Латентная преступность - 2013

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения проблемы распространения латентной преступности определяется необходимостью реализации отправных принципов уголовно-правовой политики. Прежде всего речь должна идти о последовательной реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности лица, совершившего преступление, об обеспечении полноты и всесторонности расследования и разрешения уголовных дел, а также адекватности и соразмерности средств правового воздействия на лиц, совершающих преступления, что, по сути, является обязательным условием вынесения справедливого наказания, его индивидуализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…....3

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ..6
1.1. Понятие и виды латентной преступности……………………….6
2. Криминологическая характеристика латентной преступности….10

Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ……....18
2.1. Теоретические основы профилактики латентной преступности……………………………………………………………...18
2.2. Специальная профилактика искусственной латентной преступности……………………………………………………………....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..29

Список источников и литературы……………………………………….31

Файлы: 1 файл

Т.5 Латент.преступность 2013.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

При анализе результатов опроса следует иметь в виду, что их нельзя прямо сопоставлять с данными уголовной статистики, поскольку в процессе опроса выявляется число потерпевших, а не количество преступлений и преступников. В то же время анкетирование позволяет сопоставить общее количество потерпевших с теми из них, кто обращался в правоохранительные органы, и тем самым выявить удельный вес латентных преступлений.

Весьма полезные результаты можно  получить путем сопоставления данных уголовной статистики и статистики административных и дисциплинарных правонарушений, гражданско-правовых деликтов. Если показатели статистики свидетельствуют о снижении количества фактов обмана потребителей, а по данным торговой инспекции их количество, напротив, возрастает, значит, есть основания полагать, что растет латентность этого вида правонарушений.

Одним из методов выявления латентной  преступности является анализ заявлений, жалоб, сообщений о преступлениях, поступивших в правоохранительные органы, в средства массовой информации, иные государственные органы, и сопоставление полученных результатов с данными уголовной статистики. Если граждане чаще всего жалуются на плохое обслуживание в сфере торговли, факты взяточничества, а по данным уголовной статистики не наблюдается роста названных ими преступлений, значит, произошло увеличение их латентности.

Хорошо зарекомендовали себя на практике локальные методы изучения латентности. Например, сведения о количестве фактов причинения вреда здоровью, полученные в поликлиниках, больницах, можно сопоставить с данными органов милиции, прокуратуры, суда.

Достаточно эффективным методом  выявления латентности является ее экспертная оценка. С ее помощью  можно получить достоверные сведения о соотношении между выявленными  и скрытыми преступлениями.

Подводя итоги главы можно сделать вывод, что для криминологического анализа признаков и показателей преступности важно иметь четкое представление об источниках соответствующей информации. В практической деятельности наиболее часто используются следующие из них: статистические отчеты о преступности, карточки на совершенное преступление, на лицо, совершившее преступление, на обвиняемого, подсудимого; результаты обобщения уголовных дел и материалов о преступлениях; данные социально-экономической, социально-демографической и другой статистики; результаты криминологических исследований, а также изучения общественного мнения о преступности; сведения об иных правонарушениях (пьянстве, наркомании, проституции). Эти источники первоначальной криминологической информации служат отправной точкой для изучения преступности и познания ее существенных характеристик.

При всей важности и значимости названных  источников они, к сожалению, не могут  объективно и полно воспроизвести  целостную картину преступности. Здесь встает вопрос о скрытой  преступности, не нашедшей отражения в официальных статистических данных. Эту часть преступности принято называть латентной. Она представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зафиксированных в уголовной статистике.

Анализ состояния латентной  преступности, ее тенденций и прогностических  оценок свидетельствует, что она  сегодня представляет собой качественно  новый феномен, как по своим масштабам, так и по степени негативного  влияния на всю жизнедеятельность общества, на обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан. Поэтому все более актуализируется задача усиления противодействия всего общества этому негативному явлению, использования в целях решительного перелома криминальной ситуации сложного комплекса экономических, социально-политических, воспитательных, правоохранительных мер.

