Особенности преступности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Однако прежде чем бороться с преступностью несовершеннолетних необходимо знать ее криминологическую характеристику. В соответствии с этим данная контрольная работа содержит следующие цели и задачи: ознакомиться с особенностями преступности несовершеннолетних; изучить характеристику личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть неформальные группировки несовершеннолетних и выявить причины и условия преступности несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3
1. Особенности преступности несовершеннолетних………………….5
2. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника…..12
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних…………18
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних…………....25
Заключение …………………………………………….………………..31
Список литературы…………………………………….………………..32

Файлы: 1 файл

крименология.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

4) отрицательные  влияния в ближайшем окружении.  Исследования показывают, что для  большинства подростков с определенного  возраста влияние сверстников и взрослых лиц в бытовом, учебном, трудовом окружении во многом вытесняют влияние родственников. Включаясь в формальные и неформальные группы и дорожа своим положением в группе, подростки впитывают установленные стандарты поведения и ценности. Огромное значение имеет феномен подражания, который во многом определяет поведение несовершеннолетних. В этих условиях велик риск «криминального заражения». Для подростков типично совершение преступления по мотивам лжетоварищества, солидарности с группой, желания повысить свой авторитет в группе;

5) подстрекательство  со стороны взрослых преступников, которое, по данным исследований, имеет место не менее чем  в 30% случаев совершения несовершеннолетними  преступлений. К этому следует  добавить значительную латентность такого подстрекательства, часто носящего косвенный характер (пропаганда преступного образа жизни, криминальных обычаев, культуры);

6) распространение  в подростковой среде антиобщественных  стандартов поведения и ценностей  криминальной субкультуры. В нашем обществе, в условиях массового обнищания народа, межнациональных конфликтов, коррупции, правового беспредела, беспросветности настоящего и отсутствия надежд на будущее произошла ломка ценностных ориентаций. «Погоня за рублем» стала центральной идеей существования взрослого населения, не говоря уже о молодежи, снизилась ценность человеческой жизни, упала значимость культуры, профессионализма, семьи. Общей выраженной чертой российского общества стала агрессивность. Большой вклад в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди несовершеннолетних вносят СМИ, зачастую культивирующие акты насилия, агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, культурным и человеческим ценностям.

Наряду с  отмеченными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствуют следующие условия:

1) безнадзорность  как отсутствие должного контроля  со стороны семьи и образовательных  учреждений за поведением несовершеннолетних констатируется не менее, чем в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних. По неофициальным данным, в России зарегистрировано 2 млн. безнадзорных детей, причем, в отличие от беспризорников 20-х годов, при живых родителях. За годы реформ сформировалась целая армия бездомных маргинализированных подростков - «бацилл преступности», наводнившая российские города. Увеличению числа бездомных несовершеннолетних способствует вынужденная миграция населения, вызванная межнациональными конфликтами, увеличение числа неблагополучных семей. Пополняют ряды бездомных и выпускники детских домов. По данным ряда исследований, через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся лицами без определенного места жительства и занятий, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством;

2) низкий уровень  воспитательной работы образовательных  учреждений. Кризису образования  способствует кадровый дефицит,  крайне низкий уровень оплаты  труда педагогов и воспитателей, коммерциализация образования в ущерб воспитательным задачам. Во многом утрачены навыки индивидуальной работы с учащимися, контроля за их поведением и коррекции последнего. Практически ликвидирована система профессионального образования и профориентация подростков;

3) распад системы  общедоступного досуга. В результате  полной коммерциализации сферы  молодежного досуга он во многом  приобрел «уличные» формы. Между  тем современная «улица» в  отличие от прежних городских  «дворов» превратилась в пространство  с неопределенными границами и полностью освободилась от контроля со стороны взрослых, которые не хотят, да и не могут оказывать какое бы то ни было влияние на подростковые уличные компании. «Уличный» досуг часто связан с антиобщественным поведением (употребление алкоголя, наркотиков, сексуальная распущенность);

4) значительное  увеличение доли детей и подростков  с отставанием в интеллектуальном  и волевом развитии. Их криминальный  риск оценивается специалистами  в 3-5 раз выше, чем у сверстников.  Следует отметить, что в целом физическое и психическое состояние подрастающего поколения оставляет желать лучшего. По оценкам специалистов, здоровыми можно признать лишь 15-20% детей и подростков и менее 50% призывников.

Значительную  роль в системе детерминации преступности несовершеннолетних играют также недостатки в профилактической деятельности. Система профилактики преступности несовершеннолетних, действовавшая в СССР и получившая международное призвание, по существу, в годы реформ была развалена. Только в последние годы наметилась тенденция ее восстановления.

Высокие показатели повторности преступлений несовершеннолетних говорят также о неэффективности уголовной и пенитенциарной политики в отношении несовершеннолетних. Краткие сроки лишения свободы, о неэффективности которых говорили криминологии еще в XIX в., продолжают неоправданно часто применяться судами в отношении несовершеннолетних. Воспитательные колонии в их современном состоянии по своей сути являются не исправительными учреждениями, а «фабриками преступности». Сказывается и их крайне слабое материальное и кадровое обеспечение.

В 90-х гг. XX в. была практически разрушена прежняя  система социального контроля и  предупреждения преступности несовершеннолетних. Новая система определилась только к концу 90-х гг., и в итоге уже несколько поколений несовершеннолетних и молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказывался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки.

Соответствующие негативные условия порождают преступное поведение во взаимодействии с характеристиками несовершеннолетних, совершающих преступления.

