Финансирование терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:55, реферат

Описание работы

Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации. Окончено с момента совершения любого из действий.

Файлы: 1 файл

Финансирование терроризма.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации. Окончено с момента совершения любого из действий.

 

В соответствии с п. 1 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных тенденций современного терроризма является повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций. При этом одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в нашей стране, является финансовая поддержка российских террористических организаций со стороны международных террористических организаций. В этой связи к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма наряду с политическими и социально-экономическими относятся правовые (реализация принципа неотвратимости наказания, в том числе за финансирование терроризма).

 

Интенсивность террористической деятельности напрямую зависит от уровня ее финансирования и материально-технической оснащенности. В связи с этим замораживание активов террористических организаций и перекрытие каналов финансирования террористической деятельности признается одним из важнейших инструментов борьбы с международным терроризмом.

 

К числу основных источников получения финансовых средств террористических организаций на Ближнем Востоке следует отнести:

– незаконные и неконтролируемые операции в финансовой сфере (в частности, в банковской);

– криминал; совместную деятельность преступных сообществ;

– деятельность легальных организаций (коммерческих предприятий);

– деятельность "благотворительных" и "гуманитарных" организаций,

– спонсорскую помощь государственных структур отдельных стран этого региона;

– личные состояния ряда представителей террористических организаций и т.д.

Одним из главных способов получения денежных средств представителями террористических организаций и групп является криминал. Контрабанда, похищения людей, вымогательство, продажа наркотиков, подделка документов и т.п. – все это неполный перечень приемов получения финансовых средств террористическими группами и сообществами.

По некоторым данным, источником получения средств для террористических организаций также является производство и распространение нелицензионных копий компьютерных программ, музыкальной и видеопродукции, распространяемой на CD и DVD дисках. Пиратское использование охраняемой законом интеллектуальной собственности ежегодно приносит миллионы долларов не только непосредственно производителям и распространителям контрабандной продукции, но также и представителям и террористических группировок, которые получают финансовые средства в виде "лицензионных платежей" – своеобразной дани, которой они облагают всех производителей пиратских копий продукции мультимедиа. 

Преступные организации используются также и легальными источниками для получения финансовых средств и установления международных контактов в интересах укрепления собственной базы. В качестве легальных источников чаще всего выступают коммерческие организации. 

Для прикрытия различных видов незаконной деятельности террористических структур привлекаются некоторые гуманитарные и благотворительные организации. Проведение расследования в подобных ситуациях представляется крайне затруднительным, поскольку затрагивает организации, которые могли быть случайно втянуты в деятельность преступных организаций и действовали непреднамеренно наряду с теми организациями, которые были образованы исключительно для поддержки террористических организаций и работали под маркой благотворительных.

Некоторые благотворительные и гуманитарные фонды используются международными террористами не только с целью получения и отмывания денежных средств, но также для облегчения их деятельности благодаря использованиию статуса этих организаций, который предоставляет определенные льготы. 

Крупные личные состояния некоторых руководителей ближневосточных террористических организаций и их сторонников являются существенным источником финансирования планов и проведения широкомасштабных террористических операций. 

 

 

Традиционный источник помощи для террористов – это помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей, которые самим террористам могут быть и совершенно чуждыми. 

Более важный источник финансирования террористов – это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На наш взгляд можно выделить три основных составляющих системы финансирования терроризма: источники финансирования, методы перемещения денежных средств или иного имущества и получателей денежных средств или иного имущества. 
 
Можно выделить несколько характеристик финансирования терроризма: взаимосвязь источников финансирования с доходами от различных видов преступной деятельности, характерных для транснациональной организованной преступности; взаимосвязь источников финансирования с поддержкой террористических организаций со стороны отдельных государств; международный характер осуществляемых финансовых операций; значительная доля наличных операций при осуществлении финансирования; использование в схемах финансирования благотворительных и иных некоммерческих организаций; использование неформальных систем; осуществление финансовых операций через подставных лиц; сочетание использования для осуществления финансовых операций как кредитных организаций, расположенных в мусульманских странах, так и кредитных организаций, расположенных в мировых финансовых центрах. 
 
