Средства и методы габитологии, их практическое использование в розыске и установлении преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 17:12, курс лекций

Описание работы

Выработанные на протяжении более чем ста лет научные методы криминалистического учения о признаках внешности человека могут успешно использоваться в целях розыска скрывшихся установленных и неизвестных преступников, поиске без вести пропавших лиц, установлении личности неопознанных трупов, идентификации личности по различным объективным отображениям и учетным данным. Необходимость в идентификации личности может возникнуть и в гражданском процессе, например, при опознании людей, явившихся после длительного безвестного отсутствия, при розыске ответчиков, уклоняющихся от уплаты алиментов и т.д.

Содержание работы

Понятие криминалистической габитологии и классификация признаков внешности человека.

Способы фиксации признаков внешности человека.

Идентификация человека по признакам внешности.

Использование признаков внешности в раскрытии преступлений и розыске скрывшихся преступников.

Файлы: 1 файл

Средства и методы габитологии.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

описание осуществляется последовательно от общего к частному (от целого к части), то есть, вначале  характеризуется элемент внешности  в целом, а затем его части;

описание частных  признаков и элементов составляется сверху вниз;

элементы внешности  характеризуются как в положении  анфас, так и профиль;

сопутствующие элементы (одежда, мелкие носильные  вещи, украшения) характеризуют по их общим и броским индивидуальным признакам;

во внешнем  облике человека выделяют и составляют описание особенностей главным образом  резко отличающихся по своему виду от общераспространенных.

Наиболее широко применяемым в криминалистике способом фиксации внешности человека является фотографирование. Специально предназначенной  для получения наиболее полного  и точного изображения человека является фотосъемка, получившая название сигналетической (от французского слова "сигналетик" - приметозапечатлевающая). Она осуществляется с соблюдением определенных правил, к которым относится, во-первых, обязательное фотографирование лица в анфас и правый профиль при стандартном положении головы: при съемке анфас - нижние края глазниц и козелки ушных раковин и оптическая ось объектива фотоаппарата должны располагаться в одной плоскости; при съемке в профиль - голова должна располагаться так, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая через угол правого глаза и козелок составила угол в 15 градусов с горизонтальной прямой линией, проходящей через козелок и нижний край глазницы.

При наличии  важных примет лица, не отобразившихся при съемке в анфас и правый профиль, производится съемка в любом  другом положении, которое обеспечивает фиксацию этих примет, чаще всего приходится фотографировать левый профиль. Кроме того, могут быть изготовлены  снимки во весь рост.

К основным требованиям  сигналетической фотосъемки относится соблюдение масштаба получаемого изображения - 1/7 натуральной величины на погрудном снимке и 1/19 во весь рост. Такое изображение является наименьшим по размерам, отвечающим необходимым требованиям четкости и удобства изучения лица по его фотоснимку.

На практике для получения изображения в  таком масштабе при печатании  с негатива добиваются расположения зрачков на расстоянии 1 см друг от друга (ибо в натуре такое расстояние варьирует в пределах 65 - 70 мм).

Освещение должно полностью и без искажений  выявлять признаки внешности, в том  числе мелкие морщины, пятна, бугорки. Для этого необходимо источник света  располагать под углом 40 - 45 градусов к плоскости лица и несколько  сверху; во избежание глубоких теней  на другой стороне лица применяют  отражающий экран. При использовании  освещения от окна аппарат и фотографируемого следует размещать на одной воображаемой линии, расположенной под углом  в 40 - 45 градусов к стене с окном, камера при этом находится ближе  к окну.

Фотографируемый должен быть без головного убора, волосы и детали одежды не должны закрывать  существенных элементов лица, в частности, ушных раковин и лба. Взгляд должен быть направлен перед собой или  в объектив.

Опознавательная фотосъемка трупов обычно проводится по тем же правилам, что и съемка живых лиц. С неопознанных трупов изготавливается три "погрудных" снимка: анфас, правый и левый профили. Объем содержащейся в трех снимках информации о внешности, отдельные признаки которой могут претерпеть с момента смерти существенные изменения, не всегда может удовлетворить требованиям криминалистического установления личности в случаях опознания и экспертного исследования. Поэтому при съемке неизвестных погибших лиц необходимо:

1) провести узловую  фотосъемку (в рост)

- анфас (в  одежде, головном уборе, очках  и т.д.)

