Следы предметов,инструментов,механизмов и транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Практическая криминалистика в сути своей есть следоведение. Любое, в том
числе криминальное, событие – это взаимодействие между собой как минимум
двух, чаще значительно большего числа объектов. Такие взаимодействия
проявляются в виде следов-отображений и следов остаточных явлений одного
объекта на другом , с ним взаимодействующим – следообразующего объекта на
объекте следовоспринимающем.

Содержание работы

1.Понятие и квалификация следов предметов, инструментов, механизмов. 3
2. Особенности механизма образования следов на запирающих устройствах. 7
3. Следы транспортных средств. 15
4. Средства, методы и приемы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств. 23
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

Следы предметов,инструментов,механизмов и транспортных средств.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Вторая группа включает в себя следы, изучение которых позволяет определить групповую (видовую) принадлежность того транспортного средства, которым  они оставлены. Благодаря этому облегчается розыск данного средства в случаях, когда его не оказывается на месте происшествия, а также создаются предпосылки для возможной последующей индивидуальной его идентификации.

Следы колеи. Сведения о транспортном средстве прежде всего может дать оставленная им колея, т. е. объемные или поверхностные следы беговой дорожки, оставляемой колесами. Объемная колея возникает при движении транспортного средства по рыхлой почве (грунтовым дорогам), а поверхностная колея при соответствующих условиях может остаться на твердом дорожном покрытии (асфальте и др.). Возникновение ее в таких случаях бывает связано с загрязнением каким-либо красящим веществом колес или полотна дороги. При обнаружении колеи фиксируется ее ширина путем измерения расстояния между серединой следа, оставленного правым колесом, и серединой следа, оставленного левым колесом. Если колея оставлена двухскатными колесами, измеряется расстояние между серединами двойных колес.

Колея может состоять из одной, двух и трех полос (беговых дорожек). Однополосная колея возникает при движении одноколесного транспорта, например, от тачки, а также при движении двухколесного транспорта, в котором след переднего колеса уничтожается задним колесом, например, от велосипеда или мотоцикла. Двухполосная колея является наиболее типичной, ее оставляют одноосные, двухосные и трехосные транспортные средства. Трехполосная колея возникает от встречающихся иногда трехколесных транспортных средств, например, от специальных тележек или автомобилей. Как в однополосной колее, так и в колее, состоящей из двух или трех беговых дорожек, каждая из них измеряется по ее ширине. Полученные размеры в совокупности с данными о ширине колеи и рисунке протектора составят исходные данные для определения групповой принадлежности искомого транспортного средства.

Следы протектора. Все современные автомашины, имеют пневматические шины. Полупневматические и массивные шины применяются лишь на некоторых видах специального транспорта, и поэтому следы их в практике встречаются редко.

В комплект пневматической шины входит резино-тканевая покрышка и резиновая камера для воздуха. Важной деталью покрышки является протектор, т. е. массивная резиновая полоса, имеющая в беговой части шины узорчатую форму. Узорчатая форма повышает износостойкость покрышки и обеспечивает надежное сцепление шины с дорожным полотном.

В третью группу входят следы, с помощью  которых возможна индивидуальная идентификация  транспортного средства.

Получив объективные данные о групповой (видовой) принадлежности участвовавшего в том или ином преступлении автомобиля, следователь на этом не останавливается, а стремится к идентификации конкретного автомобиля. Иногда эта цель достигается быстро и сравнительно легко, чаще же она требует большой и упорной работы. Случается, что установить конкретный автомобиль вообще не удается.

Следы, используемые для цели индивидуальной идентификации, могут быть различными, но в своей совокупности они должны доказать тождество искомого транспортного средства.

Индивидуальная идентификация  продолжает исследование, которое начинается установлением групповой (видовой) принадлежности. Идентифицирующий объект исследования остается прежний — следы транспортного средства. Однако отобразившиеся в них признаки должны иметь достаточную совокупность и обладать индивидуальными особенностями, присущими только следообразующему объекту, т. е. идентифицируемому транспортному средству.

Разные авторы по-разному классифицируют признаки, с помощью которых возможна индивидуальная идентификация транспортного  средства по его следам.

