Тактические и психологические основы допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса с учетом следственных ситуаций.
Достижение этой цели осуществлено решением следующих задач исследования:
- раскрыть сущность и понятие допроса, а также тактики его проведения;
- проанализировать и охарактеризовать действующее уголовно-процессуальное законодательство в части требований к организации и проведению допроса на разных стадиях его проведения;
- исследовать субъективные закономерности формирования показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых;
- обосновать систему тактических и психологических приемов и методов, используемых при допросе;
- провести исследование и систематизацию тактико-криминалистических приемов допроса, направленных на получение правдивых показаний и выделить из них наиболее эффективные;
- выявить особенности тактики и психологии допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...............
Глава 1. ДОПРОС КАК СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА …………………….
§ 1. Понятие, значение и виды допроса ………..…………...................................
§ 2. Общая характеристика тактики допроса…………………………………….
§ 3. Общая психологическая характеристика допроса…………………………..
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОСА, ЕГО ЭТАПЫ, ОТДЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ДОПРОСЕ……………………………………………………………….......
§ 1. Организация допроса на предварительном следствии, начальный и последующий этапы допроса……………………………………………………...
§ 2. Тактические приемы и комбинации, используемые при различных видах допроса. Использование аудиозаписи при проведении допроса……………….
§ 3. Правомерные приемы психологического воздействия на допрашиваемых
……………………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Тактические и психологические основы допроса.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

При решении тактических задач неизбежны определенные жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение противодействующего лица в рамки, ограничивающие его решения. Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на развитие критического мышления допрашиваемого, на его внутренний анализ хода следствия. Допрашиваемое лицо должно быть подготовлено к осознанию бессмысленности своего противодействия. Все разнообразие психических приемов воздействия должно осуществляться в пределах одной допустимой формы - в форме убеждения, которое связано с сознательным изменением позиции противоборствующего лица на основе получения им информации, раскрывающей неправильность ранее сформированных позиций. При этом логика убеждающего воздействия не должна противоречить его эмоционально-импрессивной стороне воздействия.

Все приемы психического воздействия можно разделить на три группы:

1) содействующие распознанию ложности  показаний;

2) преодоление лжи и получение правдивых показаний;

3) оказание мнемической помощи.

Внутри этих групп возможна дополнительная классификация. Так, приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиции и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

- приемы, основанные на использовании  отдельных психологических качеств  личности допрашиваемого;

- приемы, основанные на доверии  допрашиваемого следователю;

- приемы осведомления допрашиваемого  о наличии значительной достоверной доказательственной информации;

- приемы повышенной эмоциональной  насыщенности, связанные с предъявлением  неожиданной информации, вызывающие  острые эмоционально-волевые состояния.

Лицо, противодействующее следствию, постоянно оценивает смысл и значение задаваемых ему вопросов, опасаясь возможного разоблачения. Система вопросов следователя создает постоянный негативный фон психического напряжения. Неожиданное изобличение на этом психическом фоне вызывает резкие эмоциональные реакции, что нередко приводит к отказу от позиции противодействия.

Однако не только прямое изобличение во лжи, но и все то, что интерпретируется таким лицом как приближение к изобличению, ослабляет его психическое состояние, вызывая волнение и тревогу. На этом фоне можно эффективно использовать прием формирования у допрашиваемого преувеличенного представления об информированности следователя. Демонстрируемая следователем осведомленность по одним обстоятельствам получает непроизвольную расширенную интерпретацию. С этой целью он может широко использовать данные о личности подозреваемого (обвиняемого), о деталях его поведения накануне совершения преступления, о его связях и т.п. В ряде случаев этот прием реализуется путем демонстрации предметов, ассоциирующихся у допрашиваемого с совершенным преступлением.

Большое значение для эффективности психического воздействия имеет система предъявления доказательств. При этом изобличающие доказательства следует предъявлять на фоне психического состояния релаксации (расслабления) или напряженности (в зависимости от личных особенностей допрашиваемого). Перед предъявлением доказательства следователь должен задать все необходимые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их уловки, по каждому доказательству получить объяснение и зафиксировать эти объяснения.

