Принципы 
гражданского судопроизводства тесно 
связаны между собой и образуют одну 
логическую систему. Только взятые вместе, 
в качестве системы они характеризуют 
процессуальное право гражданского судопроизводства 
как отрасль, и определяют состязательное 
построение процесса и нарушение любого 
из этих принципов, приводит как правило, 
к нарушению другого, а то и всей цепи принципов. 
Поэтому одни принципы в этой системе 
можно рассматривать в качестве гарантий 
реализации других.
     Таким 
образом Принципы гражданского судопроизводства, 
только в своей целостности и 
единстве образуют ту систему, которая 
может обеспечить законное и справедливое 
правосудие, так необходимое нашему обществу.
 
     
     Список 
использованных источников 
и литературы. 
     Источники 
: 
  - Постановление 
  Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 
  33 // Бюллетень Верховного Суда РФ № 1. 1996 
  г. с. 3. 
 
  - “Судебная 
  и правоохранительная системы.” Сборник 
  нормативных актов. - М.: Теис, 1996. - 408 с.
 
  - Федеральный 
  конституционный закон “О Конституционном 
  Суде Российской Федерации.” - М.: Юридическая 
  литература, 1994. - 64 с.
 
  - Федеральный 
  конституционный закон. “О статусе судей 
  в Российской Федерации.” - М.: Издательство 
  “Кодекс“, 1995. - 32 с.
 
  - Федеральный 
  конституционный закон. “О судебной системе 
  Российской Федерации.” - М.: Юридическое 
  бюро “Городец“, 1996. - 32 с.
 
 
     Литература 
:
  - “Конституционный 
  контроль в Российской Федерации, становление 
  и проблемы.”// Государство и право. 1993.№ 
  7. с.3.
 
  - “Новая Конституция 
  и судебная власть в Российской Федерации.” 
  // Российская юстиция. 1994, № 1. с.2.
 
  - “Новая страница 
  жизни.”// Человек и закон. 1994, № 11. с.3.
 
  - Баглай М. 
  В. Конституционное право Российской Федерации. 
  Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: 
  Инфра М - Норма, 1997. - 752 с.
 
  - Гуценко К. 
  Ф. , Ковалев М. А. “Правоохранительные 
  органы.” - М.: Зерцало, 1997. - 367 с.
 
  - Козлова Е. 
  И., Кутафин О. Е. Конституционное право 
  России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 
  Юристъ, 1998 г., с. 570.
 
  - Козулин А. 
  В. “Права человека и их защита.” // Государство 
  и право. 1994 г., № 2, с. 144 – 147.
 
  - Конституция 
  Российской Федерации. Научно - практический 
  комментарий. / Под редакцией академика 
  Топорина Б. Н. - М.: Юристъ, 1997. - 320 с.
 
  - Общая теория 
  права. / отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 
  1996 г. с. 520.
 
  - Савицкий 
  В. М. “ Организация судебной власти в 
  Российской Федерации.” - М.: Издательство 
  “ Бек “, 1996. - 320 с.
 
  - Тищенко 
  В. М. “Социальное государство.” // Общество 
  и экономика. 1996 г., № 8, с. 4 – 12.
 
  - Шишкин С. 
  А. Состязательность в гражданском и арбитражном 
  судопроизводстве. – М.: Городец, 1997, с.342.
 
  
§ 
3. Гражданский процесс.
1. 
Защита законных прав 
и представляемых интересов 
в судах общей юрисдикции.
     В 
условиях обновления общественных отношений, 
создания правового государства, осуществления 
программы социально-экономического 
развития общества особая роль при 
защите субъективных прав и свобод принадлежит 
правосудию по гражданским делам. Достаточно 
сказать, что из общего количества дел, 
рассматриваемых судами, преобладающее 
число (ок. 75%) в судах составляют гражданские 
дела, с тенденцией их дальнейшего увеличения 
на основе законов, принятых в последние 
годы.
     Поскольку 
суды общей юрисдикции рассматривают 
преимущественно дела, в которых 
одной из сторон являются граждане, 
то нетрудно понять, что в гражданском 
судопроизводстве затрагиваются субъективные 
права и законные интересы значительного 
числа граждан. В связи с этим обратимся 
к понятию "гражданские дела".
     Понятие 
“гражданские дела” охватывает большое 
число рассматриваемых и разрешаемых 
в порядке гражданского судопроизводства 
правовых споров (конфликтов), возникающих 
из различных правоотношений, а также 
дела особого производства. Круг таких 
дел указан в ст. 25 Гражданско-процессуального 
кодекса Российской Федерации, согласно 
которой граждане и юридические лица могут 
защитить свои права в судах общей юрисдикции, 
если они являются участником спорного 
правоотношения в делах:
  -  по спорам, 
  возникающим из гражданских, семейных, 
  трудовых, земельных, кооперативных и 
  иных правоотношений, если хотя бы одной 
  из сторон в споре является гражданин;
 