К проблемам международно-правового регулирования финансирования терроризма, на наш взгляд, относятся: ответственность государств, непосредственно участвующих в финансировании терроризма либо создающих условия для использования своей финансовой системы в целях финансирования терроризма; ответственность международных террористических организаций; распространение на преступления международных террористических организаций международной юрисдикции; взаимное признание национальных перечней физических лиц и организаций, причастных к террористической деятельности; регулирование условий и порядка раздела преступных доходов, конфискуемых по результатам расследований на территории нескольких государств; создание на национальном уровне эффективных механизмов реализации решений Совета Безопасности ООН о замораживании активов; взаимодействие с частным сектором; техническое содействие. 
 
 
Финансирование является одной из наименее изученных составляющих терроризма. 
 
Проводимые исследования в основном направлены на изучение использования для целей финансирования терроризма отдельных финансовых инструментов и не охватывают проблему в целом. 
 
Вместе с тем, на наш взгляд, выработка эффективных направлений противодействия возможна лишь в результате проведения комплексного анализа системы финансирования терроризма и выявления уязвимых для воздействия со стороны государства элементов этой системы. 
 
Рассматривая проблему финансирования терроризма, необходимо выделить финансирование отдельных террористических актов и финансирование деятельности террористических организаций. Нередко финансирование терроризма сводят только к расходам по совершению отдельных террористических актов и делают вывод, что объем необходимых террористам средств является крайне незначительным.  
 
^ Система финансирования терроризма  
 
На наш взгляд можно выделить три основных составляющих системы финансирования терроризма: источники финансирования, методы перемещения денежных средств или иного имущества и получателей денежных средств или иного имущества. 
 
Большинство специалистов подразделяют источники финансирования на внешние и внутренние, то есть связанные с получением денежных средств внутри страны, на территории которой действует террористическая организация, или из-за рубежа. 
 
^ Источники финансирования 
 
На наш взгляд, можно выделить следующие источники финансирования террористических организаций: 

  •  
    средства, поступающие от коммерческих организаций, контролируемых представителями этнических диаспор, к которым относится преобладающая часть членов террористической организации. При этом коммерческие организации могут быть зарегистрированы в различных государствах;
  •  
    средства, поступающие от физических лиц-представителей этнических диаспор, к которым относится преобладающая часть членов террористической организации;
  •  
    средства, поступающие от коммерческих организаций, ведущих бизнес или заинтересованных в ведении бизнеса на территориях, контролируемых террористическими организациями, или на территориях, на которых действуют террористические организации;
  •  
    средства, поступающие от коммерческих организаций, созданных и контролируемых террористическими организациями в целях экономического обеспечения своей деятельности;
  •  
    средства, получаемые в результате хищения из государственного бюджета с использованием коррумпированных должностных лиц (характерно в основном для внутреннего терроризма);
  •  
    средства, получаемые в результате взаимодействия (сотрудничества) от транснациональных криминальных корпораций, преступных организаций, организованных преступных групп и сообществ;
  •  
    средства, получаемые в результате преступной деятельности самих террористических организаций, связанной в частности с захватом заложников для получения выкупа, разбойными нападениями, торговлей оружием, наркотиками и другими преступлениями;
  •  
    собственные средства членов террористических организаций;
  •  
    средства, собираемые некоммерческими организациями и частными лицами у физических лиц и организаций якобы в благотворительных целях, в частности для оказания гуманитарной помощи определенным территориям или этническим (религиозным) группам, к которым относится преобладающая часть членов террористической организации. Реальные цели использования денежных средств скрываются;
  •  
    средства радикальных политических партий, сотрудничающих с террористическими организациями для достижения своих целей;
  •  
    средства, получаемые от отдельных государств, имеющих политическую заинтересованность в деятельности террористической организации.

 
Как видно из приведенного перечня источников, в большинстве случаев террористов связывает с источниками финансирования принадлежность к одной этнической или религиозной группе. 
 
^ Перемещение средств 
 
Перемещение средств включает получение средств от источника финансирования, доставку в регион деятельности террористической организации либо планируемого совершения террористического акта и передачу членам террористической организации. 
 
В любой операции по перемещению денежных средств имеются основные элементы: участники операции (плательщик, получатель платежа и финансовая организация, осуществляющая операцию) и основание перевода денежных средств. 
 
Выявление в общем объеме операций с денежными средствами или иным имуществом тех операций, которые связаны с финансированием терроризма, может осуществляться на основе признаков, относящихся к указанным элементам операции. 
 