Высока доля несовершеннолетних, бросивших школу. Несовершеннолетние преступники почти не читают книг, предпочитают просмотр видеофильмов, где сюжетом было насилие или спортивная информация, т.е. налицо ограниченность как культурных, так и духовных интересов. Досуг таких молодых людей фактически был ограничен бесцельным времяпрепровождением, отчего создались ситуации, способствующие совершению правонарушений, часто связанных с групповым распитием спиртных напитков, потреблением наркотических средств, азартными играми.

Для таких несовершеннолетних законодательные запреты часто  рассматривались как формальность, искажено было и само понятие того, что разрешено, распространены убеждения, что несовершеннолетнего не накажут или накажут весьма незначительно.

Несовершеннолетних  преступников отличают недостаточная  зрелость мышления и сознания, волевого развития, недостаток социального опыта и т.п. В этом же ряду находятся и особенности, относящиеся к сфере эмоциональной жизни: повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в запальчивость и в агрессию; психическая неуравновешенность, порождающая внешне немотивированные, подчас аффективные вспышки; повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами; «глухота» к чужому страданию; ослабление чувства стыда и т.п. В этом возрасте групповые интересы, инстинкты подражания доминируют над общепринятыми понятиями долга, ответственности, чести. Поэтому высоко криминогенно нахождение подростка в досуговых группах с негативными характеристиками. В последние годы распространенным становится убеждение в том, что совершать правонарушения и преступления, нарушать любые нравственные запреты не стыдно, если это приносит выгоду или дает иные потребности и удовлетворение.

По глубине  деформации личности можно выделить четыре типа несовершеннолетних преступников:

1) совершившие  преступления в результате случайного стечения обстоятельств и вопреки общей положительной направленности личности;

2) совершившие  преступления в результате попадания  в ситуацию, связанную с неустойчивостью  общей направленности личности;

3) совершившие  преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивой антиобщественной позиции;

4) совершавшие  преступления неоднократно в  результате сформировавшейся антиобщественной  позиции личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предупреждение  преступности несовершеннолетних

 

Современная концепция предупреждения преступности несовершеннолетних закреплена в документах международного сообщества. Основополагающее значение имеют, в частности, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль - Риядские принципы, 1990). Ряд важных положений, имеющих профилактическое значение, содержится и в ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 1990 г. Задачей российского государства является скорейшая полная имплементация и реализация положений указанных документов.

Важнейшим принципом  профилактики, закрепленным в международных  актах, является приоритет мер предупреждения перед уголовной репрессией. В отношении несовершеннолетних особое значение получают закрепленные в уголовном и уголовно - исполнительном законодательстве задачи предупреждения преступлений, принципы гуманизма и экономии репрессии. Несомненным достоинством нового УК РФ является закрепление особых правил уголовной ответственности несовершеннолетних в отдельной главе Кодекса (гл. 14). Положения главы уже дважды (в 2001 и 2003 гг.) претерпели существенные изменения в направлении дальнейшей гуманизации и дифференциации ответственности несовершеннолетних. Следует признать справедливым тезис о необходимости приоритетного применения к несовершеннолетним альтернатив уголовному преследованию (наказанию) - мер воспитательного воздействия, примирительных процедур, во всех возможных случаях, что имеет важное профилактическое значение. Российское законодательство движется именно в этом направлении.

Ряд гуманных положений, направленных на обеспеченье приоритета защиты прав несовершеннолетних в ходе уголовного процесса и исполнения наказания, содержатся в УПК РФ и УИК РФ. В то же время крайне медленно создается система ювенальной юстиции, центральным институтом которой являются любые суды для несовершеннолетних. Такая система действует во многих зарубежных странах. Существовали суды для несовершеннолетних и в дореволюционной России. Ювенальные суды функционируют в Ростове-на-Дону и ряде других регионов России. Создание ювенальной юстиции отвечает закрепленной в Конвенции ООН о правах ребенка рекомендации «в случае необходимости и желательности принимать меры по обращению с детьми-правонарушителями без использования судебного разбирательства, при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий».

Главным направлением противодействия преступности несовершеннолетних, безусловно, является ее предупреждение. Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю, непосредственную и профилактику рецидива.

Меры общесоциального предупреждения направлены главным образом на создание благоприятных условий для социализации детей и подростков, реализация их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов - детерминант преступности несовершеннолетних. Одним из руководящих принципов ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних является «обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие». К другим элементам общесоциальной профилактики Эль - Риядские принципы относят доступ несовершеннолетних к общеобразовательной системе и культурным ценностям, обеспеченье содержательного досуга и отдыха.

Приоритетными задачами общего предупреждения преступности несовершеннолетних на современном  этапе являются:

- поддержка  материнства и детства, усиление  социальной защиты малозащищенных слоев населения;

- борьба с  безнадзорностью, беспризорностью,  маргинализацией детей и подростков;

- сокращение  молодежной и подростковой безработицы;

- нравственное  воспитание молодежи;

- противодействие  алкоголизации и наркотизации подростков, пропаганда здорового образа жизни;

- усиление медико-психологической  работы с подростками, имеющими  психические и физиологические  отклонения;

- улучшение  дошкольного и школьного образования;

- организация  детского и подросткового досуга, усиление его культурной составляющей, поддержка массовой физкультуры и спорта.

Субъектами общесоциального предупреждения являются все государственные и негосударственные структуры общества. В первую очередь к таким структурам относятся учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы здравоохранения, занятности, учреждения культуры, СМИ.

Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних во многом конкретизирует задачи общесоциального предупреждения с учетом специфики его объектов, субъектов и этапов.

Нормативная основа комплекса специального предупреждения заложена Федеральным законом от 21 мая 1999 г. «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних; категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания ее проведения; определяются понятия беспризорности, безнадзорности несовершеннолетнего и семьи в социально опасном положении. Отдельные меры специального предупреждения регулируются также многочисленными подзаконными актами.

Информация о работе Особенности преступности несовершеннолетних