 

 

 

 

Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ЛАТЕНТНОЙ  ПРЕСТУПНОСТИ

 

2.1. Теоретические основы профилактики латентной преступности

 

В зависимости от направленности профилактические мероприятия можно поделить на общесоциальные (общая профилактика), специальные (специальная профилактика), индивидуальные (индивидуальная профилактика). На общесоциальном уровне — это разрешение крупных социально-экономических и иных проблем функционирования общества и как следствие — положительное влияние на динамику, структуру и причины преступности в целом. На специальном уровне — это влияние на конкретные социальные группы (микросреду), в которых формируются конфликтные ситуации; виды и формы преступного поведения, профилактика преступлений в определенных сферах общественной жизни (иными словами, такая профилактика называется криминологической). На индивидуальном — это позитивное видоизменение системы ценностных ориентации лица, преодоление его антиобщественных взглядов и установок; недопущение совершения преступления конкретным лицом, попавшим в поле зрения правоохранительных органов (такую профилактику еще называют индивидуально-криминологической)13 .

Органы внутренних дел  и подразделения полиции участвуют на всех уровнях профилактической деятельности. На общесоциальном уровне они принимают участие в разработке государственных и региональных программ борьбы с преступностью, делают конкретные предложения по экономическим, социальным и иным вопросам функционирования государства. Совокупность этих действий помогает устранению причин и условий, которые способствуют совершению преступлений или порождают их. Если профилактика на общесоциальном уровне воплощается в жизнь в процессе решения крупномасштабных задач, которые стоят перед государством в целом, и обязана решаться всеми государственными и общественными структурами, то профилактику на специальном и индивидуальном уровнях необходимо осуществлять исключительно государственными органами и общественными организациями, в сферу задач которых включается борьба с преступностью. И сутью такой деятельности должны быть организационные и практические меры, которые направлены именно на профилактику преступности в целом, преступности какого-либо вида или конкретного преступления и на недопущение совершения преступлений со стороны конкретных лиц14.

Принцип комплексности  и интегративнести междисциплинарных  знаний предначертал деление указанного направления на его составляющие: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, исправительную, административно-правовую, криминалистическую, криминологическую и профилактику, которая осуществляется оперативно-розыскными подразделениями.

На профилактику преступлений с использованием оперативно-розыскных возможностей подразделений органов внутренних дел ученые-криминологи обратили внимание сравнительно недавно, но их высказывания ограничились лишь допустимостью использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактической работе органов внутренних дел.

В отличие от криминологов, ученые, которые специализируются в  области оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, не только сформулировали такой вывод значительно раньше, но и теоретически доказали необходимость использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактике преступлений.

К настоящему времени  ученые-криминологи однозначно пришли к выводу о специфичности деятельности подразделений полиции по профилактике преступлений. Они говорят о том, что наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия необходимо применение и оперативно-розыскных мер, а термин «оперативно-розыскная профилактика» прочно закрепился в их лексиконе. Такой подход к осуществляемой подразделениями полиции профилактике преступлений представляется единственно верным, потому что перед ней стоит задача комплексного проведения опережающих, предохранительных мер, которые направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, профилактическое воздействие на лиц, склонных к их совершению.

Как отмечает Р.М. Акутаев: «Учитывая, что подобные лица замышляют преступления втайне от окружающих, вынуждены прибегать к различным ухищрениям и уловкам, пытаясь скрыть криминальную активность, разрешать стоящие задачи без использования оперативных возможностей подразделений полиции крайне затруднительно»15.

Органы внутренних дел  как одна из основных структур органов уголовной юстиции разрешают оперативно-служебные задачи в сложной социально-политической и экономической обстановке, которая характеризуется продолжением роста инфляции, ухудшением благосостояния значительных групп населения, ростом социальной напряженности. Осуществление экономических реформ приумножило процесс социальной дифференциации населения. Положение же в сфере борьбы с преступностью тревожное: преступность стала угрожать основным устоям российской государственности, соблюдению законности, обеспечению безопасности граждан.

В складывающейся ситуации руководство страны установило перед  МВД России задачи: «увязать» решение борьбы с преступностью и ее профилактики с государственной политикой в целом, разработать системное видение перспектив развития преступности и осуществить комплексный подход к их решению. Вот почему профилактическая деятельность органов уголовной юстиции в целом, и органов внутренних дел в частности, отмечается в настоящее время в качестве одной из ведущих приоритетных функций, которые обеспечивают достижение реальных результатов в борьбе с преступностью.

