Раскрытие преступление по горячим следам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Раскрыть преступление по горячим следам — значит решить эту задачу в максимально сжатые сроки — за трое суток с момента, когда были обнаружены признаки преступления или поступило сообщение о нем (в отдельных, особо сложных случаях, этот срок увеличивают до 10—15 суток). В практике органов внутренних дел и прокуратуры словосочетание "по горячим следам" употребляется в переносном смысле.

Файлы: 1 файл

кримин.docx

— 22.79 Кб (Скачать файл)

 

  1. Правовые и организационные основы раскрытия преступлений "по горячим следам

Раскрыть преступление по горячим следам — значит решить эту задачу в максимально сжатые сроки — за трое суток с момента, когда были обнаружены признаки преступления или поступило сообщение о  нем (в отдельных, особо сложных  случаях, этот срок увеличивают до 10—15 суток). В практике органов внутренних дел и прокуратуры словосочетание "по горячим следам" употребляется  в переносном смысле.

Его этимологическое значение в русском языке определяется как "... тотчас же, не теряя времени", "по свежим следам". "По горячим следам" чаще всего расследуются такие преступления, как кражи, грабежи, разбойные нападения, изнасилование, убийства, хулиганство мошенничество и некоторые другие. Протекает такое расследование в специфических условиях: внезапность возникновения ситуации, требующей неотложного реагирования; 
дефицит времени для принятия следователем, органом дознания решений и их реализации; высокая динамичность процесса расследования, быстрая смена обстановки, следственных ситуаций; недостаток нужной информации и насущная необходимость безотлагательно использовать все новые данные; противодействие расследованию, сокрытие следов и обстоятельств преступления. Эти условия определяют основные требования к организации и производству расследования "по горячим следам":

1) максимально быстрое  прибытие следственно-оперативной  группы на место происшествия, оперативное принятие решения  о возбуждении уголовного дела  и начале предварительного расследования; 
 
2) безотлагательное включение в работу всех необходимых сил и средств; 
3) широкое сочетание типового программирования действий с индивидуальностью расследования; временное ограничение круга выясняемых вопросов только теми, которые служат целям поступательного развития процесса; строгий отбор следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и соблюдение очередности тех и других; 
4) высокая интенсивность, оперативность следственных действий, их непрерывность, проведение "широким фронтом", с использованием всего состава следственно-оперативной группы; 

5) широкое использование  технических средств для максимально полного собирания и фиксации данных при минимальной затрате времени, оперативная передача информации взаимодействующим органам; всестороннее использование помощи специалистов и экспертов для оперативного исследования носителей информации. 

Реализация этих требований обеспечивается централизованным управлением  силами и средствами органов внутренних дел, чтобы обеспечить непрерывность  взаимодействия всех подключенных подразделений  ОВД и иных органов, а также  принять заблаговременные меры, позволяющие  адекватно реагировать на возникающую  ситуацию. В качестве таких мер  могут быть названы:

а) обеспечение постоянной готовности следственно-оперативной  группы к выезду на место происшествия и готовности технических средств к работе со следами и иными вещественными доказательствами;

б) обеспечение возможности  в любой момент привлечь в состав следственно-оперативной группы специалистов нужного по ситуации профиля. Данные о специалистах должны быть в дежурной части органа внутренних дел или в органе прокуратуры;

в) обеспечение следственно-оперативной  группы, выезжающей на место происшествия, типовыми программами неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рассчитанными на соответствующие ситуации. Эти своеобразные алгоритмы действий должны содержать самые необходимые указания организационного и тактического характера, их не следует перегружать комментариями, научными обоснованиями и т. п. Как правило, такая программа должна содержать перечень действий и мероприятий с указанием их целей, возможных вариантов при возникновении каких-либо трудностей. Набор программ должен находиться в дежурной части органа внутренних дел;

г) заранее продуманная  система мер по охране мест происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

Как известно, осмотр места  происшествия нередко предшествует возбуждению уголовного дела. Однако в ряде случаев дело возбуждается и до осмотра, если налицо явные признаки совершенного преступления и требуется  в первую очередь принять меры к задержанию преступников или если преступник задержан с поличным. Возбуждение уголовного дела по факту совершенного преступления служит необходимой правовой основой для всех последующих действий "по горячим следам". 