  -  по спорам, 
  возникающим из публично-правовых отношений, 
  основанных на властном подчинении одной 
  стороны другой, если подчиненной стороной 
  является гражданин;
 
  -  об оспаривании 
  гражданами (объединениями граждан) нормативных 
  актов, проверка законности которых не 
  осуществляется в ином порядке;
 
  -  об оспаривании 
  отказов в регистрации средств массовой 
  информации и выдаче им лицензий; об оспаривании 
  решений об аннулировании выданных лицензий, 
  о прекращении или приостановлении деятельности 
  средств массовой информации;
 
  -  по спорам 
  общественных и религиозных организаций 
  (объединений) с органами государственной 
  власти и должностными лицами или по спорам 
  этих организаций между собой и другими 
  организациями;
 
  -  об оспаривании 
  отказа в регистрации указанных организаций 
  или о прекращении (приостановлении) их 
  деятельности;
 
  -  о признании 
  незаконными решений, действий государственных 
  органов, государственных служащих, органов 
  местного самоуправления, общественных 
  объединений, избирательных комиссий 
  и должностных лиц по назначению, организации 
  и проведению референдумов, выборов в 
  органы государственной власти и местного 
  самоуправления, а также о признании недействительными 
  результатов референдумов и выборов;
 
  -  о защите 
  деловой репутации и возмещении морального 
  вреда и др.
 
     Кроме 
того, в судах общей юрисдикции 
рассматриваются дела особого производства.
     Приведенный 
перечень носит открытый характер. 
В судах общей юрисдикции могут 
рассматриваться и другие споры. 
Подведомственность данной системы 
судов самая объемная, и сегодня 
она определяется прежде всего на 
основе пунктов 1 и 2 статьи 46 Конституции 
Российской Федерации. В то же время споры, 
отнесенные к предметной компетенции, 
Конституционного Суда и арбитражных 
судов, не могут быть рассмотрены в судах 
общей юрисдикции.
     Согласно 
ст. 46 Конституции каждому гарантируется 
судебная защита его прав и свобод, 
в том числе и судебная защита от неправомерных 
действий органов государственного управления 
и должностных лиц, а также от любых посягательств 
на честь и достоинство, жизнь и здоровье, 
на личную свободу и имущество, иные права 
и свободы, предусмотренные Конституцией 
и другими законами. Иной (несудебный) 
порядок защиты прав и законных интересов 
граждан может быть установлен только 
законами.
     В 
полном соответствии с этим положением 
в ст. 11 Гражданского кодекса 1994 г. установлено, 
что защиту нарушенных или оспоренных 
гражданских прав осуществляют в соответствии 
с подведомственностью дел, установленной 
процессуальным законодательством, суд 
(общий или арбитражный). Защита гражданских 
прав в административном порядке осуществляется 
лишь в случаях, предусмотренных законом. 
При этом Гражданский кодекс указывает, 
что решение, принятое в административном 
порядке, может быть обжаловано в суд.
     Согласно 
ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса 
всякое заинтересованное лицо вправе 
в порядке, установленном законом, обратиться 
в суд за защитой нарушенного или оспариваемого 
права или охраняемого законом интереса. 
Установленный законом порядок обращения 
в суд состоит из двух групп обстоятельств 
процессуального характера, подлежащих 
проверке судьей при принятии искового 
заявления или иного обращения в суд (заявления, 
жалобы) - подлежит ли данное требование 
рассмотрению в суде и соблюден ли заявителем 
установленный законом порядок обращения 
в суд.
     Таким 
образом общим критерием подведомственности 
дел судам общей юрисдикции является 
субъектный состав сторон судебного процесса. 
По общему правилу в судах общей юрисдикции 
рассматриваются споры, одной или обеими 
сторонами в которых являются граждане 
(при условии, что данный спор не связан 
с предпринимательской деятельностью 
индивидуального предпринимателя).
 
§ 
2. Защита конституционных 
прав в арбитражных 
судах.
     Арбитражные 
суды - специализированный судебный орган 
по разрешению экономических споров, связанных 
с предпринимательской деятельностью15. 
Эта специализация в настоящее время и 
определяет подведомственность дел арбитражных 
судов в Российской Федерации. В связи 
с этим по общему правилу (сформулированному 
в п. 1 ст. 25 Арбитражно-процессуального 
кодекса Российской Федерации) в арбитражные 
суды могут обращаться юридические лица 
(далее организации), а также граждане, 
осуществляющие предпринимательскую 
деятельность без образования юридического 
лица и имеющие статус индивидуального 
предпринимателя, приобретенный в установленном 
законе порядке, в том случае, если возникший 
между ними спор носит экономический характер. 
В данном случае неважно, из каких правоотношений 
он возник: из гражданских, административных 
или иных. Безусловно, в арбитражных судах 
не могут рассматриваться споры, хоть 
и касающиеся экономических отношений, 
но относящиеся к уголовно-правовой сфере.
     К 
спорам же, разрешаемым в арбитражных 
судах, в частности относятся споры:
  -  о разногласиях 
  по договору, заключение которого предусмотрено 
  законом или передача разногласий по которому 
  на разрешение арбитражного суда согласована 
  сторонами;
 