Одни делят признаки на три категории: 1) признаки, обусловленные дефектами  протектора; 2) признаки, связанные с  производством шин; 3) признаки, связанные  с использованием средств противоскольжения,

Другие добавляют к этим категорию  случайных признаков.

Первая группа признаков имеет  особенно большое значение для идентификации. В зависимости от времени и  места эксплуатации автомашины, а  также от качества материала шины, на протекторе возникают дефекты, индивидуализирующие  покрышку. Чаще всего они заключаются в общем или частичном стирании рисунка протектора, в появлении в нем проколов, прорезов, заплат и т. д. Было бы, однако, ошибкой происхождение любых дефектов относить к эксплуатации шины. М. Г. Богатырев обоснованно отмечает, что они могут иметь и производственный характер. Дефекты такого рода возникают при различных нарушениях технологии производства шин, например, при смещении штампа и т. д. Индивидуальные особенности может иметь строение вулканизационного шва на поверхности протектора, однако отображение в следе они могут получать лишь на мелкоструктурном грунте (мелкий песок и др.).

В ряде случаев автотранспортные средства снабжаются специальными противоскользящими приспособлениями (траки, цепи и т. д.). Отображение в следах индивидуальных особенностей их строения и крепления создает дополнительные идентификационные признаки.

Криминалистическое значение могут  иметь и так называемые случайные  признаки, чаще всего возникающие  от посторонних предметов, застрявших в углублениях протектора или  внедрившихся в резину. Разумеется, идентификационная значимость подобных признаков уступает признакам, отображающим детали самой шины, но в совокупности с остальными признаками они повышают идентификационную значимость следов.

4. Средства, методы и приемы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств.

Следы бывают видимыми, маловидимыми и невидимыми (латентными). В зависимости  от этого проводится поиск. Однако успех  его во всех случаях зависит от того, насколько правильно представлены следователем или другим лицом картина происшествия, его механизм в целом, а также механизм образования следов, которые могли появиться в данной обстановке. Не представляя, как преступник действовал, не умея выделить места наиболее вероятного расположения следов, не учитывая взаимосвязи различных следов и механизма их образования, трудно, а порой и невозможно обнаружить следы. Более того, в этих случаях вполне вероятна возможность уничтожения или порчи имеющихся следов.     

При поиске следов применяются технические  приемы и средства, помогающие их обнаружению. Предметы, на которых могут находиться следы, рассматриваются под косым углом зрения, для выявления следов пальцев предметы опыляются порошками и т.д.

Возможности компьютерной техники  позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

Обязательным для всех случаев  способом фиксации следов является описание их в протоколе. Кроме того, следы фиксируются путем фотографирования, составления схем, измерения, изготовления копий, моделей и т.д. Выбор дополнительных к протоколу средств и способов фиксации зависит от усмотрения следователя и определяется конкретными условиями каждого случая.     

Процессуальное оформление обнаруженных следов производится в строгом соответствии с положениями уголовно-процессуального закона. Предметы - вещественные доказательства с обнаруженными на них следами должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, по возможности сфотографированы и приобщены к делу особым постановлением. Следы, обнаруженные на месте происшествия, также описываются в протоколе. При этом указываются технические средства, применяемые для обнаружения следов, условия и порядок их использования и полученные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Криминалистика. Учебник. Под ред. Р.С. Белкина, Т.В. Аверьяновой, Ю.Г. Корухова, Е. Р. Российской. М, 1999

2. Криминалистика: Учеб. Под ред. Р.С. Белкина И. М. Лузгина – М.: Астрель, 2000;

3. Криминалистика. Учебник. Под ред. А. А. Хмырова, В. Д. Зеленского. Краснодар, 1998.

4. Ю.Г. Корухов. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. Научно - практическое пособие. М., 1998.

  1. Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике.
  1. Гинзбург А.Я. Тактика предъявления для опознания. - М.: Юрид.лит.,1973
  1. Быховский И.Е. Осмотр места происшествия. – М.1973
  1. Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.




- -   


Информация о работе Следы предметов,инструментов,механизмов и транспортных средств