Тактика осмотра места происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: на основе исследования теоретических работ, законодательства и практики, выявить имеющиеся проблемы и сформулировать направления по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регулирующего осмотр места происшествия по уголовным делам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические аспекты развития осмотра места происшествия.
2. Раскрыть понятие осмотра места происшествия и раскрыть задачи осмотра места происшествия.
3. Изучить особенности тактики проведения осмотра места происшествия.
4. Охарактеризовать способы фиксация результатов осмотра места происшествия.
5. Выявить проблемы проведения осмотра места происшествия и предложить пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ 7
1.1. Исторические аспекты развития осмотра места происшествия 7
1.2. Понятие и задачи осмотра места происшествия на
современном этапе 15
ГЛАВА 2. ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ 31
2.1. Подготовка к осмотру места происшествия 31
2.2. Участники осмотра места происшествия 38
2.3. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и использование технических средств при осмотре 43
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ 61
3.1. Протокол осмотра места происшествия и дополнительные средства фиксации результатов осмотра 61
3.2. Особенности осмотра места происшествия по различным категориям уголовных дел 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91

Файлы: 1 файл

тактика осмотра места происшествия. диплом РЕДАКТИРОВАННЫЙ.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Обнаруженные на месте происшествия следы рук, обуви, орудий взлома, микроволокна и пр. должны немедленно проверяться по различным учетам, картотекам, коллекциям, так как с помощью полученных данных возможно решить важные для расследования квартирных краж информационные и розыскные задачи. Эффективность достижения этих задач, возможно, решать путем применения криминалистических информационных систем.

С учетом того, что при проведении осмотра места происшествия, зачастую возникает необходимость привлечения лиц, располагающих специальными познаниями в различных отраслях науки, техники, искусства и ремесла необходимо рассматривать общие направления использования ими специальных познаний. Статья 168 УПК РФ говорит о том, что следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста  
в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК РФ.

То есть, в УПК РФ нет норм, закрепляющих обязательность участия специалиста в осмотре места происшествия. Считаем, что необходимо закрепить обязательность участия специалиста в осмотре места происшествия, когда требуются специальные познания для качественного проведения осмотра места происшествия. В связи с этим, предлагаем внести дополнения в ст. 177 УПК РФ ч.7 следующего содержания: «В случае, когда при осмотре места происшествия требуются специальные познания для всестороннего установления обстоятельств, следователь обязан привлекать  
к участию в осмотре специалиста».  В связи с этим в ч.1 ст.168 УПК РФ внести изменения следующего характера: «Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии  
с требованиями части пятой статьи 164 настоящего Кодекса, если участие специалиста не является обязательным в соответствии с ч.2 ст.177 УПК РФ».

Также необходимо сказать о расширении сферы применения научно-технических средств при производстве осмотра места происшествия по всем категориям дел без исключения. По результатам проведенного автором дипломной работы при прохождении преддипломной практики анкетирования, среди следователей Чкаловского РУВД, научно-технические средства фиксации при производстве осмотра места происшествия использовали 46,3% опрошенных, обыска и выемки 38,4%, при производстве опознания – 42,3%, при допросе 28,8% опрошенных. На первый взгляд фиксация по своей природе родственна описанию обнаруженных данных в следственном протоколе. Вместе с тем имеется ряд существенных отличий: кино-, видео-, аудиозапись и фотоснимки имеют информационную природу, отличающуюся от протокола, они объективны, оперативны и достаточны точны; при просмотре, прослушивании указанных материалов фактические данные воспринимаются так, будто зритель присутствует и наблюдает событие непосредственно. Все это принципиально отличает рассматриваемый способ фиксации от описательного, используемого при составлении протокола. В связи с этим предлагается внести дополнение в п. 5 перечня источников доказательств следующего содержания: «а также приложения к ним» и представить формулировку п. 5 ст. 74 УПК РФ  
в следующей редакции: «протоколы следственных и судебных действий,  
а также приложения к ним».

