преступнику реабилитировать свое гражданское лицо и социальный статус в обществе.

 

3. Пути решения  проблемы маргинальности в России

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается  прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном  уровне. Полное решение этой проблемы связано с выходом страны из кризиса  и стабилизацией общественной жизни, формированием устойчивых функционирующих  структур, что реально делает эту  перспективу отдаленной. Однако выявляется необходимость и потенциальные  возможности общественно-приемлемого  решения проблемы маргинальности с  помощью целенаправленного управленческого  воздействия на различные группы факторов, детерминирующих это явление, и на конкретных, локальных уровнях.

По существу проблема стабилизации и гармонизации маргинальности в  общественной жизни сводится к двум проблемам, имеющим свой круг задач: задачи государственной системы  социальной поддержки групп и  индивидов, маргинальных по своим природным  и социально-демографическим признакам (инвалиды, нетрудоспособные, лица пенсионного  возраста, молодежь и т.п.); задачи создания и совершенствования государством адекватной современным требованиям  системы каналов (институтов) социальной мобильности, способствующей укреплению положительного направления маргинальности и трансформации маргинальных групп  и индивидов в средний слой.

Рассмотрение проблемы маргинальности в социально-профессиональных перемещениях актуализирует задачу создания условий  для гармоничного развития профессионально-квалификационной структуры рынка труда, рационального  использования потенциала различных  категорий активного трудоспособного  населения, ищущих свое место в формирующейся  социальной структуре.

В этой связи, исходя из двухуровневого характера маргинальности в современных  условиях, необходимо выделить два  основных направления и уровня решения  проблемы:

  • на федеральном уровне – разработка стратегических направлений и основ, включающих создание правовых и экономических условий для нормального развития предпринимательства, самозанятости, частной практики; создание фонда переподготовки кадров и разработка концепции социально-профессиональной реадаптации и ресоциализации занятого населения;
  • на локальных уровнях – конкретные выводы и рекомендации, определяющие пути, направления и меры работы с социально-профессиональными группами для различных административных уровней и звеньев управления.

Практика государственной, профсоюзной и других форм социальной защиты населения в России настоящего времени носит, как правило, эмпирический, апостериорный характер в виде "пожарных мер". Отсюда следует необходимость  повышения научной разработки и  обоснованности разнообразных федеральных, муниципальных, отраслевых программ по социальной защите населения, их интегративности.

Развитые капиталистические  страны в области государственного регулирования социальными процессами имеют немало интересного и положительного опыта. Например, для нас был бы важен опыт Швеции, заключающийся в проведении активных мер в области занятости населения. Эти активные меры включают:

  • профессиональную подготовку и переобучение лиц, оказавшихся безработными или тех, кому грозит безработица;
  • создание новых рабочих мест, в основном в государственном секторе экономики;
  • обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на вакантные места;
  • информационное обеспечение населения о вакантных местах по регионам страны, по профессиям, уровню квалификации, предоставление каждому ищущему работу возможности связаться с предприятиями, где есть рабочие места;
  • поощрение развития предпринимательства путем предоставления субсидий и кредитов.6

Начиная с 1950-х годов, в  Швеции создана и эффективно действует  государственная система подготовки и переподготовки кадров (АМУ). Всего  в системе АМУ занято 5,5 тыс. человек, ее годовой оборот составляет 2,4 млрд крон. Отношения АМУ с системой государственного трудоустройства и частными фирмами строятся на основе продажи своих услуг по разработке программ, организации учебных курсов и проведению обучения. Эта система сама планирует свою деятельность исходя из потребностей рынка и конкурирует с частными учебными заведениями, занимающимися профессиональной подготовкой. В среднем в течение года по программам АМУ проходит от 2,5 до 3 % рабочей силы в Швеции, 70 % из них находят работу в течение шести месяцев после окончания обучения.

Опыт развитых капиталистических  стран показал, какое важное значение для регулирования рынка труда  играет прогнозирование профессиональной струкуры населения. Большой опыт такого прогнозирования имеется в США, где создана служба прогнозов профессиональной структуры занятости.