Существуют различные тактические приемы предъявления доказательств. К ним, в частности, относятся такие, как:

- раздельное предъявление различных  доказательств в той или иной  последовательности;

- одновременное предъявление всего  комплекса имеющихся доказательств;

- неожиданное предъявление доказательства  либо предъявление доказательства  после беседы по его поводу;

- предъявление доказательств по  нарастающей их весомости;

- предъявление комплекса доказательств  после предварительного информирования о наличии доказательств, их перечисления с указанием источников их происхождения (либо без указания);

- предъявление доказательства  как бы невзначай, между делом;

- предъявление возможности лицу, являющемуся носителем информации, самому изучить доказательство и оценить степень его значимости;

- фиксация внимания на отдельных  сторонах, признаках доказательства;

- сопровождение процесса предъявления  доказательства прояснением условий, механизма образования, обстоятельств  его обнаружения;

- предъявление вещественного доказательства с демонстрацией возможности технико-криминалистических средств по выявлению и расшифровке скрытой информации, содержащейся в этом источнике.

В криминалистике предъявляемые доказательства рассматриваются в качестве одного из видов психологического реагента. Это понятие включает то, что принято называть «немыми свидетелями», имеются в виду самые различные материальные объекты, тем или иным образом связанные с исследуемым криминальным или некриминальным поведением (следы-отпечатки, орудия преступления, документы, предметы посягательства и средства их транспортировки, аналоги последних и т.д.).

Система вопросов следователя - тактическое средство правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо. Психическое воздействие оказывает не только содержание, но и последовательность вопросов, активизируя антиципирующую деятельность допрашиваемого.

По степени внушающего воздействия вопросы можно разделить на следующие группы:

- нейтральные - формулировка ответов  на них полностью зависит от инициативы допрашиваемого лица;

- разделительные («или-или»);

- альтернативные, требующие положительного  или отрицательного подтверждения;

- предоставляющие право выбора  между двумя ответами, но положительный  ответ на один из них соответствует ожиданию спрашивающего («Не в кепке ли был человек, нанесший потерпевшему удар ножом?» Это так называемые вопросы косвенного внушения);

- направленные на прямое внушение («Находился ли Сидоров на месте происшествия?» вместо вопроса «Кто находился на месте происшествия?»);

- несущие ложное содержание, рассчитанные на эффект так называемой «ловушки» и являющиеся неправомерным приемом психического насилия («Был ли Сидоров трезв во время совершения преступления?», хотя еще не установлена причастность Сидорова к преступлению).

Задавая вопрос, следователь должен предвидеть возможные ответы на него и планировать соответствующие вопросы по этим ответам. Вопросы следователя, направляя поведение допрашиваемого, дают возможность для оперативного контроля за динамикой его поведения, развитием его чувств, настроения, интересов и т.д. Все это имеет значение и для саморегуляции поведения следователя, своевременного устранения возможной ошибочности его действий.55

При производстве допроса необходимо помнить о том, что для свидетеля, тем более для потерпевшего, ситуация преступления - это всегда ситуация экстремальная, угрожающая его личной безопасности и потому вызывающая «всплеск» эмоций, а это в свою очередь неблагоприятно отражается не только на восприятии события, но и на его последующем припоминании. Давая показания, свидетель и потерпевший вынуждены как бы заново переживать случившееся. Кроме того, сам контакт с представителем правоохранительных органов, непривычный для большинства допрашиваемых, усугубляет эмоциональный дискомфорт и волнение. (Психологи называют такое состояние «тревожностью».)

Обычно человек, только что переживший преступление, чувствует страх. Страх оказывает дезорганизующее влияние на всю психическую и физическую деятельность: человек утрачивает способность контролировать ситуацию, у него возникает чувство собственной неадекватности. Нужно успокоить допрашиваемого и показать (лучше на конкретных примерах) ему, что на действительно опасную ситуацию, в которой он оказался, большинство людей отреагировали бы точно так же, ибо страх - вполне нормальная реакция человека на опасность.

Страх возникает внезапно. Эффект внезапности усугубляет его разрушительные последствия. Поэтому если допрос проводится не сразу, а через несколько часов или дней, когда первый шок после пережитого уже прошел, следователю рекомендуется предупредить допрашиваемого о том, что, когда он будет пытаться «воскресить в памяти» ситуацию преступления, у него могут возникнуть испытанные в тот момент чувства и переживания, но они будут не такими сильными и что теперь ситуация находится у него под контролем.