^ Получатели средств  
 
В широком смысле получателями денежных средств и иного имущества являются террористические организации. 
 
Можно выделить локальные и международные террористические организации. При этом, на наш взгляд, для разделения следует использовать два критерия: цели деятельности организации и масштабы фактической деятельности.  
 
Террористическая организация может иметь цели, реализацию которых планируется осуществить в масштабах одного государства, например, захват власти, отделение части государственной территории. Другой вариант – цели, не ограничивающиеся масштабами одного государства, например, насаждение определенной религии в мире. 
 
Фактическая деятельность террористической организации может ограничиваться территорией одного государства либо осуществляться на территории нескольких государств. 
 
К международным следует, на наш взгляд, отнести террористические организации, имеющие цели, не ограничивающиеся масштабами одного государства, и фактически осуществляющие деятельность на территории нескольких государств. 
 
К локальным следует отнести террористические организации, имеющие цели, реализацию которых планируется осуществить в масштабах одного государства. При этом террористическая организация, имеющая локальные цели, может иметь международные связи и использовать для своей деятельности территорию других государств. 
 
Непосредственными получателями денежных средств могут выступать как лица, входящие в состав террористических организаций, так и подставные лица, получающие за свои услуги небольшое вознаграждение и, как правило, не знающие, кому и для каких целей предназначены деньги. Также они, как правило, не знают имени и координат контактирующего с ними лица. 
 
В ряде случаев члены террористических организаций, меняющие страну проживания, одновременно меняют фамилии, имена и отчества. 
 
^ Основные характеристики финансирования терроризма 
 
Можно выделить несколько характеристик финансирования терроризма: взаимосвязь источников финансирования с доходами от различных видов преступной деятельности, характерных для транснациональной организованной преступности; взаимосвязь источников финансирования с поддержкой террористических организаций со стороны отдельных государств; международный характер осуществляемых финансовых операций; значительная доля наличных операций при осуществлении финансирования; использование в схемах финансирования благотворительных и иных некоммерческих организаций; использование неформальных систем типа Хавала; осуществление финансовых операций через подставных лиц; сочетание использования для осуществления финансовых операций как кредитных организаций, расположенных в мусульманских странах, так и кредитных организаций, расположенных в мировых финансовых центрах. 
 
^ Система международно-правового регулирования борьбы с финансированием терроризма 
 
Система международно-правового регулирования борьбы с финансированием терроризма складывалась на основе ранее сформировавшейся системы борьбы с отмыванием денег. По сути, эта система была дополнительно переориентирована на решение новых задач. 
 
Основными универсальными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с финансированием терроризма, являются Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и Восемь специальных рекомендация ФАТФ, принятые после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. Позже появилась девятая специальная рекомендация. Важную роль играют также резолюции Совета безопасности ООН. 
 
В соответствии с Резолюцией 1267 был создан Комитет Совета Безопасности ООН, состоящий из всех членов Совета, к компетенции которого относится, наряду с другими вопросами, составление перечня лиц, групп и организаций, средства и другие финансовые активы которых должны быть заморожены. Под руководством Комитета действует Группа по наблюдению, функции которой определены в приложении I к Резолюции СБ ООН 1617 (2005). 
 
Серьезные сложности в практике государств вызывает идентификация лиц, входящих в перечень, в связи с отсутствием всех необходимых для идентификации персональных данных. В п. 4 Резолюции Совета Безопасности ООН 1455 (2003) была отмечена необходимость представления Комитету имен и идентифицирующих данных в отношении членов «Аль-Каиды» и движения «Талибан», связанных с ними лиц, групп и организаций. 
 
В Резолюции СБ ООН 1617 (2005) от 29 июля 2005 г. подчеркнута необходимость уточнения перечня с учетом вновь поступающей информации о лицах, группах и организациях, входящих в «Аль-Каиду».  
 