В целом применение научно-технических средств характерно не только для проведения отдельных следственных действий, в частности такого и как осмотр места происшествия, а для всего процесса раскрытия и расследования преступлений. Именно поэтому автор разделяет сформировавшееся  
в криминалистике мнение о необходимости закрепления в УПК РФ общих требований, предъявляемых к применению научно-технических средств, не давая конкретного их перечня. В связи с этим в главе 22 УПК РФ «Предварительное следствие» необходимо предусмотреть ст. 166.1: «Применение научно-технических средств в процессе производства следственных действий» в следующей редакции:

«При производстве следственных действий лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, специалист могут применять научно-технические средства и методы в пределах своей компетенции в целях обнаружения, закрепления, проверки, оценки и демонстрации доказательств. Применение научно-технических средств является целесообразным:

– по требованию участников процессуальных действий;

– когда доказательства невозможно приобщить к делу в подлинном виде или имеется реальная угроза их уничтожения (повреждения);

– если имеются основания для предположения о том, что лицо, давшее показания, может изменить их в ходе следствия и судебного разбирательства или не в состоянии присутствовать на нем».

Предлагаемая нами статья в полной мере относится к такому следственного действию как осмотр места происшествия.

Для квалифицированного и качественного проведения неотложных следственных действий необходимо, по мнению автора, создание в структуре ЭКП органов внутренних дел организационно обособленных групп специалистов-криминалистов, основной задачей которых будет проведение полноценного исследования мест происшествия для получения максимально возможной розыскной и доказательственной информации и ее использования в раскрытии и расследовании преступлений по горячим следам. Их профессиональная подготовка должна осуществляться по специально разработанным учебным программам с учетом особенностей их работы по различным видам происшествий, характеризующимися специфическими следами.

Итак, отмеченные нами недостатки производства осмотра места происшествия по уголовным делам, низкая результативность работы специалистов-криминалистов на месте происшествия либо с образцами, неоднозначные нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующего осмотр места происшествия, помогли нам сформулировать   предложения по совершенствованию УПК РФ. Представляется, что данные предложения имеют под собой научную обоснованность и имеют важное практическое значение.

Заключение

 

Подведем итог проведенному научному исследованию осмотра места происшествия:

Осмотр места происшествия является следственным действием, направленным к изучению механизма происшествия, фиксированию обстановки преступления для обнаружения, сохранения и последующего изучения следов преступной деятельности, а также различных объектов, предметов, документов и прочего имеющего по делу значение доказательств в целях установления обстоятельств происшедшего события.

Обстановка места происшествия представляет собой качественную характеристику объектов места происшествия.

Осмотр места происшествия является незаменимым действием то есть личный осмотр места происшествия следователем не может заменяться показаниями свидетелей наблюдавших обстановку на месте происшествия.

Осмотр места происшествия является, как правило, неотложным следственным действием.

Осмотр места происшествия необходимо производить сразу же на высоком уровне, не рассчитывая на возможность исправления допущенных ошибок впоследствии. В этом смысле осмотр места происшествия считается неповторимым следственным действием.

Задачи осмотра места происшествия состоят в обнаружении, восприятии,  изучении и фиксации состояния, свойств и признаков материальных объектов, находящихся на месте происшествия, для  выяснения характера происшедшего события, личности преступника, мотивов преступления и иных обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании преступления.

Осмотр места происшествия является средством выяснения обстоятельств, относящихся к предмету доказывания.

Задача качественного проведения осмотра обязывает следователя готовиться к каждому осмотру места происшествия. Такая подготовка не сложна и не требует большой затраты времени, но пренебрегать ею не следует. В нее входит: принятие мер к охране места происшествия; приглашение участников осмотра – понятых, экспертов и других специалистов, кинолога со служебно-розыскной собакой и других лиц; проверка готовности средств криминалистической техники.

Производство осмотра места преступления в современных условиях – это деятельность не только следователя, но целого коллектива, организуемого и направляемого следователем. Чем полнее, активнее и эффективней задействованы все эти звенья, тем быстрее и качественнее будет осуществлено расследование

Тактические приемы осмотра места происшествия – это наиболее целесообразный подход к практической организации и активному планомерному, целеустремленному производству осмотра места происшествия как следственного действия на основе норм уголовного процесса с возможным использованием средств криминалистической техники.

Для более качественного проведения осмотра места происшествия необходимо его планирование. Осмотр места происшествия по узлам имеет следующие преимущества: 1) уже в самом начале осмотра создается представление об основных чертах события и имеется возможность вести дальнейший осмотр целеустремленно, исходя из характера события; 2) имеется возможность более быстро, основываясь на выявленных данных, параллельно осмотру принимать меры следственного и оперативно-розыскного характера; 3)меньше возникает опасность  уничтожения важных следов, так как выполнение всего того, что составляет содержание статической стадии осмотра, сопряжено с передвижением группы участников осмотра по всему месту происшествия в момент, когда значение тех или иных следов еще недостаточно ясно и, значит, легко может привести к затаптыванию их.

