Тактика осмотра места происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности осмотра места происшествия, а также тактики осмотра. Для определения цели нужно найти ответы на следующие вопросы:
1)понятие и сущность осмотра места происшествия;
2)раскрытие тактических приемов и способов во время проведения осмотра места происшествия;
3)научно - технические средства, используемые при проведении осмотра места происшествия и дальнейшие фиксация объектов, найденных на месте происшествия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
1.1 Понятие,задачи и основные принципы осмотра места происшестви…………………………………………………………………….5-8
1.2.Основания осмотра места происшествия…………………..……8-15
2.ПОДГОТОВКА К ОСМОТРУ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
2.1. Подготовительные действия до выезда на место происшествия………………………………………………………….……..16-18
2.2. Подготовительные действия до прибытия на место происшествия……………………………………………………………… 18-19
3. ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
3.1.Стадия общего осмотра………………………………………….20-24
3.2.Стадия детального осмотра…………………………………...…24-25
3.3. Заключительная стадия осмотра места происшествия….……25-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..29-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...33-34

Файлы: 1 файл

эта хуйня.docx

— 77.80 Кб (Скачать файл)

1) основной;

2) дополнительный.

Дополнительный осмотр места происшествия призван устранить допущенные пробелы (отдельные объекты при основном осмотре не были осмотрены или это сделано недостаточно детально).

Единое руководство осмотром необходимо, потому что следственный осмотр места происшествия - сложное действие, связанное с привлечением значительного числа лиц, выполняющих различные функции. Успех в работе зависит от того, насколько четко и криминалистически грамотно будет организована деятельность каждого участника осмотра, что существенно лишь при едином руководстве осмотром. По уголовно - процессуальному законодательству оно возлагается на следователя. Все остальные лица, должны понимать и "брать" во внимание, что он является ответственным. Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Но ясно только одно, что повторный осмотр отделен от преступного деяния большим промежутком времени и по этой причине не может заменить первичный осмотр места происшествия.4

При осмотре места происшествия следователю необходимы технико -криминалистические средства и методы. Характеристика применяемых технико - криминалистических средств и методов определяется целью и характером проводимого осмотра.

Одним из главных лиц при осмотре места происшествия кроме следователя являются специалист (квалифицированный помощник следователя). Он обнаруживает на месте происшествия обстоятельства, которые трудны для восприятия человеку без специфических знаний, которые наделен специалист. Результатом его работы выступают доказательства, обнаруженные на месте происшествия, которые в последствии следователь "опираясь" на них выдвигает более обоснованную версию

В уголовно - процессуальном законодательстве случаи обязательного участия специалиста при проведении осмотра:

1) осмотр трупа;

2) освидетельствование лица иного, чем следователь, пола.

Если во время следственного действия, осмотра места происшествия, выяснилась возможность обнаружения преступника "по горячим следам", оно поручается оперативным сотрудникам внутренних дел. По окончанию осмотра места происшествия они принимают меры к сохранению вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия изъять которые с места происшествия невозможно.5

Под безопасностью осмотра места происшествия понимается - правильность распределений функций между его участниками, использование знаний специалистов и т.д. Все виды осмотров, закрепленных в уголовно - процессуальном законодательстве, проводятся в присутствии понятых (не менее двух).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержание, хода и результатов следственного действия. В уголовно - процессуальном законодательстве закреплен ряд требований, которые не могут характеризовать понятого.

Понятыми не могут быть:

  • несовершеннолетние граждане;
  • участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники;
  • работники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями - осуществлять оперативно-розыскную деятельность и вести предварительное расследование.

Уголовно - процессуальное законодательство также регламентирует права, которыми наделены понятыми:

          1)участвовать при проведении следственного действия, делать замечания, которые заносятся в протокол следственного действия;

          2)знакомится с протоколом следственного действия, в котором он непосредственно принимал участие;

           3)приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора, которые ограничивают его права;

          4)понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам;

           5)не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он заранее был об этом предупрежден.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ также закрепляет следственные действия, проводимые без участия понятых (ч.3 ст.170 УПК РФ). В таких случаях при проведении следственных действий применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если не возможно их применение следователь делает об этом запись в протоколе следственного действия.