Действуя на основании Главы VII Устава ООН, Совет Безопасности ООН определил критерии для установления связи лица, группы, предприятия или организации с Усамой бен Ладеном, сетью «Аль-Каида» и движением «Талибан» и, соответственно, включения их в перечень: 

  •  
    участие в финансировании, планировании, содействии, подготовке или совершении актов или деятельности в связи с Усамой бен Ладеном, сетью «Аль-Каида» и движением «Талибан» или любой ячейкой, филиалом, отколовшейся от них группой или их ответвлением, под их именем, от их имени или в их поддержку;
  •  
    поставку, продажу или передачу оружия и связанных с ним материальных средств «Аль-Каиде», Усаме бен Ладену или движению «Талибан» или любой ячейке, филиалу, отколовшейся от них группе или ответвлению;
  •  
    вербовку для «Аль-Каиды», Усамы бен Ладена или движения «Талибан» или любой ячейки, филиала, отколовшейся от них группы или ответвления;
  •  
    поддержку в иной форме актов или деятельности «Аль-Каиды», Усамы бен Ладена или движения «Талибан» или любой ячейки, филиала, отколовшейся от них группы или ответвления.

 
Включению в перечень также подлежат предприятия и организации, находящиеся в собственности или под контролем, прямо или косвенно, лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с Усамой бен Ладеном, сетью «Аль-Каида» и движением «Талибан» или иным образом поддерживающие их. 
 
В соответствии с пп. а) п. 1 Резолюции СБ ООН 1617 государства обязаны незамедлительно заморозить денежные средства и иные финансовые активы или экономические ресурсы этих лиц, групп, предприятий и организаций, включая денежные средства, полученные от имущества, находящегося в собственности или под контролем – прямо или косвенно – их или лиц, действующих от их имени или по их указанию, и обеспечить, чтобы ни эти денежные средства, ни любые другие денежные средства, финансовые активы или экономические ресурсы не предоставлялись – прямо или косвенно – в интересах таких лиц своими гражданами или любыми лицами, находящимися на их территории. 
 
В Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» справедливо отмечено, что сегодня санкции, вводимые Советом Безопасности ООН, затрагивают лишь небольшую группу известных деятелей «Аль-Каиды». 
 
Вместе с тем, из положений резолюций 1267 (1999), 1333 (2000), 1390 (2002) и 1617 (2005) следует, что государства обязаны установить любые возможные взаимосвязи указанных лиц, предприятий и организаций: финансовые, хозяйственные, учредительские и иные. Денежные средства и иные активы всех установленных лиц должны быть заморожены. 
 
В этой связи при реализации государствами положений указанных резолюций СБ ООН возникает ряд серьезных юридических проблем: отсутствие в законодательстве ряда государств положений, позволяющих замораживать активы в административном порядке вне рамок уголовного процесса; определение возможных форм контроля и доказывание осуществления неформального контроля за деятельностью организации со стороны террористов. 
 
Можно выделить следующие меры по противодействию финансированию терроризма, выработанные на уровне ООН: признание финансирования терроризма в любых формах преступлением; закрепление в национальном законодательстве государств обязанностей финансовых учреждений и отдельных профессий по противодействию финансированию терроризму, аналогичных обязанностям в сфере борьбы с отмыванием денег: идентификации клиентов, хранения документов, установления истины, создания системы внутреннего контроля, сообщения о подозрительных операциях, подготовки персонала; создание перечней лиц, групп и организаций, финансовые активы которых должны быть заморожены; замораживание государствами активов и счетов лиц, групп и организаций, включенных в перечни; развитие информационного обмена между уполномоченными органами государств. 
 
Для реализации данных мер государствами представляется необходимым: закрепить в национальном законодательстве административный порядок замораживания в сжатые сроки любых активов лиц, включенных в соответствующие перечни СБ ООН; закрепить меры ответственности должностных лиц государственных органов и финансовых учреждений за непринятие или несвоевременное принятие мер по замораживанию активов; определить правовые основания и процедуру отнесения организаций к числу находящихся под контролем лиц или организаций, включенных в перечни СБ ООН. 
 
Возможно было бы полезным разработать на уровне ООН рекомендательное типовое положение о порядке реализации государствами санкций в отношении лиц и организаций, включенных в перечни СБ ООН. 
 
Россия участвует во всех универсальных антитеррористических конвенциях, а также в региональных конвенциях Совета Европы и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). 
 
Россия также является членом ФАТФ и двух региональных групп по типу ФАТФ. 
 
Анализ существующих международно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в международном праве сложилась система норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с финансированием терроризма.  
 
Данная система включает договорные нормы и обычные нормы, к которым можно отнести Сорок рекомендаций ФАТФ и Девять специальных рекомендаций ФАТФ. 
 
Входящие в систему нормы по направлениям регулирования можно разделить на несколько групп: 

Информация о работе Финансирование терроризма