Определение профилактики преступлений в качестве приоритетной функции должно предполагать выбор научно обоснованного критерия ее отграничения от других. Данный вопрос чрезвычайно важен в силу того, что отсутствие единого критерия классификации может привести к обилию разнообразных мнений. К сожалению, приходится отмечать, что до настоящего времени эта проблема в теоретическом плане, применительно к деятельности полиции, не приобрела своего научного толкования.

При этом нужно иметь  в виду, что ни одна функция полиции не определяется в «чистом» виде, не выступает в качестве изолированной от других, что обсуждаемая категория «оперативно-профилактическая функция полиции» все же не абсолютно реальная деятельность, а в значительной мере абстрактная, теоретическая категория, которая отражает объективную закономерность в деятельности полиции. Формируясь в явление, объективно существуя, эта деятельность дополняет другие направления деятельности полиции и распределяется по множеству субъектов — ее исполнителей. Вместе с тем эта функция направлена на решение определенных самостоятельных задач, которые стоят в целом перед полицией, и она реализуется при соблюдении определенных принципов, присущих оперативно-розыскной деятельности. Эта функция реализуется также путем использования специфических сил, средств и методов, которые свойственны только подразделениям, осуществляющим агентурно-оперативную работу16.

Выступая одной из основных направлений деятельности подразделений полиции, оперативно-профилактическая функция базируется на законодательной, ведомственной нормативной и научной основе и предполагает деятельность по практическому воплощению в жизнь задач, стоящих перед ними, в соответствии с их компетенцией, в целях защиты жизненно важных потребностей общества от преступных посягательств, и реализуется ее структурными подразделениями путем осуществления возложенных на них полномочий.

Универсальный характер методологического подхода к определению одной из приоритетных функций подразделений полиции может позволить использовать его с отдельными незначительными корректировками и применительно к другим функциям подразделений полиции.

Следует также отметить, что не каждая функция подразделений полиции может получить однозначное отражение в ее деятельности. Ряд функций могут воплощаться в жизнь в таком объеме и содержании, что не требуют оформления в самостоятельную функцию, в основном это относится к общим или сквозным функциям, свойственным не только подразделениям полиции, но и органам внутренних дел в целом.

Комплексный подход к  исследованию проблем оперативно-розыскной профилактики, использование при этом различных отраслей научных знаний позволяют определить ее сущность: на индивидуальном уровне она возможна, если лицо собирается совершить какое-либо преступление либо готовится к его совершению, при условии, что в содеянном не содержится признаков состава преступления; оперативно-розыскные мероприятия применяются не в качестве средства, которое обеспечивает привлечение лица к уголовной ответственности, а наоборот, в целях недопущения наступления условий привлечения к ней; первоочередная направленность оперативно-профилактических мероприятий на недопущение совершения преступлений, а не правонарушений в целом.

Все тактико-организационные  формы оперативных действий МВД  являются взаимосвязанными между собой  и, следовательно, взаимодополняемыми. Организация работы подразделений полиции в соответствии с существующими организационно-тактическими формами позволяет реализовать наиболее важные для этого вида деятельности принципы: наступательности и активности, поступательности и наращивания мощи в своих действиях (от единичного, инициативного применения отдельных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности до комплексного и постоянного).

Первая организационно-тактическая  форма — выявление лиц и  фактов, представляющих оперативный интерес, является подготовительной, обеспечивающей оперативно значимой информацией все направления деятельности, отнесенные к компетенции подразделений полиции. При ее реализации выявляются не только лица, которые планируют, подготавливают или совершают преступления, допускающие отклонения от норм поведения, другие категории лиц и материальные объекты (лица, которые имеют сведения о преступлениях и лицах, их совершивших; предполагаемые места нахождения скрывшихся преступников, похищенного имущества и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения задач оперативно-розыскной деятельности; лица, которых можно привлечь к негласному сотрудничеству), но и причины и условия, способствующие совершению преступлений. Полученные первичные сведения о лицах и фактах совершенных преступлений необходимо тщательно проверить в рамках этой же организационно-тактической формы. Это позволит определить достоверность поступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в профилактике и раскрытии преступлений, розыске различных категорий лиц. Такая проверка нужна прежде всего потому, что первоначальные сведения могут не соответствовать действительности, а их применение может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан, нарушению законности, а порой позволить преступникам более тщательно замаскировать свою преступную деятельность17.

Информация о работе Латентная преступность - 2013