Во всех случаях, когда при проведении следственного действия отсутствуют понятые, об этом делается запись в протоколе следственного действия. Перед началом следственного действия следователь (дознаватель) разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность. Цель следственного действия разъясняется для того, чтобы понятые понимали суть действий во время следственного действия.

После сообщения о происшествии, следователь оценивает обстановку (место совершения происшествия, а также лицо, сообщившее о происшествии), выезжает на место происшествия с оперативно - следственной группой, в состав которой входят работники дознания, специалисты-криминалисты, судебно - медицинские эксперты. Руководит оперативно-следственной группой следователь. Также перед выездом оперативно-следственной группы решается вопрос об ее охране, так как возможно сопротивление. Прибыв на место происшествия, оперативно - следственная группа обследует обстановку, по возможности оказывает помощь потерпевшим, проводит беседы с очевидцами, организовывает охрану места происшествия, привлекает понятых, распределяет обязанности между участниками группы и приступает к проведению осмотра.

Надо определить исходное место осмотра места происшествия - это может быть местом начала движения преступника(или проникновение в помещение). Затем помещение визуально делится на участки и по очереди описывается, все увиденное на месте происшествия фиксируется в протоколе.

В ходе осмотра места происшествия обнаруживаются вещественные доказательства. Объемные и неподлежащие изъятию осматриваются на месте. Вещественные доказательства, изъятые на месте происшествия, могут осматриваться и позже, но должны быть показаны понятым при осмотре места происшествия. Вещественные доказательства, изымаемые с места происшествия, во время следственного действия должны быть упакованы, опечатаны печатью и подписаны: следователем; понятыми; лицами, участвующими в осмотре места происшествия и входящие в состав оперативно - следственной группы. Поиск доказательств, их изъятие и осмотр проводятся по правилам осмотра места происшествия.6

 

 

2. Подготовка к осмотру  места происшествия

2.1. Подготовительные действия  до выезда на место происшествия

Осмотр места происшествия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством условно можно разделить на стадии (этапы), но такое разделение не нарушая единства этого следственного действия, обеспечивает реализацию общих положений тактики осмотра места происшествия. Смысл разделения осмотра на этапы содержит под собой систематизацию действий следователя или оперативно - следственной группы, обеспечивающей качественный осмотр места происшествия.

Подготовительные действия условно можно разделить на следующие этапы:

- общая готовность следователя  прибыть на место происшествия  и приступать к осмотру места  происшествия;

- действия следователя, которые  он выполняет по получению  сообщения о совершении происшествия;

-   подготовка следователя по прибытию на место происшествия.

Систематизация и планирование подготовительных действий следователя по этапам позволяет ему приступить к осмотру места происшествия со 100% уверенностью в своих силах. Готовность следователя приступить к осмотру места происшествия складывается из следующих моментов: психологическая и профессиональная готовность следователя; организация дежурств следователя, оперативных сотрудников; система оповещения о происшествии; готовность научно - технических средств.

Приняв сообщение о совершении происшествия, следователь на стадии до выезда на место происшествия должен:

1)выяснить, кто сообщил о преступлении, характер происшествия, где оно совершено, имеются ли потерпевшие, находятся ли в данный момент на месте происшествия сотрудники милиции;

2)дать указание сотрудникам для охраны места происшествия;

3)указание об обеспечении присутствие на месте происшествия очевидцев и других лиц, от которых можно получить информацию о происшествии и его участниках;

4)определить участников, которым необходимо присутствие на осмотре места происшествия;

5)проверить укомплектованность техническими средствами криминалистики, которые необходимо взять с собой;

6)проверить наличие транспортного средства для перевозки трупа, вещественных доказательств (улик);

7)дать указание об оказании первой помощи пострадавшим, ликвидация опасности для жизни и здоровья людей.

После получения сообщения о происшествии и его характере, следователь устанавливает связь с работниками уголовного розыска, Госавтоинспекции, участковым и оперуполномоченными, пожарной охраной, скорой помощью, а также руководителями местных органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций. Для своевременного прибытия следователя и оперативных сотрудников милиции на место происшествия в большинстве городов организованы дежурства оперативных групп для выезда на место происшествия.

В состав данных групп входят следующие лица:

1)следователи прокуратуры и МВД;

2)работники уголовного  розыска;

2)сотрудники научно - технического отдела;

3)судебно - медицинский эксперт;

4)проводник со служебно - розыскной собакой.

