Специальный субъект преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я хотел бы затронуть такую тему уголовно правовой науки как «Специальный субъект преступления». Данная тема является одной из сложных в уголовном праве. Субъект преступления изучается в Общей части уголовного права как один из элементов состава преступления и в курсе Особенной части - как обязательный элемент составов конкретных преступлений. Изучение признаков субъекта имеет важное значение при практическом применении уголовного закона.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

I Понятие и виды специального субъекта…………………………………………………………..........................5

II Субъекты должностных преступлений……………………………………………………………………..9

III Военнослужащие…………………………………………………………….14

IV Соотношение субъекта преступления и личности преступника…………16

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

контрольная по уп.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

       Возможно  и соучастие в преступлениях  со специальным субъектом Исполнителем преступления, состав которого рассчитан  на специального субъекта, в теории уголовного права признаётся только лицо, обладающие признаками специального субъекта преступления.

       Например, исполнителем должностного подлога (ст. 292 УК РФ) может быть только должностное  лицо.

       Другие  соучастники, не обладающие признаками специального субъекта, несут уголовную  ответственность за данное преступление в качестве организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 

II Субъекты должностных преступлений 

       Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной  власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

       Должностными  лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

       Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции  представителя власти либо выполняющие  организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.

       Под организационно-распорядительными  обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства  трудовыми коллективами, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организацию труда подчинённых, поддержанию трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств и ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие лабораториями, кафедрами, их заместители) руководители участков работ (мастера, бригадиры, прорабы), участники хозяйственных товариществ и обществ, управляющие товариществ собственников жилья.

       Административно-хозяйственные  обязанности следует определять как полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, установлению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению контроля за этими операциями, организации бытового обслуживания населения и так далее. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизора и контролёры. Указанные разъяснения устарели. Необходимы новые разъяснения.

       Несмотря  на довольно чёткое разграничение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступлений против интересов службы в государственных органах, на практике разграничение субъектов данных преступлений вызывает сложности. Так, директор муниципального предприятия жилищно-комунального хозяйства за получение двух взяток признан субъектом должностного преступления и осуждён2. Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что предприятие жилищно-комунального хозяйства является коммерческой организацией, признаны судом необоснованными.

       Совершение  общественно опасного деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, рассматривается в качестве квалифицирующего признака в преступлениях, предусмотренных статьями 285-287, 290 УК РФ. В качестве субъектов преступлений предусмотренных статьями 288 и 292 УК РФ упоминаются государственные служащие.

       В Российской Федерации установлен специальный  правовой статус государственных служащих и лиц, занимающих государственные  должности. Не все лица, занимающие должности в государственных  органах, являются государственными служащими.

       Правовые  основы организации государственной  службы основы правового положения  государственных служащих установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3. В нём дано определение понятия “государственный служащий” и изложены требования, предъявляемые к ним.

       В ст. 1 указанного закона определено,  что государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей пор исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение своих обязанностей.

       Уголовный кодекс и Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” по-разному подходят к определению понятия “государственный служащий”. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п.1 ст.3 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”). Уголовный кодекс не предусматривает в качестве главного условия признания человека государственным служащим замещения им государственной должности.

       Государственные служащие делятся на государственных  служащих федеральных органов исполнительной власти, служащих территориальных органов исполнительной власти и государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации4.

       Государственные должности Российской Федерации  обязательно должны быть включены Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации. Для государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов исполнительной власти Указом Президента от 03.09.1997г № 981 утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы, в части не противоречащей ими сохраняет силу Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 11.12.1995 года № 33. Перечни (реестры) государственных должностей органов государственной службы субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными актами субъекта Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указами Президента РФ, а состав территориальных органов исполнительной власти определен Постановлением Правительства РФ от 20.07.1998 года “О составе, предельной численности и фонде оплаты труда территориальных органов исполнительной власти”.

       В практике следственных и судебных органов  допускаются ошибки, связанные с  неправильной квалификацией деяний лиц, не замещающих государственные должности, и наоборот.

