Проблемы установления очередности производства следственных действий при расследовании преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в криминалистике прочно утвердилась научная концепция о трехэтапной структуре процесса расследования. В основе деления этого процесса на первоначальный, последующий и заключительный этапы лежит известный информационно-функциональный принцип, в силу которого стратегия последующего поиска обусловлена информацией, полученной на предыдущем этапе поиска.

Файлы: 1 файл

Проблемы установления очередности производства следственных действий при расследовании преступлений.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы установления очередности производства следственных действий при расследовании преступлений  

 

 

Введение

В настоящее время  в криминалистике прочно утвердилась  научная концепция о трехэтапной  структуре процесса расследования. В основе деления этого процесса на первоначальный, последующий и заключительный этапы лежит известный информационно-функциональный принцип, в силу которого стратегия последующего поиска обусловлена информацией, полученной на предыдущем этапе поиска. 

Этот принцип распространяется на все виды творческой деятельности, к которой, безусловно, относится и деятельность по расследованию. Представляется, что применительно к расследованию преступлений необходимо дополнить данный принцип следующим замечанием: в сложных ситуациях проблемного типа стратегия поиска обусловлена не столько наличием и содержанием исходной информации, сколько ее неопределенностью или даже отсутствием. В этом состоит одна из основных и решающих особенностей этапной дифференциации процесса расследования. Даже в тех случаях, когда возбуждению уголовного дела и первоначальному этапу расследования предшествует предварительная или, как ее иногда называют, доследственная проверка, проведенная оперативно-розыскными методами или официальным (гласным) путем, информационная неопределенность в той или иной степени все равно в большинстве случаев сохраняется. 

 

 

§ 2. Общие правила  производства следственных действий

Общие правила производства следственных действий — это уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие каждое следственное действие (ст. 164 УПК). При этом надо иметь в виду, что в судебных стадиях уголовного процесса действуют несколько иные правила проведения следственных действий, характерные для состязательной модели регулирования (ст. 240-260 УПК).

Общие правила составляют процессуальную форму следственных действий, распадающуюся на три группы норм, регламентирующих: 1) условия их проведения; 2) процедуру; 3) меры, гарантирующие производство следственных действий. Эти три группы есть не что иное, как обобщенные гипотезы, диспозиции и санкции для института следственных действий.

1. Первый элемент процессуальной  формы следственных действий  — это условия их производства. Они складываются из условий  общего и специального характера.

Общие условия производства следственных действий охватывают: а) наличие возбужденного уголовного дела (за исключением осмотра места происшествия

(ч. 2 ст. 176); б) надлежащего  субъекта проведения следственного  действия, который, во-первых, не  подпадает под основания для  отвода и, во-вторых, в установленном законом порядке принял дело к своему производству; в) место и время производства следственного действия. Место проведения следственного действия определяется местом расследования, т. е. территориальной подследственностью дела (ст. 152). В необходимых случаях следственные действия проводятся в ином месте, куда следователь выезжает лично или направляет отдельное поручение. Следственные действия не должны производиться в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени — п. 21 ст. 5), кроме не терпящих отлагательства случаев (ч. 3 ст. 164).

Специальные условия  проведения следственных действий. Для  всякого следственного действия законом предусмотрены специальные  условия, наличие которых позволяет  правильно выбрать нужное следственное действие в каждой конкретной ситуации.

К их числу относятся, прежде всего, основания для производства следственных действий: наличие сведений о том, что необходимо получить доказательства определенного вида с помощью  именно этих действий. В качестве основания  выступают конкретные данные, а во многих случаях — судебные доказательства (например, для тех следственных действий, которые производятся по судебному решению).

Неправильное определение  оснований следственных действий ведет  к незаконной подмене одних следственных действий другими. Так, на практике встречаются случаи, когда вместо опознания проводят очную ставку, вместо экспертизы — следственный эксперимент, взамен следственного эксперимента — проверку показаний на месте, выемку подменяют так называемой «добровольной» выдачей и т. д. Это ведет к необоснованности подобных действий и может повлечь за собой утрату ими доказательственного значения.

