Бюрократия в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:17, статья

Описание работы

В статье на основе систематизации взглядов раскрывается сущность поня-
тия «бюрократия»; выявлены характерные черты данной категории. Автором
рассмотрены основные проблемы бюрократизации в современной России.
Ключевые слова: государство, общество, бюрократия, политическая власть, ап-
парат управления, коррупция
Бюрократия – весьма противоречивое понятие и имеет различные толко-
вания, которые подчас носят противоположный характер. Этот термин встре-
чается в теории государственного управления и означает управление государ-
ственным сектором в противоположность управлению в частных организациях.

Файлы: 1 файл

26_Dashdamirov.pdf

— 118.10 Кб (Скачать файл)
Page 1
1
УДК 33:34.03
ПРОБЛЕМЫ БЮРОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Т. Н. Савина, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории эконо-
мического факультета ГОУВПО «Мордовский государственный университет
имени Н. П.Огарева»
Э. Т. Дашдамиров, студент II курса юридического факультета ГОУВПО
«Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
В статье на основе систематизации взглядов раскрывается сущность поня-
тия «бюрократия»; выявлены характерные черты данной категории. Автором
рассмотрены основные проблемы бюрократизации в современной России.
Ключевые слова: государство, общество, бюрократия, политическая власть, ап-
парат управления, коррупция
Бюрократия – весьма противоречивое понятие и имеет различные толко-
вания, которые подчас носят противоположный характер. Этот термин встре-
чается в теории государственного управления и означает управление государ-
ственным сектором в противоположность управлению в частных организациях.
Подчеркивается качественно иной характер системы государственного управ-
ления, в том числе обязательность ее решений, ее особое отношение к закону,
заботу об общественных, а не частных интересах, подотчётность ее деятельно-
сти общественному контролю и т.д.
С точки зрения политической экономии бюрократия – нерыночная орга-
низация, которая финансируется за счёт средств государственного бюджета, в
отличие от организаций, финансируемых за счёт прибыли от коммерческой
деятельности.
Во многих странах термин «бюрократия», вопреки его этимологии, при-
обрел негативный оттенок, который стал обозначать неэффективную систему
управления на различных уровнях.
Наиболее известным специалистом по проблемам бюрократии по праву
считается немецкий ученый Макс Вебер, который одним из первых выдвинул
общую теорию организации, применимую ко всем сторонам жизни современ-

Page 2

2
ного общества. В его трудах понятие бюрократии имеет несколько значений.
Оно употребляется для обозначения метода реализации административной дея-
тельности, характера политической активности, типа управления или осущест-
вления властных полномочий, наконец, особой группы людей или социального
слоя. По Веберу, общими чертами бюрократии являются:
– иерархия (каждый чиновник имеет чётко определённую сферу полно-
мочий в иерархической структуре и подотчётен в своих действиях вышестоя-
щему начальству).
– последовательность (должность является основным видом деятельно-
сти, дающим жалование и перспективу регулярного повышения по службе).
– безличность (характер работы определяется в соответствии с утвер-
ждёнными правилами, уставами).
– специальные знания (чиновники отбираются на основе способностей,
получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной ин-
формации).
Однако относительно понятия бюрократии теория и реалии жизни не то-
ждественны. Так вышеперечисленные признаки имеют патологические прояв-
ления:
– иерархический характер управления препятствует проявлению индиви-
дуальной ответственности и инициативы
– строгое следование установленным правилам и регламентам может
привести к отсутствию гибкости в принятии решений
– безличный характер отношений порождает бюрократическое безразли-
чие и бесчувственность.
– специальные знания – как показывает практика, чиновники отнюдь не
всегда отбираются на основе способностей.
Модель бюрократии, предлагаемая Вебером, скорее можно считать идеа-
лизированной, нежели возможной. Не следует игнорировать «человеческий
фактор». Человек не является пассивным агентом, дающим стереотипные, т.е.
полностью предвидимые реакции на стимулы внешней среды – организации,