Осмотр места происшествия нуждается в применении научно-технических средств и методов, так как обстановка места происшествия содержит в себе разнообразную материализованную информацию о механизме, орудиях преступления и преступнике, выявление, фиксация, изъятие и исследование которой невозможны без необходимого арсенала, находящегося на вооружении криминалистов.

С целью фиксации результатов осмотра места происшествия, по результатам осмотра составляется протокол осмотра места происшествия, который впоследствии будет являться одним из доказательств по уголовному делу.

В процессе научного исследования нами был выявлен ряд проблем правового регулирования осмотра места происшествия и предложены пути их решения, а именно:

1. Законом при регулировании  порядка проведения осмотра места  происшествия - жилища в рамках  доследственной проверки, в случае  отсутствия согласия проживающих  в нем лиц либо отсутствия  таковых, не соблюден конституционный принцип неприкосновенности жилища.

Этот пробел необходимо устранить путем внесения в ст. 5 УПК РФ в число понятий, используемых в Уголовно-процессуальном кодексе, дополнения о понятии места происшествия - участок местности, жилое либо нежилое помещение, транспортное средство, воздушное, морское или речное судно, в пределах или на территории которого произошло происшествие, подлежащее расследованию. Это позволит более четко оперировать нормами уголовно-процессуального закона при осмотре места происшествия, включить в понятие "место происшествия" жилище, осмотр которого закон в рамках доследственной проверки не регламентирует.

2. В ч. 2 ст. 176 УПК РФ  целесообразно внести дополнение  об обязательном уведомлении  судьи и прокурора в течение 24 часов после проведения осмотра места происшествия в жилище в исключительных случаях до возбуждения уголовного дела при отсутствии согласия проживающих в нем лиц. Такое дополнение, с одной стороны, по сути "узаконит" сложившуюся практику осмотра жилища до возбуждения уголовного дела, а с другой - распространит порядок судебного контроля на этот массив следственных действий, защитив конституционные права и свободы граждан.

3. Существует проблема  соотношения объема отражаемой  вещной обстановки места происшествия  в протоколе и на фотоснимках. Уголовно-процессуальный закон категоричен: "В протоколе осмотра места происшествия описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В протоколе перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре" (ч. 2 ст. 180 УПК РФ). На наш взгляд, это положение устарело и не отражает реалии настоящего времени. Не всегда в протоколе возможно описать абсолютно все следы и предметы, обнаруженные в ходе осмотра и имеющие значение для дела. Единственно возможный выход из такого положения в рамках действующего законодательства - полное описание всего увиденного и обнаруженного в ходе осмотра и имеющего значение для дела в соответствующем протоколе и параллельная фиксация тех же предметов, следов и явлений с помощью фотографирования.

Таким образом, необходимо внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые бы четко регламентировали применение фотографирования при осмотре места происшествия.

Статью 180 УПК РФ необходимо дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. В особых случаях (авариях на железнодорожном транспорте, техногенных авариях, авариях и катастрофах на воздушном транспорте  
и т.п.) допустимо фотографирование (видеозапись), отражение на планах  
и схемах всех обнаруженных в ходе осмотра и имеющих значение для дела предметов, следов и явлений без их последующего описания в протоколе.

В таких случаях в тексте протокола необходимо делать ссылку на соответствующие фотоснимки (кассеты с видеозаписью), планы или схемы, на которых наглядно отражены все обнаруженные в ходе осмотра и имеющие значение для дела предметы, следы и явления».

4. С учетом того, что при проведении  осмотра места происшествия по различным уголовным, зачастую возникает необходимость привлечения лиц, располагающих специальными познаниями в различных отраслях науки, техники, искусства и ремесла необходимо закрепить обязательность участия специалиста в осмотре места происшествия, когда требуются специальные познания для качественного проведения осмотра места происшествия.  
В связи с этим, предлагаем внести дополнения в ст. 177 УПК РФ ч.7 следующего содержания: «В случае, когда при осмотре места происшествия требуются специальные познания для всестороннего установления обстоятельств, следователь обязан привлекать к участию в осмотре специалиста».  Также необходимо в связи с этим в ч.1 ст.168 УПК РФ внести изменения следующего характера: «Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 настоящего Кодекса, если участие специалиста не является обязательным в соответствии с ч.2 ст.177 УПК РФ».

Информация о работе Тактика осмотра места происшествия