Существенными элементами в  решении проблем рынка рабочей  силы являются развитие законодательства в области трудовых ресурсов, разработка программ по региональному размещению и государственной поддержке  малых предприятий.

Опыт быстрой модернизации стран Западной Европы показал, что  процессы модернизации носят довольно противоречивый и конфликтогенный  характер. Причем конфликты, порождаемые  этими процессами, могут быть различными по интенсивности, проходят на различных  уровнях социальной структуры, характеризуются  большой динамикой перегруппировки  политических и социальных сил, имеют  различные формы. В связи с  этим уместно напомнить опыт Италии, когда социальный конфликт в рамках процессов модернизации принял форму  политического экстремизма в  национальном масштабе. Одной из причин широкого распространения данной формы  социального конфликта стала  охватившая все общество маргинализация.

В заключение необходимо сказать, что изучение процессов маргинализации и позиций маргинальных групп  в новых условиях позволит, во-первых, прогнозировать развитие социальной структуры  общества, во-вторых, находить адекватные меры для предотвращения полного  распада социальной структуры, который  чреват не только усилением общественной нестабильности, но и другими серьезными последствиями.

 

 

 

 

Заключение

Маргинальность означает не просто недостаток участия в социальных институтах разного рода: в материальном производстве, в процессе принятия решений, в распределении ресурсов и т.д., но исключение из социальных структур. Растут маргинальные группы беженцев, "новых бедных", социальных аутсайдеров, представителей "социального  дна". Именно маргиналы переживают наиболее глубокие, принципиальные изменения  в социальном статусе, характеризующиеся  неопределенностью, неустойчивостью  положения, его внутренней и внешней  противоречивостью, потенциальной  поливекторностью социальной траектории, вызванной статусной несовместимостью и социокультурной переориентацией. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, экстремизм, национализм.

Дальнейшее развитие социально-стратификационных  процессов в российском обществе, трансформация социальной структуры  во многом будут зависеть от скорости процессов экономического и политического  реформирования, от социокультурных  особенностей страны и их постсоветской  специфики.

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном уровне. Ее полное решение связано с выходом страны из кризиса и стабилизацией общественной жизни, формированием устойчивых, нормально функционирующих структур, что реально делает эту перспективу отдаленной. Тем не менее общественные интересы диктуют необходимость общественно приемлемого разрешения проблемы маргинальности с помощью целенаправленного управленческого воздействия на различные группы факторов, детерминирующих это явление на конкретных, локальных уровнях.

Исследование проблем  маргинальности показало, что глубокое изучение истоков преступности предполагает наряду с другими научными разработками основательное изучение и познание происходящих процессов маргинализации в нашем обществе, которые могут стать почвой для совершения преступлений.

 

 

 

 

Список литературы

1.   Маргинальность  в современной России: Коллективная  монография / Е.С. Балабанова, М.Г.  Бурлуцкая, А.Н. Демин и др.; Моск. обществ. науч. фонд. - М., 2000. 208 с.

2.   Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 62-71.

3.   Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. 2004. №4. С. 33-43.

4.   Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 43-47.

5. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8, вып. 1. С. 9-36.

6. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1998. Она же. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социол. исслед. 1999. № 7.

7. Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М., 1990. C. 9.

8. Клочков В.В. Маргинальность и проблемы раннего предупреждения антиобщественного поведения. М., 1976. С. 3.

1 Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8, вып. 1. С. 9-36.

2 Маргинальность в современной России: Коллективная монография / Е.С. Балабанова, М.Г. Бурлуцкая, А.Н. Демин и др.; Моск. обществ. науч. фонд. - М., 2000. 208 с

3 Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М., 1990. C. 9

4 Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. 2004. №4. С. 33-43.

5 Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 43-47

6 Клочков В.В. Маргинальность и проблемы раннего предупреждения антиобщественного поведения. М., 1976. С. 3

 


Информация о работе Понятие и субъекты маргинальности