 

 

 

 

 

 

 
2. Первоначальные  следственные действия

 
Осмотр места происшествия первоочередной задачей имеет установление данных о лице, совершившем преступление, направления, по которому он скрылся с места происшествия, использованных им транспортных средствах. Это необходимо для организации оперативных мер по преследованию и задержанию преступника, транспортного средства, обнаружению похищенного имущества. Полученная информация незамедлительно передается в дежурную часть органа внутренних дел для приведения в действие плана заградительных и розыскных мероприятий. К розыскным мероприятиям привлекаются, как правило, наряды патрульно-постовой службы, сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел, подразделения ГИБДД, транспортной милиции и др. Вся эта работа ведется параллельно с осмотром места происшествия под руководством дежурной части и начальника органа внутренних дел. При производстве осмотра каждый из его участников должен содействовать выяснению общей следовой картины происшедшего, добывать необходимые исходные данные для проведения соответствующих судебных экспертиз. Оперативный сотрудник выявляет в это время потерпевших и свидетелей, опрашивает их по существенным для розыска виновных обстоятельствам и сообщает о них руководителю осмотра. Специфические задачи решаются и при назначении экспертиз "по горячим следам". Производством экспертиз представляется возможным: 
получить отправную, исходную информацию о событии, его механизме, преступном характере; получить данные о причастности к этому преступлению конкретного лица; быстро с использованием специальных познаний проверить возникшее подозрение, получить данные, необходимые для поиска и задержания заподозренного лица; закрепить и расширить "следовую информационную базу" для дальнейшего исследования события преступления, в том числе для проведения иных экспертиз, когда появятся подозреваемые или новые следы, требующие сравнения с обнаруженными при осмотре "по горячим следам"; 
выявить другие преступления, совершенные подозреваемым (данным способом, с применением данных орудий и т. п.), с тем, чтобы объединить усилия ряда сотрудников и даже различных органов дознания и предварительного следствия по раскрытию этих преступлений. 
Проверка данных о личности преступника и орудиях преступления по криминалистическим и оперативным учетам органов внутренних дел позволяет установить личность по следам на месте происшествия, если данные о ней имеются в том или ином виде учета; проверка по пулегильзотеке способствует вскрытию фактов использования данного экземпляра огнестрельного оружия при совершении других посягательств и т. п. Учетно-регистрационная информация также должна оперативно использоваться в ходе розыскных действий. Допрос потерпевших и свидетелей на этом этапе, как и другие следственные действия, служит в первую очередь целям получения розыскной информации. Предмет допроса: когда, где и как было совершено преступное посягательство, в чем оно заключалось, на что было направлено; кто совершил преступление, сколько было преступников, каковы их приметы, черты внешности; как распределялись роли между ними, кто ими руководил; как обращались преступники друг к другу, проявлялись ли какие-либо особенности голоса и речи у кого-либо из них (акцент, шепелявость, заикание, использование преступного арго и др.); были ли у преступников транспортные средства, какие именно, каковы их признаки, номерные знаки или их элементы, кто ими управлял; что похищено: наименование и признаки вещей; характер ценностей и их стоимость; сумма и номинал похищенных денег; бывал ли кто-либо из подозреваемых на месте преступления до его совершения, по какому поводу, под каким предлогом, чем интересовался; кого подозревает в совершении преступления, на каком основании, как могут быть использованы преступниками похищенные вещи; не давали ли потерпевшие объявлений об обмене квартиры, продаже вещей, предложении услуг и т. п. При указании потерпевшими или свидетелями примет преступников нередко изготавливают их синтетические портреты, организуют розыск преступников поисковыми группами в местах их возможного появления; для этого привлекают потерпевших и свидетелей.