       Так, по делу старшего следователя прокуратуры  Г., обвиняемого в получении взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ)5, суд первой инстанции необоснованно квалифицировал его деяние, как совершённое лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации. Согласно Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утверждённому Указом Президента РФ от 11.09.1995 года № 32 следователи прокуратур в их число не входят. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III Военнослужащие 

       Важной  особенностью Уголовного кодекса РФ и нового военного законодательства является относительно четкая регламентация  составов воинских преступлений, и, в  частности, их субъектов.

       Если  ранее ст. 1 Закона об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года предусматривал расширительное толкование субъекта воинских преступлений, поскольку содержал отсылку к иным нормативным актам (как правило, подзаконным, иногда имевшим гриф “ДСП” либо “Секретно”), то теперь определение понятия “военнослужащего” закреплено на уровне федерального закона.

       В ст. 331 УК РФ содержится исчерпывающий  перечень лиц, на которых распространяется сфера действия раздела XI УК РФ:

       1) военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву;

       2) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;

       3) граждане, проходящие военные сборы;

       4) военные строители военно-строительных  отрядов.

       Исчерпывающий перечень лиц, относимых законодателем  к военнослужащим, а также точное определение, что является военной службой, содержатся в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” и Федеральном законе “О воинской обязанности и военной службе”6. Законы дополняют друг друга. Определение статуса военнослужащих возможно лишь путём их совместного толкования.

       Военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу (п.3 ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”). Военная служба – это особый вид государственной службы граждан в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (п.1 ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”). Помимо Вооружённых Сил, военная служба предусмотрена ещё в 12 государственных органах.

       Граждане  приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием таковой (ст.2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”). Точные моменты начала и окончания военной службы определяются указанными законами. Они различны для разных категорий военнослужащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   IV Соотношение субъекта преступления и личности преступника 

       Уголовное законодательство обязывает работников органов правосудия во всех случаях изучать личность преступника.

       Каждое  преступление совершается конкретным человеком и выражает его волю; взгляды, стремления, привычки. Нельзя раскрыть сущность преступления, не анализируя личность того, кто его совершил. Уголовный закон, не забывает, что эти лица должны и могут быть исправлены, возвращены к честной трудовой жизни. Но найти эффективные средства и способы воздействия на лиц, совершивших преступления, пути и средства предупреждения новых преступлений можно только при глубоком изучении всего того; что характеризует преступника как социального индивида, как личность7.

       Верховный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно обращал внимание судов на необходимость строго дифференцированного подхода к выбору видов и определению размеров наказаний в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного.

       Субъект преступления и личность преступника не совпадающие понятия. Субъект преступления – понятие правовое. Признаки, характеризующие субъекта преступления (вменяемость, возраст), являются признаками состава преступления. Только при наличии этих признаков в совокупности с другими необходимыми признаками состава преступления лицо может привлекаться к уголовной ответственности в случае совершения предусмотренного уголовным законом деяния, то есть может рассматриваться как преступник. Но уголовная ответственность должна быть строго индивидуализирована. Решить эту задачу можно лишь на основе тщательного изучения признаков, характеризующих личность преступника. “В социалистическом обществе, – отмечает Б. А. Сахаров,– где личность, ее права и интересы составляют предмет величайшей заботы и всесторонней охраны со стороны государства и права, вопросы уголовной ответственности не могут решаться иначе, как при условии самого внимательного изучения личности преступника». «Личность преступника – более широкое и емкое понятие, чем субъект преступления. Это сложный комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями, и в той или иной мере определившие совершение преступления»8.

       В совокупности эти признаки дают социально-политическую характеристику субъекта  преступления, показывают его моральный облик, его общественную опасность. Оба  рассматриваемые понятия взаимосвязаны. «Личность преступника включает в себя в числе прочих те признаки, которые согласно закону характеризуют субъект преступления: физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст и вменяемость, а также некоторые особые признаки, в силу которых лицо может рассматриваться как специальный субъект». Кроме того, личность преступника включает многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления. Уголовное право всегда исходило из того, что «субъект преступления» и «личность преступника» не тождественные понятия9. Субъект преступления – это минимальная совокупность признаков, характеризующих личность преступника, без которых нет состава преступления. Личность преступника – это совокупность всех социально-политических и психологических свойств и черт, которые образуют индивидуальный облик человека, совершившего преступление. Установление их имеет большое значение для выяснения причин и условий совершения преступлений, для индивидуализации уголовной ответственности и наказания 

Информация о работе Специальный субъект преступления