Page 3

3
социальной системы общества. Индивид преследует свои цели. Никакой чело-
век не хочет, чтобы к нему относились только как к средству для исполнения
целей организации. У всякого индивида есть свои цели, намерения, планы, ко-
торые он стремится реализовать с помощью своих собственных стратегий дей-
ствия.
Чиновники, бюрократы, коррупционеры. Эти слова на сегодняшний день
синонимичны, и имеют крайне негативный оттенок. Почему? Рассмотрим под-
робнее реалии жизни. Бюрократическое управление всегда консервативно, его
механизм не гибок и не мобилен, опирается на властный характер централиза-
ции, противодействует систематическому общественному контролю, основан
на политике создания неравных условий конкуренции, провоцирует коррупцию
в обществе. Капитализм противопоставляет людей друг другу, а в нашей стране
ещё и противопоставляет народ и государственную власть, усугубляется разрыв
между основной массой населения и бюрократией.
Тотальная бюрократизация властных структур снижает их зависимость от
населения. Государство начинает функционировать как самостоятельная поли-
тическая сила в интересах тех, кто привел к власти «свою» политическую груп-
пу. Служащие образуют государство в государстве. Они, используя свое поло-
жение распорядителя общественными делами, извлекают пользу из этого по-
ложения, а принципы, на основе которых она должны действовать, своевольно,
волюнтаристски извращают в личных целях. Маркс максимально точно опре-
делил негативные черты бюрократии. Он вменял ей вину в замещении «всеоб-
щего интереса» своим узкокорыстным интересом, который она выдаёт за все-
общий. Тем самым происходит «присвоение государства» армией чиновников,
в то время как в действительности чиновничество органически неспособно ре-
шать государственные проблемы. Таким образом, бюрократия, вытесняя под-
линные и насущные государственные задачи, образует «ужасный организм-
паразит, обвивающий точно нитью всё тело общества, затыкающий все его
жизненные поры». Верхи полагаются на нижние круги во всём, что касается
знания частностей: нижние же круги доверяют верхам во всём, что касается по-

Page 4

4
нимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблу-
ждение [2].
Централизация власти как характеристика бюрократии рассматривается
Марксом как непосредственное отражение в политической сфере процесса воз-
растания экономической концентрации капитала в руках немногих.
Возникшие отношения в деятельности организаций в капиталистическом
обществе есть результат развития тенденции отчуждения административного
аппарата от общества и реальных потребностей индивидов.
Управление превращается в самоцель, в институт с собственной внутрен-
ней жизнью, непостижимой для непосвященных. Круг людей, специализирую-
щихся в управлении, становится замкнутой кастой, охраняющей свои секреты,
которые способствует выживанию их как слоя. В этом кроется клановая, мафи-
озная природа бюрократического действия.
Бюрократия погружена в «грубый материализм, охоту за должностями,
когда главным мотивом деятельности становиться стремление сделать карьеру.
Получив властные полномочия, начальник видит свою власть как безгра-
ничную и безусловную, и всякое законное сопротивление подчиненного вос-
принимает как своеволие и неуместный бунт.
Со своей стороны, подчиненный, априори ставя себя в положение бес-
словесной жертвы, либо покоряется всякому требованию начальника, либо за-
мыкается в безропотной ненависти к нему и не ищет законных мер противодей-
ствия. Нижестоящие чиновники отдают инициативу в разрешении трудных си-
туаций в руки начальства среднего звена, а последнее оставляет за подчинен-
ными необходимость справляться с отдельными частными осложнениями, не
допуская информацию о них в верхние эшелоны власти (чтобы «не беспокоить
начальство»). Такая солидарность на основе некомпетентности тесно связыва-
ют нижние звенья иерархии с верхними и со всей бюрократической организа-
цией как системой. Отказываться от бюрократического единения можно, толь-
ко отказавшись одновременно от своей должности, а заодно от привилегий и от

