Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:25, контрольная работа
Глобальность проблемы насилия в жизни всех народов и каждого народа в отдельности, его роль в межличностных и межгосударственных отношениях, несмотря на столь развившуюся цивилизацию, столь велика, что иногда может действительно показаться, что «насилие правит миром». Оно возникает практически на любой почве: политической, межнациональной, религиозной, уголовной, наконец, бытовой, где казалось бы должны править только любовь и родственные чувства. К счастью, мир пока еще в большей степени подчинен разуму и благоразумию.
Все чаще встречалось психическое насилие, в том числе связанное с обманом жертвы, введением ее в заблуждение, использованием ее беспомощного состояния, «давлением статусом». В последних случаях более велика латентность преступлений в результате того, что жертва обмана, «статусного насилия» часто не обращается в правоохранительные органы. Кроме того, не обеспечивается безопасность потерпевших в уголовном судопроизводстве, хотя, например, более трети изнасилований и покушений на изнасилование совершаются лицами, ранее совершавшими преступления, около 20% - группой лиц. В таких условиях возрастают трудности доказывания вины субъектов преступления.
2. Причины и условия насильственных преступлений. Общая характеристика причин и условий насильственных преступлений и хулиганств
Существование и воспроизводство 
криминального насилия 
Насилие - неотъемлемая часть 
общественного бытия. Его истоки 
коренятся в биосоциальной 
В детерминации различных 
форм социального насилия именно 
эти неудовлетворенные 
Поскольку «проявление потребительной 
внутривидовой агрессии - это специфическая 
особенность человека», постольку 
вполне «логично искать причины этой 
специфической черты в том, что 
характерно именно для человека, что 
его отличает от животных, а не в 
том, что его роднит с ними... Специфические 
особенности агрессивности у 
человека есть следствие специфических 
же для человека условий жизни, т.е. 
следствия особенностей той социальной 
среды, которую он в процессе своего 
исторического развития для себя 
создал. При таком понимании проблема 
причин агрессивности превращается 
в проблему исследования тех социальных 
причин, которые агрессивность 
Общесоциальные истоки насилия 
коренятся прежде всего в неравенстве 
положения отдельных групп и 
индивидов в стратификационной 
структуре общества, связанной с 
их местом в системе общественного 
производства и распределением социальных 
благ. Именно социальное неравенство 
порождает экстремистские формы 
поведения, в том числе и акты 
криминального насилия 
Пока стратификационная 
система общества находится в 
относительном равновесии, криминальное 
насилие существенно не превышает 
средний уровень. Однако нарушение 
такого равновесия ведет к росту 
насилия. Вызывается оно двумя основными 
факторами: резким ухудшением социального 
статуса тех или иных групп 
или прерванной социальной мобильностью 
Гилинский Я.И. Криминология, Курс лекций. 
СПб., 2002. С. 179. Снижение статуса ведет 
к разрыву между притязаниями 
и реальными возможностями их 
осуществления, к росту массовых 
негативных настроений, что создает 
почву для резкого увеличения 
числа криминогенных 
В последние годы наше общество 
оказалось в условиях глубокого 
экономического, социально-политического 
и духовного кризиса, обострения 
множества противоречий. Это вызвало 
нарастание социальной напряженности, 
девальвацию многих традиционных культурных, 
нравственных, гуманистических ценностей 
резкое снижение уровня законопослушания, 
дестабилизацию общественного порядка 
во многих регионах. В обществе переходного 
периода резко возросли конфликтность, 
ожесточенность нравов, произошло обесценивание 
человеческой жизни. Падение реальных 
доходов большей части 
3. Основные криминогенные детерминанты насильственных преступлений и хулиганств
К основным криминогенным детерминантам убийств, причинения вреда здоровью и хулиганства следует отнести:
1. ориентацию значительной 
части населения на любые, не 
останавливающиеся ни перед 
2. ожесточенную конкурентную 
борьбу в экономической и 
3. утрату многими людьми 
личной перспективы, крах их 
надежд, неблагоприятные материальные 
и жилищные условия, 
4. повышенную распространенность 
среди отдельных групп 
5. интенсивную алкоголизацию 
и наркотизацию населения, 
6. нереагирование 
7. виктимное (легкомысленное, 
безнравственное, 
8. влияние преступной 
среды; криминальное «
9. провоцирующие на конфликт взаимоотношения в семье, с соседями, сослуживцами (оскорбления, ссоры, скандалы, драки, издевательства);
10. несвоевременное выявление 
общественностью и 
11. нереагирование на 
12. латентность и безнаказанность 
значительной части 
13. терпимость в трудовом 
коллективе и бытовой 
14. недостатки в деятельности 
правоохранительных органов 
15. неполнота выявления 
лиц, страдающих психическими 
заболеваниями и аномалиями 
16. обстоятельства, способствовавшие 
формированию антиобщественных 
группировок молодежи с 
17. существование значительного нелегального «рынка» оружия; его небрежное хранение; непринятие мер по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядов;
18. недостатки в охране 
общественного порядка и 
19. нереагирование окружающих 
на факты применения насилия, 
хулиганства, иного 
20. недостатки в воспитательной 
работе по месту жительства, работы 
и учебы, в организации досуга, 
культурного обслуживания 
Серьезное внимание следует обратить на обстоятельства, формирующие агрессивную насильственную направленность личности в детстве и подростковом возрасте. К ним относятся:
1. неблагополучная обстановка 
в семье, формирующая 
2. деморализующее влияние 
ближайшего бытового окружения 
по месту жительства, работы, учебы; 
жестокость по отношению к 
людям, животным; издевательства 
над младшими и слабыми; 
3. целенаправленное вовлечение 
подростков в пьянство, потребление 
наркотиков и других 
4. воздействие на 
Повседневная жизнь постоянно и наглядно демонстрирует подросткам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации Зайко Т.М. Система мер предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 12, которые они и перенимают. Показательно, что около 90% несовершеннолетних, отбывающих наказание за совершение насильственных преступлений, по данным представительного выборочного исследования, еще до начала преступной деятельности сами являлись объектами жестокого обращения Дриль Д. Преступность и преступники (уголовно-психологические этюды). - СПб.: Конторович, 1895. С. . Отсюда, в определенной мере, их озлобленность и агрессивность, порождающие насилие и жестокость.
4. Мотивации, по которым большинство людей не совершают насильственных преступлений
Научной базой исследования проблем предупреждения преступности и профилактики преступлений являются труды многих ученых. На протяжении всего периода существования государства наука всегда принимала участие в разработке стратегических, концептуальных основ правового, методического обеспечения предупреждения правонарушений. Не стоит в стороне она и сегодня. С 1990 г. только по данной теме было защищено по неполным данным свыше 60 диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, большинство - по юриспруденции. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений - конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.