Задачи криминалистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Криминали́стика (от лат. criminalis — преступный, относящийся к преступлению) — прикладная юридическая наука, исследующая закономерности приготовления, совершения и раскрытияпреступления, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств, а также разрабатывающая систему основанных на познании этих закономерностей специальных приёмов, методов и средств применяемых в ходе предварительного следствия для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также при рассмотрении уголовных дел в судах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Элементы процесса моделирования:

    1. субъект моделирования;
    2. задача, решаемая субъектом при помощи этого метода;
    3. объект моделирования (оригинал);
    4. способ моделирования.

Объекты криминалистического моделирования:

    1. познаваемые объекты;
    2. объекты, выступающие в качестве средств познания.

Модели познаваемых и познающих  объектов находятся в тесной связи и взаимной зависимости. В ходе ППД идет процесс непрерывного взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного порядка к моделям другого порядка. В этом процессе участвуют как материальные, так и мыслительные модели, для построения которых используются различные материалы, средства и приемы.

1) по временной направленности:

    • ретроспективное (обращенное в прошлое);
    • настоящего;
    • перспективное (обращенное к исследованию событий, обстоятельств, явлений будущего).

2) с учетом способа моделирования:

    • материальное;
    • мысленное (идеальное);
    • логико-математическое;
    • информационно-компьютерное.

Ретроспективная модель представляет собой логико-информационную и образную систему, воспроизводящую объекты поиска и познания в их главных, существенных, с точки зрения решения поставленной задачи, чертах.

Перспективное моделирование (перспективная модель) дальнейшей деятельности самих субъектов познания отражает остальные черты познающей (поисковой) системы и средств познания первого объекта. Это направление находит свое выражение в представлениях участников ППД о том, что, как, кому, на основе применения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимо сделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т.д., какими кадровыми, техническими,финансовыми, информационными ресурсами должна быть обеспечена планируемая деятельность.

Выделяя разнообразные виды моделирования  и классы моделей, необходимо учитывать их тесную взаимосвязь. Так, к примеру, связь мысленных и материальных моделей обусловлена тем, что еще до построения модели из какого-либо материала человек ее обосновывает, рассчитывает, представляет мысленно.

Материальные модели воспроизводятся в материально фиксированном виде и используются в следственной практике преимущественно при производстве следственных действий и экспертиз. Среди материальных различают:

  • пространственно и геометрически подобные модели (слепок со следа, макет помещения, предмета, муляж трупа);
  • физически подобные модели (аудио- или видеозаписи следственных действий).

Особым видом материального  моделирования является криминалистическая реконструкция, понимаемая как воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

Использование в следственной практике логико-математического и информационно-компьютерного моделирования связано с внедрением в деятельность правоохранительных органов компьютерной техники. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.

Особо следует отметить мысленное моделирование, которое занимает особое место и наиболее распространено в уголовном судопроизводстве. На первоначальном этапе расследования практически всегда имеет место информационная неопределенность, которая, создавая логико-познавательные барьеры, ставит перед следователем ряд проблем. В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления расследованием.

Моделирование начинается с постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью.

    1. построение модели объекта;
    2. изучение построенной модели;
    3. реализация модели (проверки модельной информации).

Построить модель объекта — это значит

    • на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта;
    • определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскизный «портрет» объекта;
    • тем или иным способом зафиксировать построенную модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.).

Состав компонентов (структурных  элементов) модели определяется, исходя из представления о том, какие из них являются существенными с точки зрения успешного решения поставленных задач с помощью модели.

В процессе изучения модели она подвергается логическому анализу и мысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимых суждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моделирования

    1. выделяет условия, которые воздействуют на объект,
    2. сознательно и планомерно изменяет эти условия,
    3. определяет, какое воздействие они оказывают на объект и модель, и,
    4. сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляет корректировку модели.

Осмыслив изученную модель, субъект  моделирования выводит из нее  следствия, то есть суждения о фактах, которые должны существовать в реальной действительности при условии правильности модели, и приступает к ее проверке.

Проверка модели предполагает осуществление практических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутых фактов. Проверить модель — это значит выяснить, имеют ли место в действительности те факты (события, следы и т.д.), суждения о которых были сделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этом направлении работы позволяет сделать вывод о достоверности либо об ошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (и необходимости ее корректировки в последних случаях).

Модели событий настоящего, как  и модели событий прошлого (ретроспективные модели), проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельности субъектов моделирования. 

 


Информация о работе Задачи криминалистики