  -  об изменении 
  условий или о расторжении договоров;
 
  -  о неисполнении 
  или ненадлежащем исполнении обязательств;
 
  -  о признании 
  права собственности;
 
  -  об истребовании 
  собственником или иным законным владельцем 
  имущества из чужого незаконного владения;
 
  -  о нарушении 
  прав собственника или иного законного 
  владельца, не связанном с лишением владения;
 
  -  о возмещении 
  убытков;
 
  -  о признании 
  недействительными (полностью или частично) 
  ненормативных актов государственных 
  органов, органов местного самоуправления 
  и иных органов, не соответствующих законам 
  и иным нормативным правовым актам и нарушающих 
  права и законные интересы организаций 
  и граждан-предпринимателей;
 
  -  о защите 
  чести, достоинства и деловой репутации;
 
  -  о признании 
  не подлежащим исполнению исполнительного 
  или иного документа, по которому взыскание 
  производится в бесспорном (безакцептном) 
  порядке;
 
  -  об обжаловании 
  отказа в государственной регистрации 
  либо уклонение от государственной регистрации 
  в установленный срок организации или 
  гражданина-предпринимателя и в других 
  случаях, когда такая регистрация предусмотрена 
  законом;
 
  -  о взыскании 
  с организаций и граждан штрафов государственными 
  органами, органами местного самоуправления 
  и иными органами, осуществляющими контрольные 
  функции, если федеральным законом не 
  предусмотрен бесспорный (безакцептный) 
  порядок их взыскания;
 
  -  о возврате 
  из бюджета денежных средств, списанных 
  органами, осуществляющими контрольные 
  функции, в бесспорном (безакцептном) порядке 
  с нарушением требований закона или иного 
  нормативного правового акта.
 
     Таким 
образом общим критерием подведомственности 
дел арбитражным судам является субъектный 
состав сторон судебного процесса. По 
общему правилу в арбитражных судах рассматриваются 
споры, обеими сторонами в которых являются 
или организации, или органы государственной 
власти (местного самоуправления), или 
граждане, осуществляющие предпринимательскую 
деятельность без образования юридического 
лица и имеющие статус индивидуального 
предпринимателя, приобретенный в законном 
порядке, при условии, что данный спор 
связан с предпринимательской деятельностью 
индивидуального предпринимателя.
 
      
     Закрепив 
в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской 
Федерации принцип осуществления 
правосудия только судом, Основной Закон 
в ч. 2 этой же статьи устанавливает, 
что судебная власть может осуществляется 
только посредством конституционного, 
гражданского, административного и уголовного 
судопроизводства, но разрешение споров 
в порядке гражданского судопроизводства 
может осуществляться только судами общей 
юрисдикции и арбитражными судами посредством 
гражданского и административного судопроизводств. 
При этом законодатель не исключает разрешение 
гражданских споров различными частными 
третейскими арбитражными судами, административными 
комиссиями и другими квазисудебными 
органами, создаваемыми спорящими сторонами 
или действующими на постоянной основе. 
Но их деятельность не может называться 
правосудием, поскольку она осуществляется 
не от имени государства и вне установленных 
законом процессуальных правил, в то время, 
как Конституция Российской Федерации 
закрепляет четкое правило: правосудие 
в Российской Федерации осуществляется 
только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции). Следовательно 
только суды, учреждаемые законом на основе 
Конституции, и привлекаемые в установленных 
законом случаях к осуществлению правосудия 
представители народа (народные заседатели, 
присяжные заседатели) вправе рассматривать 
дела в порядке судебного производства, 
выносить приговоры и решения, обеспеченные 
государственным принуждением.  ****************************** 
уже есть 
 
     Правосудие 
по гражданским делам осуществляется 
только судом в соответствии с 
принципами, закрепленными в Конституции 
и отраслевом законе - Гражданско-процессуальном 
кодексе Российской Федерации. 
     Правила 
судебного разбирательства и 
разрешения гражданских дел используются 
другими юрисдикционными органами с учетом 
их специфики и выполняемых задач, в частности 
третейскими судами, а до недавнего времени - товарищескими 
судами. Под влиянием гражданского процессуального 
права и гражданского судопроизводства 
сформировалось арбитражное процессуальное 
законодательство, в значительной части 
воспроизводящее нормы гражданского процессуального 
права: преобладающее число норм Арбитражно-процессуального 
кодекса (АПК) текстуально совпадает с 
нормами Гражданско-процессуального кодекса 
(ГПК).