Розыск похищенного или  использованного преступниками  автомобиля осуществляется во взаимодействии со службой ГИБДД, в том числе  с использованием АИПС ГИБДД. Проверяются  гаражи автопредприятий, платные стоянки, предпринимается обход дворов, тупиков и других мест, где может быть скрыт автомобиль или где возможна его перекраска, разборка на запасные части.

 

 

3. Особенности последующих следственных действий 
 
 
Задержание и допрос подозреваемого. Положительным результатом поисковых действий "по горячим следам" явится установление и задержание подозреваемого. В зависимости от имеющихся сведений о его личности и возможности вооруженного сопротивления решается вопрос о составе оперативной группы и тактике задержания. Если преступление совершено группой, состав которой еще точно не известен, следует на какое-то время сохранить в тайне сам факт задержания. Если предстоит задержать несколько человек в разных местах, создается нужное число оперативных групп, действия которых согласовываются по времени. Задержание может быть поручено подразделениям особого назначения или быстрого реагирования, которые осуществят это профессионально и при необходимости скрытно от окружающих. 
Подозреваемого целесообразно допросить сразу же после задержания с тем, чтобы также оперативно использовать полученную от него информацию. 
При допросе выясняется: как возник умысел совершить преступление, что этому способствовало; от кого получена информация о предмете посягательства, благоприятных условиях его совершения, имело ли место заранее обещанное укрывательство; кто кроме задержанного принимал участие в совершении преступной акции, образуют ли эти лица вместе с задержанным организованную группу, каков ее состав, кем она возглавляется, как распределены роли между членами группы и т. д. — все об этой группе; обстоятельства совершенного преступления, использованные орудия, их местонахождение в данный момент, источник приобретения; 
если использовались транспортные средства, то какие, кому принадлежат, какова роль водителя; если предметом преступления были вещи, иные материальные ценности, деньги, то у кого и где они находятся в настоящее время, как были реализованы или как предполагается их реализовать, через кого, занималось ли то лицо приобретением похищенных вещей ранее. 
Этот перечень носит, разумеется, примерный характер. 
Сразу же после допроса, а иногда и параллельно с ним проводятся обыски жилища задержанного и других помещений, к которым он имел доступ. Обыски могут проводиться и у его связей, а также у выявленных соучастников. Основное требование — внезапность и оперативность, четкая организация обмена информацией между группами, проводящими одновременные обыски в разных местах. Это необходимо для оперативного же использования полученной информации как в розыскных целях, так и для доказывания и преодоления противодействия расследованию со стороны задержанных. При производстве расследования "по горячим следам" возможно предъявление для опознания лиц и предметов — потерпевшим, свидетелям, пособникам. Такая необходимость может возникнуть и в отношении организатора преступной группы, который лично преступление не совершал, но встречался потерпевшему или свидетелю ранее. 
Организационно процесс расследования "по горячим следам" может осуществляться в следующих вариантах: 1) следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия, в силу сложившейся ситуации (требующей, например, безотлагательного осмотра еще одного места происшествия) вынуждена на этом закончить свою деятельность по делу, дальнейшее расследование которого поручается другому следователю или иной следственно-оперативной группе;

2) следственно-оперативная  группа, выезжавшая на место происшествия, проводит затем расследование  в полном объеме и с этого  момента не отвлекается на иные поручения;

3) следственно-оперативная  группа выполняет все действия  начального этапа вплоть до  задержания виновного, а затем  передает производство по делу  другому следователю или следственно-оперативной  группе. 
 
Успешное раскрытие преступления "по горячим следам" не только свидетельствует о высоком профессионализме следователей и оперативного сотрудника, но и получает значительный общественный резонанс, способствуя повышению авторитета правоохранительных органов.


Информация о работе Раскрытие преступление по горячим следам