К специальным условиям проведения следственного действия относятся также требования, предъявляемые  к кругу его участников и их правовому статусу (правам и обязанностям). Они могут быть обязательными и факультативными. Обязательный круг участников в ряде случаев предусмотрен законом (например, защитник — ст. 51, понятые — ст. 170, переводчик — ст. 169). Другие лица привлекаются следователем (дознавателем) факультативно, по своему усмотрению. Однако следователь обязан обеспечить право сторон на участие в следственных действиях, проводимых по их ходатайству (п. 9 ч. 2 ст. 42; п. 10 ч. 4 ст. 44; п. 9 ч. 2 ст. 46; п. 10 ч. 4 ст. 47; п. 5 ч. 1 ст. 53). Свидетель имеет право пользоваться услугами своего адвоката во время участия в следственных действиях (ч. 5 ст. 189, ч. 6 ст. 192). Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164).

Специальным условием для  допроса обвиняемого является предъявление обвинения (ч. 1 ст. 173); для проведения опознания — предварительный  допрос опознающего лица об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать (ч. 2 ст. 193); одним из специальных условий для проведения экспертизы служит предварительное ознакомление подозреваемого, обвиняемого и его защитника с постановлением о ее назначении (п. 1 ч. 1 ст. 198) и т. д.

В качестве специальных  условий для проведения следственных действий могут также рассматриваться: отсутствие у соответствующего лица дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3); соблюдение особого порядка возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении ряда лиц, пользующихся служебным иммунитетом (ст. 448).

Наличие специальных условий закон  иногда требует отразить в письменно  оформленном решении о проведении следственного действия — постановлении (которое иногда называют юридическим основанием для проведения следственного действия). По постановлению следователя проводятся: эксгумация трупа, освидетельствование, обыск, выемка (для последующего контроля за обоснованностью применения принуждения), а экспертиза — ч. 1 ст. 195 УПК (еще и для постановки задания перед экспертом. В некоторых случаях УПК дополнительно предусматривает получение санкции прокурора для выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 3 ст. 183). Следственные действия (и связанные с ними меры принуждения), ограничивающие конституционные права граждан, производятся на основании судебного решения в порядке ст. 165 УПК.

2. Второй элемент процессуальной формы следственных действий — это их процедура, т. е. последовательность и приемы проведения следственного действия. Последовательность проведения следственного действия складывается из нескольких этапов. Первый этап — подготовительный. На нем принимается и оформляется решение о проведении следственного действия, принимаются меры по обеспечению его производства (задерживается корреспонденция, направляется повестка, осуществляется привод и др.). Второй этап связан с удостоверением в личности участников процесса, разъяснением им прав и обязанностей, задач и порядка проведения следственного действия. Удостоверение в личности возможно не только по документам, оно может быть осуществлено путем опознания, со слов или даже визуально (если следователь уже знаком с данным участником процесса). Свидетель, потерпевший и специалист (если он дает показания) предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307–308 УК, а эксперт и переводчик — за дачу заведомо ложного заключения и заведомо неправильный перевод по ст. 307 УК. Третий этап составляет осуществления познавательных приемов и операций, а на четвертом — фиксируются ход и результаты следственного действия.

Для всех следственных действий УПК выделяет общие приемы их проведения:

• недопустимость применения насилия, угроз и иных незаконных мер (ч. 4

ст. 164);

• недопустимость создания опасности  для жизни и здоровья участников следственного действия и иных лиц (ч. 4 ст. 164);

• запрет действий, унижающих честь и достоинство (ст. 9); напрасно повреждающих имущество (ч. 6 ст. 182); разглашающих сведения из частной жизни (ч. 3 ст. 161, ч. 7 ст. 182);

• запрет наводящих вопросов (предусмотрен для некоторых следственных действий в ч. 2 ст. 189, ч. 7 ст. 193, ч. 2 ст. 194, ч. 1 ст. 275);

• применение технических средств  и способов обнаружения и изъятия  следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164).

3. Третий элемент процессуальной  формы следственных действий  — это меры их обеспечения. Они служат в качестве гарантий их проведения. Нарушения процессуальных норм об основаниях, условиях и правилах производства следственных действий влекут негативные последствия. Для участников процесса это могут быть меры принуждения, штраф или даже уголовная ответственность. Для органов предварительного расследования в качестве основной санкции выступает утрата доказательственного значения результатов следственного действия, т. е. санкция ничтожности (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, ч. 3 ст. 7; ст. 75 УПК). 

