Механизм индивидуального преступного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Основной целью данного исследования является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Понятие и общая характеристика …………………………………. 4-7
2. Стадии (звенья) механизма преступного поведения ……………... 8-10
3. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления………………………………………………………… 11-19
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список литературы ………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

  1. Понятие и общая характеристика …………………………………. 4-7
  2. Стадии (звенья) механизма преступного поведения ……………... 8-10
  3. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления………………………………………………………… 11-19

Заключение ………………………………………………………………… 20

Список литературы ………………………………………………………...  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При криминологическом анализе  причин совершения преступления важно  учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под  таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с  внешней средой.

Тема данной контрольной работы: "Механизм индивидуального преступного поведения". Актуальность данной темы обусловлена тем, что в конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида.

Основной целью данного  исследования является изучение механизма  индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также  взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью  при совершении преступления.

Контрольная работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть работы включает рассмотрение следующих вопросов: в первой части контрольной работы рассматривается понятие и общая характеристика механизма индивидуального поведения; вторая часть работы включает рассмотрение стадий (звеньев) механизма преступного поведения. Также здесь рассматривается роль мотивов и потребностей личности при совершении преступления; третий вопрос включает анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления, что доказывает социальный характер его совершения, при этом не исключается роль биологических факторов, которые могут стать причинами преступного поведения.

 

 

 

 

 

1. Понятие и общая характеристика.

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального  преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия  совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения  человека и той микросреды, в которой  происходит его формирование. Таким  образом проявляется сложный  комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного  поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители  общества, являющиеся носителями его  устоев и условий его жизнедеятельности  во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие  на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с  личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые  являются едиными для всех преступлений. 1

В общем виде причинами  конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп  условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них  образуют основу криминогенной мотивации  и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно  относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную  ситуацию. Взаимодействуя с личностными  особенностями, они вызывают намерение  и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного  преступления является результатом  взаимодействия образовавшихся под  воздействием неблагоприятных жизненных  условий негативных, нравственно-психологических  свойств личности и внешних объективных  обстоятельств, образующих криминогенную  ситуацию. На уровне неблагоприятных  условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые  как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная  мотивация реализуется в действительность (рисунок 1).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 │  Факторы, обусловливающие  индивидуальное преступное поведение   │

 └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────┐

 │       Социальная  действительность                │

 └───────┬──────────────────────────┬─────┘

                         ▼                                                                        ▼

 ┌────────────────────────────────┐  ┌───────────────────────────────────┐

 │    Условия неблагоприятного       │    │             Негативные                             │

 │   нравственного формирования    │  │    нравственно-психологические       │

 │           личности                               │    │         свойства личности                     │

└──────────────────────────┬─────┘  └─────┬─────────────────────────────┘

                                                                              ▼                                 ▼                              

                                     ┌──────────────────────────────────────┐

                          │     Конкретная жизненная ситуация         │

                                     └─────────────────┬────────────────────┘

                                                                                          ▼

                                      ┌──────────────────────────────────────┐

                          │     Решение совершить преступление        │

                                       └─────────────────┬────────────────────┘

                                                                                           ▼

                                       ┌──────────────────────────────────────┐

                         │                    Преступление                            │

                                        └──────────────────────────────────────┘

 

Рисунок 1 – "Факторы, обуславливающие  индивидуальное преступное поведение"

Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств  личности в семье, учебном или  производственном коллективе, бытовом  окружении, сфере общения и в  других областях социальной жизни, с  тем чтобы принять соответствующие  меры по их устранению, при необходимости  взаимодействовать с другими  учреждениями, предприятиями и общественными  организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших  криминогенных ситуаций.

Дальнейшее изучение структуры  преступного поведения требует  раздельного анализа каждой из линий  причинной цепочки, ведущих к  волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов  своих действий. Все это откладывается  в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в  первую очередь таких, как прошлый  опыт, интересы, взгляды, психические  особенности лица. Сюда же следует  добавить влияние существующей внешней  ситуации.

Таким образом, с точки  зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат  взаимодействия личности и внешней  конкретной ситуации. К тому же следует  добавить, что личность развивается  на основе взаимодействия психофизических  данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней  средой.

Из этого следует, что  у взрослого человека все социально  значимые воздействия внешней среды  проходят через его сознание и  личностные особенности, т.е. между  человеком и средой существуют сложные  причинно-следственные зависимости.

Чтобы ответить на вопрос, в  каком из звеньев причинной цепочки  коренятся причины совершения конкретного  преступления, нужно рассмотреть  их по существу, используя материалы  конкретных криминологических исследований. Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут  в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней  среды, и на каком жизненном этапе  индивида оказали на него криминогенное  влияние, какие психофизические  свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадии (звенья) механизма  преступного поведения.

При криминологическом анализе  причин совершения преступления важно  учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под  таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Взаимодействие психологических компонентов  поведения показано на рисунке 2. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает  всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Центральным звеном в причинной  цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности  являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как  потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую  эмоциональную окраску в различных  чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│      Психологический  механизм совершения умышленного преступления     │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 ┌─────────────────┐

 │    Личность            │

 └─────────┬───────┘

                           ▼

  ┌─────────────────────────────────────┐

  │ Потребности (материальные, духовные)  │

  └──────────┬──────────────────────────┘               

                               ▼

                 ┌──────────┐

           │ Интерес    │

                 └────────┬─┘

                                         ▼

 

 

            ┌─────────┐

         │  Мотив  │

            └───────┬─┘ 

                                ▼

                   ┌─────────────┐

                   │    Цель            │

                   └───────────┬─┘

                                                  ▼

                             ┌─────────────────┐

                    │ Выбор средств     │

                             └───────────────┬─┘

                                                                       ▼

                         ┌────────┐   ┌───────────┐

                         │  Воля           ├─►│  Решение           │  

                         └───┬────┘   └───────┬───┘

                                                │                                                    ▼

                                                │             ┌────────────────────────┐

                                           └───►│   Поступок                          │

                                                                └────────────────────────┘

Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения