Изучение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Преступность -- сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так, уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика -- методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия -- влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология -- место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.
Однако только криминология охватывает проблему преступности в целом. Данная наука изучает преступность как объективно существующее в обществе негативное явление, связанное с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности, требующее специфических форм и методов борьбы. Именно поэтому понятие преступности служит исходным положением для криминологической науки. Будучи стержневым элементом предмета криминологии, понятие преступности всегда определяло объем и границы научного поиска в сложном криминологическом комплексе многообразных явлений и процессов социальной жизни.

Содержание работы

Введение 3
1. Задачи изучения преступности 5
2. Познание и оценка при изучении преступности 7
3. Источники информации о преступности и ее показатели 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

криминология.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

При изучении преступности важно находить не только наиболее распространенные характеристики, не только сходное в преступности разных регионов, представителей разных социальных групп, разных видов преступности, но учитывать и различия, особенности, для того чтобы дифференцированно, с учетом этих особенностей обеспечивать практическую деятельность.

Следует также обращать внимание на единичное, неповторимое и затем выяснять его природу. Неповторимое может быть случайным результатом стечения обстоятельств, и тогда при анализе преступности как массового явления им можно пренебречь. Но не исключено другое: это неповторимое и неожиданное служит проявлением какой-то новой, нарождающейся тенденции. Если даже в исследуемый период в регионе было совершено какое-то одно преступление, не совсем обычное по мотивации, объекту посягательства, способу преступной деятельности, его надо тщательно проанализировать. Это позволит вовремя заметить новые явления в преступности и принять меры к пресечению нежелательных изменений.

В ином случае такие изменения  будут проявляться все отчетливее и к противостоянию с ними не удастся  вовремя подготовиться. Криминология на рубеже 70-80- х гг. в результате конкретных исследований сделали вывод  о нарастании организованной преступности в стране. Они обнаружили высокоорганизованные преступные формирования и новую  криминальную специальность - организатор  преступной деятельности в широких  масштабах с использованием государственных  структур. Однако этой оценке одни государственные  деятели вообще не придали должного значения, другие посчитали ее преувеличением. Никаких адекватных мер соответственно принято не было. Затем последовало бурное развитие организованной преступности в стране, сопровождаемое доказыванием частью криминологов факта ее существования.

Анализ преступности должен носить перспективный характер, другими  словами, не сводится только к фиксации ее прошлых состояний, но и давать основания для прогноза. Прогнозирование  необходимо для программирования борьбы с преступностью.

Итак, важно обеспечивать целенаправленность аналитической  деятельности, правильно определять ее задачи, формулировать исходные гипотезы, желательно не одну, задавать этому анализу определенный программный  характер и сохранять готовность к получению новых, порой неожиданных, непрограммируемых данных.

3. Источники информации  о преступности и ее показатели

 

В процессе изучения преступности важен правильный отбор источников информации и показателей преступности.

Источниками информации о  преступности являются:

1. статистические отчеты:

МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, в том числе о зарегистрированных преступлениях (форма № 1 МВД РФ); отчет о лицах, совершивших преступления (форма № 2 МВД РФ); а также форма  № 1г МВД РФ, содержащая сведения о зарегистрированных преступлениях  и выявленных преступниках в разрезе  всех статей УК; формы № 1а, № 1р, № 3, № 5 МВД РФ, а также ряд иных;

Судов и органов юстиции, в том числе отчет о работе судов (форма № 1 МЮ РФ); отчет о  числе привлеченных к уголовной  ответственности и мерах уголовного наказания (форма № 10 МЮ РФ); отчет  о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11 МЮ РФ); отчет  об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма  № 12 МЮ РФ), при необходимости - другие формы судебной статистики См.: Методика анализа преступности. М., 1986; Методика анализа территориальных различий преступности. М., 1989; Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.;

2. статистические карточки  первичного учета, в том числе  отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится  гораздо больше данных, чем в  статистических отчетах. Хотя  эти отчеты составляются на  основании карточек первичного  учета, в некоторых статистических  формах содержится примерно 30% информации  карточек.

Все данные карточек первичного учета вводятся в банк данных информационных центров министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении преступности можно по специальным программам анализировать непосредственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому  конкретному объекту исследования. Например, при анализе краж можно  выяснить, что и откуда похищалось, находились ли соответствующие объекты  под охраной, какой именно;

3. показатели социально-экономической,  социально-демографической и другой  статистики. Например, для исчисления  коэффициентов преступности требуются  сведения о численности населения,  в том числе разного возраста;

4. данные об иных правонарушениях,  пьянстве, алкоголизме, наркомании  и т.п. Они содержаться в  материалах как государственной статистики, так и ведомственной (МВД РФ, МЮ РФ и т.п.);

5. материалы обобщения  уголовных дел, материалов и  заявлений о преступлениях. Уголовные  дела, материалы, заявления изучаются  в сплошном либо выборочном  порядке. Сплошное исследование  проводится, когда число дел невелико. При выборочном изучении дел  определяется сначала количество  всех дел, а затем решается  вопрос об объеме выборки. Во  всех случаях изученное число  дел должно обеспечивать представительность (репрезентативность) исследования. Это  требует, прежде всего, квотной  выборки, воспроизводящей структуру  преступности с учетом доли  каждого вида преступлений в  общем числе зарегистрированных. Для точного расчета выборки  полезно привлекать специалистов  по использованию выборочных  методов исследования;

6. результаты изучения  общественной психологии, правового  сознания, общественного мнения  о преступности и борьбе с  ней;

7. данные опросов осужденных  в сравнении с результатами  опросов лиц из контрольной  группы;

8. результаты наблюдений  криминологов;

9. результаты экспериментов,  если они проводились.

Учет преступности основывается на регистрации конкретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления; жертв преступлений и сумм материального ущерба, причиненного преступлениями организованных преступных формирований. Однако современная статистика эти данные отражает крайне неполно.

Первый показатель - число  совершенных преступлений - в принципе не может быть полностью отражен  в статистике хотя бы уже потому, что многие преступления совершаются  в условиях неочевидности и немало преступников разрабатывают специальные  меры по сокрытию следов преступлений, не все потерпевшие сообщают о  посягательствах на них, существуют просчеты в оперативно-розыскной  и контрразведывательной, контролирующей деятельности.

Таким образом, число зарегистрированных преступлений (форма № 1 МВД РФ) - это далеко не число всех совершенных  преступлений. Снижение числа преступлений (в форме № 1) может отражать и  фактическое снижение преступности, и изменение нормы закона, практики борьбы с ней, практики ее регистрации.

С учетом изложенного целесообразно  анализировать во взаимосвязи по крайней мере два статистических показателя: число рассмотренных органами внутренних дел и прокуратуры заявлений, сообщений о преступлениях и число зарегистрированных ими преступлений.

Анализ числа и динамики заявлений о преступлениях дает определенное представление о том, в какой мере физические и юридические  лица считают себя жертвами уголовно наказуемых деяний.

Заявления и сообщения  не всегда находят подтверждение. Иногда они бывают заведомо ложными, а нередко  люди ошибаются в оценке соответствующих  деяний как преступных, не зная, что  они влекут всего лишь административную либо гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность. Статистика преступлений отражает те деяния, данные о которых  были проверены в предусмотренном  законом порядке и нашли свое подтверждение, например, в вынесении  постановлений о возбуждении  уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об отказе в  возбуждении уголовного дела или  о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о приостановлении уголовного дела.

Второй показатель - число  лиц, совершивших преступления. В  статистике отражается только число  выявленных лиц, т.е. установленных  преступников, вина которых доказана.

Общее число выявленных лиц, совершивших преступления (форма  № 2), подразделяется на две категории:

1) лица, которые освобождаются  от уголовной ответственности  по нереабилитирующим основаниям в связи с направлением материалов в комиссию по делам о несовершеннолетних и т.п.;

2) лица, дела о которых  направлены в суд. Вторая категория  включает как осужденных, так  и оправданных, а также лиц,  дела о которых прекращены  судом либо направлены на дополнительное  расследование.

Поэтому одновременно с данными  формы № 2 МВД РФ следует анализировать  и судебную статистику, в том числе  о количестве осужденных.

Данные о лицах, ранее  совершавших преступления (повторно совершивших преступления), учитываются  в форме № 1-р МВД РФ.

Третий показатель - число  потерпевших. Ими могут быть и  юридические, и физические лица. Ведь кражи совершаются из квартир, и  из учреждений, предприятий.

Однако современная уголовная  статистика ведет весьма ограниченный учет потерпевших. С 1986 г. (форма № 1г  МВД РФ) учитывалось число лиц, погибших в результате совершенных  преступлений. Начиная с 1993 г. стали  учитываться некоторые данные об иных потерпевших (форма № 1-п).

Четвертый показатель - материальный ущерб. Уголовная статистика ранее  фиксировала только материальный ущерб  от хищений государственного и общественного  имущества, причем как по делам, направленным в суд, так и по тем делам, которые  были прекращены, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Эти данные не совпадают с суммами материального ущерба, окончательно определенного судом.

Судебная статистика также  отражает материальный ущерб. По всем делам о преступлениях, повлекших  этот ущерб, имеется такой показатель, как «сумма материального ущерба, определенная судом». Эта сумма может  отличаться от той, которая фиксируется  в формах МВД РФ, например, в силу того, что уголовные дела о наиболее крупных хищениях рассматриваются  судами после многолетних расследований.

Наконец, важно иметь ввиду, что в последние годы открыто публиковались данные уголовной статистики только по делам органов внутренних дел, прокуратуры (формы № 1, 1г, 1е, 2 и др.), за изъятием части сведений об особо опасных и некоторых иных государственных преступлениях (Министерства безопасности РФ), а также всех воинских преступлений (данные органов военной прокуратуры). Поэтому, как правило, общий криминологический анализ преступности на практике основывается на материалах открытой статистики. Он дополняется анализом воинской и части государственной преступности, сделанным в установленном режиме.

Сведения о налоговых  и таможенных преступлениях, как  и преступлениях на транспорте, отражаются в единых статистических отчетах (формы  МВД РФ № 1, 2, 1г и др.).

Разумеется, учет, регистрация  преступлений нуждаются в дальнейшем совершенствовании как в концептуальном, так и в практическом аспектах.

Криминологи ставят вопрос о создании в России единого банка  данных о разных видах преступности. Причем считают, что он по России в  целом должен формироваться на базе карточек первичного учета. Сейчас данные этих карточек обрабатываются только в регионах - их единого банка  данных в Российской Федерации не существует. Субъекты Федерации направляют в федеральные органы уже заполненные  ими статистические формы. На этапе  составления таких форм может  теряться информация. Например, в результате того, что она после составления  таких форм оценивается в субъектах  Федерации с точки зрения того, как выглядит данный регион по сравнению  с другими регионами или в  данный период по сравнению с предшествующими. Такая оценка в некоторых случаях  сопровождается корректировкой данных статистических учетов.

Отмечается также необходимость  непрерывности учета - последовательного  отражения в едином документе  данных о движении сначала сообщения, заявления о преступлении, затем  проверяемого материала, возбужденного  уголовного дела. Речь идет о фиксации единого процесса: от поступления  сообщения до отказа в возбуждении  уголовного дела либо его прекращения, либо - при возбуждении уголовного дела и обвинительном приговоре  суда - до снятия с осужденного судимости.

Пятый показатель - число  организованных преступных формирований - практически не отражается в уголовной  статистике. Там приводятся данные о числе преступлений, совершенных  в составе организованных групп, числе фактов бандитизма, но не дается число самих таких групп, число  банд и т.д. Только в форме ОП МВД  РФ давалось число преступных формирований.

Заключение

Изучение преступности продолжалось уже в первые годы существования  Советского государства. Анализ состояния  преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами. Научно-методической базой проведения криминологических исследований являлись статистические учреждения, в которых была сосредоточена так называемая моральная статистика, а также кабинеты по изучению преступности и преступника, создаваемые различными ведомствами и учреждениями в крупных городах страны. Первые шаги в деле изучения личности правонарушителя сделал Петроградский криминологический кабинет, образованный в 1917 г. по инициативе Петроградского Совета.

Информация о работе Изучение преступности