Для деятельности правоохранительных органов в сфере криминалистики в современный период общественного  развития актуальным является совершенствование  следователями в целях более  эффективного осуществления своих  полномочий различных так называемых тактических приемов. Для реализации данной задачи необходимо привлечение информации по многим отраслям знаний, в том числе логики, психологии, а также достижений самой криминалистической науки.

Отметим, что проблема планирования расследования преступлений является исключительно актуальной и, прежде всего, требует использования последних достижений новейших достижений науки и техники.

Планирование расследования преступления является неотъемлемым условием следствия, в том числе программой деятельности следователя.

Для выявления объективной истины по каждому преступлению для первичного следствия важно осуществление ряда необходимых процессуальных действий. Для того, чтобы эти действия дало эффективный результат, необходимо реализовать их на основе специально разработанного плана. Исходя из этого, следователю необходимо помнить, что существенную часть его работы в этом направлении составляет разработка плана расследования.

План расследования определяет, с какой целью, где и как  следователь будет осуществлять определенные процессуальные действия. Действия в соответствии с планом дают возможность определить, какое преступление, кем, где, с помощью кого было совершено.

В плане расследования преступления должно быть предусмотрено место  следственного действия, характер, последовательность его, последствия данного действия для этого места. При планировании своих действий следователь обычно придерживается рекомендаций, разработанных криминалистической наукой на основе следственной практики. Подобные рекомендации важны потому, что многие следственные действия все еще достаточно не отражены в законодательной практике.

Известно, что основное содержание работы следователя составляет исследование конкретного преступления. Это следствие  он начинает со сбора сведений, отражающих в себе признаки преступления. В ходе данного процесса следователь должен выявить все случаи преступных деяний, составляющих общественную опасность. Планирование расследования должно быть основано на фактических материалах, которые следователь имеет на руках. Подобные материалы могут быть добыты как процессуальным путем, так и через оперативно-розыскную работу.

Планирование расследования, согласно его содержанию, основано на учете  следующих этапов:

1)               определение целей и задач следствия;

2)               определение основного направления сбора доказательств, способствующих скорейшему раскрытию преступления;

3)               выявление всех случаев, могущих оказать воздействие на обвиняемого в зависимости от степени и характера преступления;

4)               поиск путей для оптимального решения этих задач;

5)               выбор соответствующих средств и источников доказательств;

6)               составление списка самых необходимых следственных действий;

7)               уточнение содержания и тактических действий в отношении проведения каждого следственного действия;

8)               определение организационных и технических мер по реализации указанных задач;

9)               определение сроков и последовательности исследовательских действий.

В процессе составления следственного планирования имеются ведущие принципы и основные положения, которые, прежде всего, заключаются в законности планирования, объективности его, всесторонности и скорости реализации. Большинство исследователей определяет следующие принципы планирования:

  1. индивидуальность;
  2. динамичность;
  3. реальность осуществления;
  4. конкретность в планировании.

При рассмотрении проблем  планирования расследования, прежде всего, следует помнить, что этот план вначале  зреет в голове человека. Специфичность того или иного расследования отражается уже на подходе следователя к постановке проблемы. Сама же деятельность по расследованию зависит уже от полученных фактических данных, от требований закона, от научных рекомендаций криминалистики как науки и опыта самого следователя.

В период планирования важно  основываться на независимости логических форм рассуждения. Именно эта особенность  дает возможность рационализировать  процесс планирования расследования. Здесь существенную роль играет экспертное программирование. Подобные программы оказывают помощь следователю в реализации такой сложной формы мыслительной деятельности, как планирование расследования, помогает выдвинуть различные следственные версии. Следственные версии являются разновидностью рабочей гипотезы. Выдвинутые предположения относительно фактов или группы фактов, важных для работы, объясняют их происхождение, вносят ясность в их взаимосвязь, представляют интерес для ведения следствия.

Информация о работе Проблемы установления очередности производства следственных действий при расследовании преступлений