- анфас (спереди)  без одежды; до и после "туалета"

- правый профиль

2) портретную  фотосъемку (погрудную)

- анфас;

- левый профиль;

- правый профиль;  до и после "туалета"

- 3/4 левого поворота;

- 3/4 правого поворота;

3) детальную  фотосъемку:

- фотоснимки  шрамов, рубцов;

- фотоснимки  татуировок;

- цветные фотоснимки  волос, радужин глаз и других  цветовых характеристик внешности.

Фотосъемка трупа  по возможности должна производиться  сразу же после его обнаружения, особенно в жаркую погоду, когда  процесс разложения трупа значительно  ускоряется.

Замерзший труп надо поместить в помещение и  дать ему оттаять при комнатной  температуре, причем нельзя использовать теплую или горячую воду, которая  может изменить цвет кожных покровов и привести к отслоению эпидермиса кожи.

Фотографируют труп, как уже говорилось, до и  после его "туалета". Кровь и  грязь удаляют мокрой тканью, лицо насухо вытирают, иногда припудривают тальком, чтобы оно не давало бликов. Приводят в порядок одежду и прическу. Выпавшие волосы и брови перед  съемкой обозначаются по возможности  химическим карандашом пунктиром по линии их роста на мягких тканях. При обнаружении рядом с трупом или на нем головного убора, очков  съемку необходимо провести как с  ними, так и без них. Если труп без одежды, его фотографируют предварительно покрыв тело тканью нейтральной расцветки.

В ходе опознавательной  съемки трупа нужно придать ему  положение, близкое к прижизненному  состоянию, желательно сидячее. Для  этого голову трупа можно прикрепить к спинке стула продетой через  мягкие ткани затылочной области ниткой либо металлическим фиксатором. Голову трупа в нужном положении может держать и технический помощник, придерживая ее сзади рукой через ткань, используемую в качестве фона. Положение головы анфас, в профиль и в три четверти поворота должно быть таким, при котором условная горизонтальная линия проходит через верхний край наружного слухового отверстия ушной раковины и по нижнему краю глазницы (орбиты), а вертикальная - через середину лба, спинку носа и подбородок (при положении анфас). Фотоаппарат устанавливается на уровне глаз фотографируемого. 

Если труп нельзя посадить, его фотографируют в  положении лежа, при этом под голову подкладывается валик. При невозможности  повернуть голову трупа вправо или  влево, ее нужное положение достигается  поворотом всего тела.

Наиболее четкое изображение получается при пользовании  рассеянным верхнее-боковым освещением. При съемке трупа на снегу или на траве целесообразно использовать светофильтры ЖС-12 или ЖС-17.

Для получения "погрудного" изображения без заметных перспективных искажений съемку фотоаппаратом "Зенит" производят с расстояния 1 м 20 см от головы трупа при объективе "Индустар - 50" и с расстояния 1 м 30 см  при использовании объектива "Гелиос - 44".

Масштабную линейку  лучше всего помещать над головой, на уровне лица, чтобы при печатании  снимков ее изображение можно  было оставить за кадром.

Большое значение для установления личности погибших имеют особые приметы. Однако, как  свидетельствует практика, детальная  фотосъемка с целью опознания  трупа проводится сравнительно редко. Объяснением этого может послужить  то, что особые приметы при посмертном изменении часто теряют свою выразительность, и при осмотре трупа на них  не обращают должного внимания. Между  тем, существуют методы, позволяющие  восстановить некоторые из особых примет, зафиксировать их на фотоснимках  и использовать в дальнейшем при  установлении личности неопознанного  трупа.

Особенно ценными  в розыскном плане являются татуировки. Перед фотографированием поверхность  татуированной кожи следует разровнять, при необходимости повышения  контраста получаемого изображения  татуировок и других особых примет целесообразно применять светофильтры, а в некоторых случаях использовать цветную фотосъемку.

Соблюдение правил фотосъемки трупов и их особых примет способствует повышению результативности опознания погибших по фотоснимкам, расширяет возможности проверки по криминалистическим учетам и позволяет сократить высокий процент отказов от разрешения вопросов о тождестве при проведении криминалистических экспертиз из-за низкого качества фотоснимков или отсутствия снимков необходимых положений изображенного лица.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что для сигналетической фотосъемки живых лиц и трупов желательно использовать крупноформатные фотоаппараты, однако имеющиеся на вооружении органов внутренних дел аппараты "Зенит" также пригодны для этих целей. Объективы должны обеспечивать максимальную резкость изображения, недопустимо использование так называемых портретных мягкорисующих объективов.