Page 5

5
материальных преимуществ, с нею связанных: сила, богатство, престиж, закон-
ная власть – ресурсы, которые дают большую свободу действий [3].
Как и любой публичный институт, государство существует потому, что
оно необходимо обществу. В частности центральные органы власти призваны
обеспечивать безопасность и внутренний порядок в стране. А также принимать
законы, определяющие характер и механизм развития национальной экономи-
ческой системы.
Согласно Конституции в России установлен демократический политиче-
ский режим, т.е. наше общество демократическое. В демократическом общест-
ве государство преимущественно представляет интересы населения, которые
формулируются в ходе общественных дискуссий, в том числе в органах пред-
ставительной власти. Авторитарное государство само определяет круг своих
полномочий, а значит и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на соот-
ветствующие нужды. Здесь общественные и государственные потребности, как
правило, не совпадают, а государственные финансы, как совокупность денеж-
ных отношений, обслуживают интересы преимущественно властной группы в
противовес интересам основной массы населения. Это приводит к увеличению
расходов на содержание государственного аппарата и его чиновников, низкой
эффективности государственного регулирования экономики, замедлению тем-
пов экономического роста, обнищанию населения и т.п.
Бюрократизация выступает одним из крайних вариантов несовершенства
государственного вмешательства в экономику, то есть неспособности обеспе-
чить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. К
тому же существенная их часть расходуется в целях, обусловленных личными
интересами чиновников.
Как носители власти до сих пор смешивают себя с государством, так
большинство тех, кто боролся и борется с ними, смешивали и смешивают госу-
дарство с носителями власти. Это приводит к произволу. В России на практике
действуют совсем иные правила и порядки, чем закреплены в главном законе
государства. Приведем только некоторые явные несоответствия:

Page 6

6
– провозглашается многопартийность, в действительности на политиче-
ском поле доминирует «Единая Россия»;
– депутатам Государственной думы РФ запрещено заниматься предпри-
нимательской деятельностью, в то же время среди них немало крупных биз-
несменов с миллиардными состояниями;
– законы должны приниматься депутатами, а пишут и пробивают их лоб-
бисты, находящиеся на содержании крупных корпораций;
– декларируется свобода конкуренции и предпринимательства, в реально-
сти российский рынок поделен между несколькими монополистами, которые
устанавливают завышенные цены и тарифы.
Одним из главных основ бюрократии является коррупция. Разновидно-
стью административной коррупции является бытовая коррупция, которая по-
рождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. К ней относятся
различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его се-
мьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. На-
пример, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться
поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупцию
можно даже считать ядром бюрократии. Чиновнику трудно устоять перед со-
блазном обогащения за счет своей должностной функции. Если существенно
снизить уровень коррупции в стране, в частности уровень коррумпированности
чиновников, то и все возрастающий произвол бюрократии снизит темпы, и во-
все регрессирует. Для этого нужно ужесточить меры по наказанию правонару-
шителей, настолько, насколько хватит, чтобы уменьшить привлекательность
взяток. Чиновник должен осознавать, что лучше ему этого не делать, и что он
многим рискует.
По данным опроса Института социологии РАН (опрошено 1500 предста-
вителей бизнеса) был составлен «цифровой портрет» современного российско-
го бюрократа: равнодушие к людям (68%), продажность (58%), безразличие к
интересам страны (41%), некомпетентность и безответственность (42%).

