Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов Российской Федерации и криминологическая экспертиза Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:32, реферат

Описание работы

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
1. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……………………………………………………
4
1.1 Общие принципы проведения антикоррупционной экспертизы…
4
1.2 Права на проведения антикоррупционной экспертизы…………..
5
1.3 Методика проведения антикоррупционной экспертизы………….
6
1.4 Независимая антикоррупционная экспертиза……………………..
9
1.5 Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов Российской Федерации…………………

11
2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ БЕЛОРУССИИ………
12
2.1 Понятие криминологической экспертизы…………………………
12
2.2 Принципы проведения криминологической экспертизы…………
13
2.3 Приложения к криминологической экспертизе…………………...
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат коррупция.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

1.4 Независимая антикоррупционная  экспертиза

Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за счет собственных средств (ч. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ).

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства РФ, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации согласно пункту 57 Регламента Правительства Российской Федерации1, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в Интернете с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в Интернете с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. В нем должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Такое заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Обратите внимание: проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство РФ с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Причем государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которую осуществляет Минюст России, ведущий Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, включает в себя, в частности, сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам такой экспертизы. Об этом говорится в Правилах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, и Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009.

1.5 Порядок проведения антикоррупционной  экспертизы нормативно-правовых  актов Российской Федерации

На федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в соответствии с Законом № 172-ФЗ в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и согласно Методике, определенной Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

Во исполнение указанной нормы ФНС России был издан Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом от 24.08.2010 № ММВ-7-7/415@2 (далее — Порядок).

Порядок определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной налоговой службы и устанавливает цель ее проведения — выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) ФНС России коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится юридической службой ФНС России в соответствии с Методикой при проведении правовой экспертизы.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 Порядка на стадии подготовки проекта нормативного правового акта структурным подразделением центрального аппарата ФНС России, являющимся разработчиком проекта, в целях избежания включения в него коррупциогенных факторов также используется Методика.

Методика применяется и при осуществлении структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной налоговой службы мониторинга применения ее нормативных правовых актов

 

  1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА БЕЛОРУССИИ

 

2.1 Понятие криминологической экспертизы

Статьей 491 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года  
”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ предусмотрено, что проекты нормативных правовых актов подлежат криминологической экспертизе в случаях и порядке, установленных Президентом Республики Беларусь.

29 мая 2007 года Президентом Республики  Беларусь подписан Указ № 244 ”О криминологической экспертизе“, которым утверждено Положение о порядке проведения криминологической экспертизы.

Криминологической экспертизой является исследование содержания проекта правового акта (правового акта) в целях выявления в нем норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений (далее – возникновение рисков криминогенного характера).

Криминологическая экспертиза проводится государственным учреждением ”Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь“ (далее – Научно-практический центр).

Обязательной криминологической экспертизе подлежат проекты законов, правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, следственного комитета Республики Беларусь.

2.2 Принципы проведения криминологической  экспертизы

Обязательная криминологическая экспертиза проектов правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, следственного комитета Республики Беларусь проводится с учетом пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 230 ”О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы“. Данным указом установлено, что обязательная криминологическая экспертиза проводится:

    1. с 1 января 2012 года – в отношении:
  • проектов правовых актов Совета Министров Республики Беларусь,

относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1, к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству, законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности;

  • проектов правовых актов Комитета государственного контроля,

Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, следственного комитета Республики Беларусь;

      1. с 1 января 2014 года – в отношении проектов правовых актов

Совета Министров Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь к конституционному законодательству, законодательству о труде и занятости населения, о браке и семье, жилищному законодательству, законодательству о социальной защите и социальном страховании, о здравоохранении, в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, об административных правонарушениях, к процессуально-исполнительному законодательству об административных правонарушениях, законодательству об уголовной ответственности, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, таможенному законодательству;

      1. с 1 января 2015 года – в отношении проектов правовых актов

Президента Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству, законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности;

      1. с 1 января 2017 года – в отношении проектов правовых актов

Президента Республики Беларусь, относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь к конституционному законодательству, законодательству о труде и занятости населения, о браке и семье, жилищному законодательству, законодательству о социальной защите и социальном страховании, о здравоохранении, в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, об административных правонарушениях, к процессуально-исполнительному законодательству об административных правонарушениях, законодательству об уголовной ответственности, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, таможенному законодательству.

Обязательная криминологическая экспертиза не проводится в отношении проектов правовых актов:

  • являющихся ненормативными;

  • предусматривающих выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Республики Беларусь (далее – международные договоры) и поправок к ним, выражение согласия Республики Беларусь на участие других государств, международных организаций в международных договорах, принятие Республикой Беларусь оговорок, сделанных иными договаривающимися сторонами, возражение Республики Беларусь в отношении таких оговорок, принятие мер в случае нарушения обязательств по международным договорам, приостановление действия, прекращение международных договоров;

  • относящихся к локальным нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам;

  • содержащих государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

  • по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь.

По решению государственного органа (организации), направляющего проект правового акта на криминологическую экспертизу, Администрации Президента Республики Беларусь криминологическая экспертиза проводится по проекту соответствующего правового акта, в отношении которого не предусмотрено проведение его обязательной криминологической экспертизы (кроме случаев, когда проект правового акта содержит государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, или экспертиза не проводится по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь).

По решению субъекта права законодательной инициативы, внесшего соответствующий проект закона в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь (по решению Администрации Президента Республики Беларусь – по проекту закона, по которому субъектом права законодательной инициативы является Президент Республики Беларусь), криминологическая экспертиза может быть проведена в отношении проекта закона с изменениями и (или) дополнениями, внесенными в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и направленными в установленном порядке на согласование субъекту права законодательной инициативы.

По решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры криминологическая экспертиза проводится в отношении ранее принятого (изданного) правового акта с представлением заключения криминологической экспертизы в Администрацию Президента Республики Беларусь. Указанное заключение также представляется в отношении ранее принятого (изданного):

Информация о работе Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов Российской Федерации и криминологическая экспертиза Белоруссии