Для изготовления рисованных портретов целесообразно  приглашать художника-профессионала. Изготовление портрета начинается с  того, что очевидец описывает внешность  человека словесно, указывает рисунки  элементов лица, сходные по его мнению с элементами внешности описываемого человека, либо показывает эти признаки собственными схемами, жестами, указывает на похожие чем-либо лица. Художник, пользуясь этими данными, создает первоначальный эскиз, в который очевидец вносит коррективы.

Технически портрет  может быть изготовлен любым способом, в любой реалистической манере. Однако практика показывает, что наиболее эффективны штриховые, лишенные обилия деталей изображения.

Иногда для  устранения психологического барьера  при восприятии посмертных изменений  лица умершего создаются рисованные портреты погибшего с натуры или  со снимков.

В последние  годы наибольшее распространение получило изготовление композиционных портретов. Иногда их еще называют синтетическими или составными.

Композиционные  портреты бывают двух видов: фотокомпозиционные и композиционно-рисованные.

Фотокомпозиционные портреты (их еще называют фотороботами) представляют собой композицию изображения человека, как правило его лица, из фрагментов фотоизображений различных лиц. Метод изготовления портретов неизвестных преступников по показаниям очевидцев из фрагментов фотографий был предложен в 1952 году П. Шабо - начальником региональной службы полиции в Лилле (Франция). В дальнейшем техника изготовления фотокомпозиционных портретов неоднократно модифицировалась.

В законченном  виде фотокомпозиционные портреты обычно представляющие лицо человека в анфас, выглядят как обычные фотографии, которые могут успешно применяться для розыска и установления лиц.

Композиционно-рисованные портреты составляются из заранее заготовленных  стандартных рисунков элементов  лица в соответствии с показаниями  очевидцев. Получаемый при этом портрет  выглядит как рисунок лица.

Идея создания таких портретов и один из первых вариантов прибора по изготовлению композиционно-рисованных портретов  были предложены американским криминалистом  Мак-Дональдом и группой специалистов фирмы "Тоунсенд" в 1959 году (так называемая система "Айденти-кит" - идентификационный комплект). Аналогичные приборы несколько позднее были созданы и в социалистических странах - Польской Народной Республике и Германской Демократической Республике (на основе польского комплекта рисовано-композиционного идентификатора - РКИ) и в 1968 году - в нашей стране во ВНИИ МВД СССР идентификационный комплект рисунков - ИКР. Отечественный идентификационный комплект рисунков создавался в течение нескольких лет. При активном участии антропологов было отобрано более 20 тысяч фотопортретов конкретных лиц, являющихся наиболее типичными представителями той или иной антропологической группы населения СССР. С этими изображениями и проводились исследования. В итоге с учетом частоты встречаемости признаков внешности разных групп был создан идентификационный комплект из 1467 рисунков, получивший название ИКР-1.

ИКР состоит  из трех частей: 1) альбома - поискового реестра рисунков элементов лица, включающих рисунки верхней части  головы (прическа, лоб), бровей, глаз, носа, рта, изображения контуров нижней части  лица, а также морщин, складок  кожи, бороды, усов, головных уборов, очков; 2) набора прозрачных пленок - диапозитивов, на которых изображены в одном масштабе все рисунки альбома, причем на пленках проставлены кодовые наименования и номера рисунков; 3) прибора для составления и демонстрации портретов (демонстрационно-монтажного устройства).

Первый опыт применения ИКР в конкретной ситуации раскрытия преступления оказался успешным. Составленный по показаниям потерпевшей  субъективный портрет мошенника  позволил инспектору уголовного розыска  узнать преступника. Последующее применение ИКР сотрудниками ВНИИ МВД СССР в  Москве и других городах СССР, опытная  эксплуатация экспериментальной партии прибора практическими работниками показали, что антропометрический принцип создания комплекта оказался правильным.

В последующем  комплект рисунков был несколько  изменен и дополнен. В нынешнем варианте комплекта ИКР-2 насчитывается 1704 рисунка. Помимо этого разработан и стал использоваться в Москве и  Ленинграде комплект изображений женских  лиц ИКР-3, состоящий из 624 рисунков.

Информация о работе Средства и методы габитологии, их практическое использование в розыске и установлении преступника