Page 7

7
Не случайно в своем послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября
2008 г. президент РФ Д. А. Медведев подчеркнул: «Государственный аппарат у
нас в стране – это и самый большой работодатель... сам себе суд, сам себе пар-
тия и сам себе, в конечном счете, народ». Такая система абсолютно неэффек-
тивна и создает только одно – коррупцию. Здесь важно, что даже руководитель
государства признает всевластие бюрократии [4].
Огромной проблемой является увеличение количества государственных
служащих. По официальным данным, в 2005 г. при сокращении общего числа
занятых в стране количество работников аппарата управления возросло в два
раза по сравнению с 1990 г. Так к началу 2009 г. в России насчитывалось уже
1,7 млн. чиновников. Если в последние годы существования СССР один чинов-
ник приходился на 220 жителей, включая младенцев, то к началу 2009 г. – уже
на каждые 100 россиян, не считая занятых в общественных и партийных орга-
низациях.
К началу 2009 г. средняя зарплата региональных чиновников достигла 30
тыс. руб., что почти на 75% выше средней по стране. Как утверждает О. Дмит-
риева, член комитета по бюджету Государственной Думы РФ: «В России зар-
плата чиновников выстраивается по особой схеме, не так, как у остальных гос-
служащих – врачей, учителей, библиотекарей и т. д. В итоге зарплаты отечест-
венной федеральной и региональной власти достигают 5-6 тыс. долларов и со-
поставимы с окладами их коллег в Америке и Европе, что нельзя сказать о зар-
платах российских бюджетников».
Денежное содержание высших российских чиновников последний раз
было повышено указом Президента РФ в сентябре 2008 г. и в начале 2009 г. со-
ставляло у министров, депутатов и членов Совета Федерации 160 тыс. руб. в
месяц плюс ежеквартальное поощрение в размере около 30 тыс. руб. Губерна-
торы и региональные депутаты сами устанавливают себе зарплату. Так, денеж-
ное содержание мэра Москвы на 2009 г. – около 800 тыс. руб. в месяц.
В этой связи следует отметить усложненность механизма центральной
исполнительной власти. Если в 2004 г. в стране насчитывалось 53 федеральные

Page 8

8
властные структуры, то к началу 2009 г. – уже более 80; на тот момент премьер-
министр имел одного заместителя, теперь – восемь. Аналогичные процессы
происходят на региональном уровне. Например, в Саратовской области в конце
2003 г. у губернатора был один вице-губернатор и 23 руководителя департа-
ментов, а в начале 2009 г. помимо вице-губернатора появилось семь заместите-
лей, вместо департаментов было образовано 12 министерств [1].
Одна из самых страшных последствий влияния бюрократии, это её уко-
рененность в сознании людей. Стране нужно избавляться не от бюрократии как
таковой, а от её бесконтрольного поведения, которое вызывает вполне опреде-
лённые чувства, и которое ни один раз приводило к большим бунтам в россий-
ском обществе. С одной стороны, в общественном сознании постоянно витает
мысль о том, чтобы представить бюрократию враждебным населению классом
или сословием со всеми вытекающими отсюда последствиями. А с другой сто-
роны, в нем стойко существует чувство покорности, страха, бесполезности
борьбы при виде такого демонического монстра, коим представляется бюро-
кратия в общественном мнении.
Бюрократия внутренне присуща любому государственному устройству, и
полностью избавиться от нее нельзя. Однако можно и нужно найти способы,
позволяющие минимизировать наносимый ею ущерб. Разумеется, целесообраз-
ны более тщательная экспертиза готовящихся законов и постановлений (на
предмет выявления возможностей бюрократического произвола), переход к
нормативным актам прямого действия, ограничивающим власть чиновников.
Но первоочередными шагами должны стать: существенное и быстрое сокраще-
ние численности работников государственного и муниципального управления;
восстановление общественного контроля над бюрократией; максимальное ог-
раничение сферы деятельности государства в экономике. Решение проблемы
власти бюрократии видится в создании механизмов, обеспечивающих контроль
над бюрократией сверху, со стороны небюрократических элит и демократиче-
ский контроль снизу.

Page 9

9
Б
ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Андриянов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управ-
ления: история и современность. / В. Д. Андриянов/ М.: Волтерс Клувер. – 2009 – 248 с.
2. Михальченко Н. И. Марксистская политическая идеология. / Н. И. Михальченко /
Киев: «Научная думка». – 1991 – 279 с.
3. Шевченко В. Н. Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни. / Отв.
ред. В. Н. Шевченко / М.: ИФРАН. – 2008 – 196 с.
4. www.kremlin.ru

Информация о работе Бюрократия в современной России