В психотерапии используется такой прием: если речь идет об особенно травмирующих переживаниях, пациенту предлагается вести рассказ от третьего лица: вместо местоимений «я», «мне» употреблять местоимения «он», «ему». Таким образом, жертва описывает случившееся как бы с позиции стороннего наблюдателя, отдаляясь от преступления на безопасное расстояние (этот прием целесообразно использовать при допросе потерпевших от сексуальных посягательств). Нужно иметь в виду, что рассказ от третьего лица менее подробен и менее детализирован, чем рассказ от первого лица. Однако при расследовании сильно травмирующих психику преступлений целесообразнее выбирать из двух зол наименьшее, так как эмоциональное состояние допрашиваемого является основным барьером для успешного припоминания информации.

Давно замечено, что эмоциональное состояние человека проявляется во внешнем поведении (когда мы взволнованны, речь ускоряется, мышцы напряжены). Возможен и обратный процесс, т.е., меняя наше внешнее поведение, мы тем самым можем повлиять и на наше внутреннее, эмоциональное состояние. Принимая это во внимание, следователь может частично «снять» тревожность (волнение) допрашиваемого с помощью такого, например, приема: перед началом рассказа о событии допрашиваемому предлагается расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов, вдыхая медленно и глубоко, и медленных выдохов. Следователь может несколько раз сам проделать эту процедуру вместе с допрашиваемым. (Этот прием напоминает приемы релаксации, используемые при гипнозе.)

Если следователь заметит, что допрашиваемый находится во взвинченном состоянии, и если эту взвинченность не удается снять, то проведение допроса целесообразнее отложить (если есть такая возможность), так как качественной информации о событии преступления получить все равно не удастся. При проведении повторного допроса (когда допрашиваемый находится в более спокойном состоянии) следует иметь в виду, что если в первом случае был получен неправильный ответ на вопрос, то вероятность получения правильного ответа на этот вопрос в последующем уменьшается (это объясняется особенностями функционирования человеческой памяти).

Кроме того, если следователь, не обращая внимания на состояние допрашиваемого, продолжает задавать вопросы, это не способствует установлению столь необходимого психологического контакта между ним и допрашиваемым. Лишь после того как восстановлено нормальное состояние допрашиваемого, можно перейти к показаниям о преступлении. Начинать допрос следует с ряда безобидных (нейтральных) вопросов, постепенно переходя к более стрессогенным.56

Одним из препятствий к получению полной и достоверной информации является своего рода «обезличенность» участников расследования: следователь, свидетель, потерпевший вольно или невольно играют каждый свою стереотипную роль. И допрашиваемый, и следователь видят друг в друге не конкретного человека, не личность, а «ролевую функцию», и это, разумеется, не способствует продуктивности коммуникации. Одной из необходимых предпосылок эффективного допроса является персонализация его участников. Следователь должен видеть в допрашиваемом живого, интересного, конкретного человека, с его заботами и переживаниями, и сам в свою очередь представиться как идентифицируемая личность, а не просто как олицетворение официальной организации.

Самый простой способ персонализации - называть допрашиваемого по имени (дети, молодые люди), по имени и отчеству (лица постарше), т.е. так, как сам допрашиваемый, представляясь, назвал себя. Можно просто спросить допрашиваемого, как к нему лучше обращаться. Другим способом указанной персонализации является реализация следователем умения активного слушания. Ему важно заставить себя внимательно слушать допрашиваемого и проявлять знаки интереса к сообщаемой им информации.

Чтобы допрашиваемый видел в следователе не просто представителя власти, а конкретного, благожелательного человека, следователь, представившись, может сообщить перед началом допроса некоторую информацию о себе. Такая личная информация будет способствовать установлению контакта с допрашиваемым (например, если следователю известно, что у допрашиваемого есть ребенок, он может сказать, что и у него есть ребенок примерно такого же возраста). 57

Сообщит ли допрашиваемый какую-либо лично для него очень значимую информацию, зависит от того, увидит ли он в следователе человека, способного его понять. Непростая задача следователя состоит в том, чтобы убедить допрашиваемого, что он может взглянуть на проблему его глазами и понять переживания допрашиваемого. Перед тем как допросить жертву преступления, полезно подумать о том, что ей пришлось пережить, и попытаться представить себя на ее месте. Однако корректно сопереживать допрашиваемому - это лишь полдела, нужно еще убедить его в том, что следователь способен разделить его чувства.

Информация о работе Тактические и психологические основы допроса