В небольших городах и районах на место происшествия выезжают следователи, обслуживающие соответствующий участок. В этом случае следователь должен так организовать свое рабочее и свободное время, чтобы в любое время суток он был в состоянии прибыть на место происшествия.

 

2.2. Подготовительные  действия до прибытия на место  происшествия

По прибытии на место происшествия следователь выполняет следующие действия:

1)проверяет, все ли выполнено, что было запланировано до выезда на место происшествия;

2)убеждается, что по необходимости  потерпевшим оказана первая медицинская  помощь;

3)приняты меры по сохранности места происшествия в том виде, в котором место оказалось после совершения преступного деяния;

4)на основании допроса потерпевших, очевидцев, свидетелей и сотрудников правоохранительных органов выстраивает версии произошедшего, его участников;

5)намечает движение участников осмотра, определяет роль каждого;

6)проверяет наличие лиц, приглашенных для участия в следственном действии (осмотре места происшествия);

7)разъясняет участникам следственного действия их права и обязанности.

По прибытии на место происшествия следователь должен в первую очередь оказать помощь пострадавшим и вызвать санитарный транспорт. Перед тем, как пострадавшего увезут в лечебное учреждение, следователь должен установить его личность, местожительство и адрес лечебного учреждения, в которое его направляют.

После этого проводятся следующие мероприятия:

1)в общих чертах устанавливается, что произошло в действительности  на месте происшествия, это можно  выяснить у сотрудников правоохранительных  органов, прибывших на место происшествия  ранее следователя. Но особое внимание уделяется тому, были ли изменения в обстановке на месте происшествия, после совершения преступления и до приезда следователя;

2)собирается вся информация  о тех свидетелях, которые по  каким либо причинам покинули  место происшествия;

3)уделяются все посторонние лица с места происшествия, которые могут помешать ходу следственного действия;

4)проверяется охрана места происшествия, в случае необходимости ее усиливают;

5)приглашаются понятые (при условии, что этого не сделали заранее) для проведения следственного действия;

6)все участники следственного действия проходят инструктаж.

Все приведенные мероприятия следователь должен производить лично, если это позволяет обстановка места происшествия. В ситуации когда осмотр места происшествия необходимо провести в максимально короткий срок, часть мероприятий могут взять на себя сотрудники милиции. Обо всех результатах мероприятий они должны сообщить следователю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тактика осмотра места происшествия.

3.1. Стадия общего  осмотра

Следственный осмотр места происшествия можно подразделить на три этапа:

-подготовительный

-рабочий 

-заключительный.

Такое разделение, не нарушая единства этого следственного действия, обеспечивает реализацию общих положений тактики осмотра. Полнота, объективность, методичность и другие общие тактические положения реализуются лишь в том случае, если работа следователя четко организована, если задачи осмотра будут решаться им в строго определенной последовательности. Смысл разделения осмотра места происшествия на этапы состоит, таким образом, в систематизации действий следователя, обеспечивающей качественность осмотра.

Систематизация и поэтапное определение круга действий необходимы и для того, чтобы гарантировать соблюдение при осмотре всех требований, относящихся к этому следственному действию, в том числе о наиболее целесообразном и эффективном использовании криминалистических приемов и средств обнаружения, фиксации и исследования доказательств. Прежде чем приступить к непосредственному изучению обстановки и объектов на месте происшествия, следователь должен создать необходимые условия для осмотра, определить его предмет и круг участников, обеспечить работу на месте происшествия. Все эти действия следователя — составная часть осмотра как процессуального акта, и он без них немыслим. Система же подобных действий в своей совокупности и образует подготовительный этап осмотра.

Общая стадия производится с целью общего ознакомления и изучения обстановки места происшествия в целом, получения представления о характере происшедшего события. При этом следователь выполняет следующие действия:

    1. определяет характер и границы места происшествия;
    2. получает общее представление об обстановке места происшествия;
    3. определяет исходный пункт осмотра и его последовательность
    4. решает вопрос о проведении оперативно - розыскных мероприятий;
    5. производит видеозапись;
    6. определяет объекты, причинно-связанные с происшествием;
    7. производит измерения, фиксирует обнаруженные следы, исследует их внешний вид;
    8. ведет черновые записи протокола следственного действия;
    9. осуществляет узловую и обзорную фотосъемку.

Информация о работе Тактика осмотра места происшествия