Порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение вопроса признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть: понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практические проблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучить процедуру судебного разбирательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. 5
1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5
1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 9
1.3 Условия объявления умершим гражданина в гражданском праве 13
2. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЬЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ. 18
2.1 Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим 18
2.2 Процедура судебного разбирательства 21
2.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 69.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. 5

1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5

1.2 Правовые последствия  признания гражданина безвестно  отсутствующим 9

1.3 Условия объявления  умершим гражданина в гражданском  праве 13

2. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ  ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ  И ОБЬЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ. 18

2.1 Подача заявления  о признании гражданина безвестно  отсутствующим и об объявлении  его умершим 18

2.2 Процедура судебного  разбирательства 21

2.3 Последствия явки  или обнаружения места пребывания  гражданина, признанного безвестно  отсутствующим или объявленного  умершим 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является особенно актуальным предметом исследования, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.

        Роль  и значение данного института  резко возрастает в экстремальных  ситуациях. Так, в современных  условиях известны многочисленные  факты захвата заложников, похищение  людей и торговля ими, их  длительное и насильственное  удержание и использование в  качестве рабов.

         Актуальность изучения данного института так же состоит в том, что в случае объявления гражданина безвестно отсутствующим необходимо принятие мер по защите его прав и законных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление.

         В случае объявления гражданина умершим не менее актуальным становится вопрос об открытии наследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства.

Целью исследования является рассмотрение вопроса признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.

        Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть: понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практические проблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучить процедуру судебного разбирательства.

       Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных судом, которые дают основание признать гражданина безвестно отсутствующим.

       Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти.

       Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

      Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Предметом исследования выступают  нормы гражданского и гражданско-процессуального  права, регулирующие общественные отношения  в области признания гражданина безвестно отсутствующим или  умершим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.

 

    1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим

 

     «Реалии современной российской жизни делают актуальной задачу обновления и уточнения многих норм, образующих институт объявления гражданина безвестно отсутствующим или умершим», – считает старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса С.П. Портянкина.

      Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных судом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим.

     Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и в судебной практике. Так Прянишников С.П. полагает, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими или умершими.

        Попов Ю.А. же считает, что безвестное отсутствие – это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить неизвестность его местопребывания и нет оснований для предположения о нахождении его в живых.

Существует мнение о том, что признание граждан безвестно  отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению правового статуса граждан.

       Данная точка зрения, я полагаю, более точно отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку судебная практика и гражданское законодательство не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях. Я считаю, что такое определение сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.

       В случае длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания и неизвестности места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. С целью устранения неопределенности в субъекте отношений, суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия, а также заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

      Еще со времен Древнего Рима во избежание подобной неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых. Какого либо общеруководящего правила у древних римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (послеявочной) давности. Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечению которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срок определялся в 70 лет. Система послеявочной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего.

В Российской Федерации действует  система послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могут просить суд о публикации в СМИ о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества.

Одним из вопросов, вызывающих некоторые затруднения на практике, является вопрос определения и установления фактических обстоятельств безвестного  отсутствия. В юридической литературе середины – конца XX века понятие  сущности безвестного отсутствия гражданина оспаривалось рядом авторов.

       Так, при определении сущности факта безвестного отсутствия Стучинский М.Г. предлагал выделять следующие признаки: отсутствие в месте жительства; неизвестность местопребывания; длительность отсутствия; невозможность устранить неизвестность. Юрченко А.К. предложил же выделять следующие три признака: неизвестность местопребывания; невозможность устранить эту неизвестность; отсутствие предположения о жизни данного лица.

      Указанный перечень в основном охватывает совокупность фактических обстоятельств, подлежащих установлению в суде для признания гражданина безвестно отсутствующим.

Вместе с тем, я считаю, что отдельные положения ст. 42 ГК РФ нуждаются в дальнейшем исследовании. Так, в данной статье указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, это положение закона имеет диспозитивный характер и из него не следует, что суды в любых случаях обязаны устанавливать обстоятельства, указанные в этой статье, и признавать гражданина безвестно отсутствующим. Если у суда имеются данные о том, что лицо умышленно скрывает сведения о своем месте пребывания в целях получения пенсии по потери кормильца, льгот и субсидий по коммунальным платежам, а также получения других материальных выгод, уклонения от уплаты алиментов, избежания уголовной либо иной ответственности, то он не должен признавать этого гражданина безвестно отсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42 ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе. Это будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности в гражданском процессе.

          В гражданском законодательстве (ст. 42 ГК РФ) предусматривается исчисление начала срока безвестного отсутствия и ничего не говорится об его окончании. Поэтому целесообразно, предполагаю, в законе указать, что гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если о нем нет известий в месте его постоянного жительства в течение года, предшествовавшего обращению в суд.

         Хотелось бы отметить, что в ст. 42 ГК РФ говорится об отсутствии сведений о гражданине в месте его жительства. Такое положение ориентирует суды на формальный подход к делу. Я считаю, что судья обязан при подготовке дела к судебному разбирательству всесторонне изучить и принять все меры к установлению местонахождения гражданина, получению о нем сведений из любых допустимых законом источников, например из переписки его с родственниками или друзьями, сослуживцами. Но эти лица могут и не находиться в месте постоянного жительства безвестно отсутствующего.

Таким образом, я думаю, что  фактический состав безвестного  отсутствия должен включать следующие  обстоятельства, при установлении которых  суд может признать гражданина безвестно  отсутствующим: отсутствие в течение  года, предшествовавшего обращению  в суд, сведений о гражданине по месту  постоянного, а также предполагаемого  нахождения безвестно отсутствующего; невозможность для суда и всех заинтересованных лиц всеми законными  средствами получить сведения об отсутствующем  гражданине: отсутствие у суда данных о том, что указанное лицо скрывается преднамеренно; наличие у заявителя гражданско-правовой цели, которая может быть достигнута путем судебного признания гражданина безвестно отсутствующим.

        Реальность этой цели должна подтверждаться существующим между заявителем и безвестно отсутствующим гражданско-правовым отношением и объективной необходимостью ликвидации препятствия в реализации прав либо исполнения юридической обязанности путем признания гражданина безвестно отсутствующим.

Так, например, в ходе судебного  заседания выяснилось следующее, что  путем обмана и злоупотребления  доверием гр. М. смогла ввести суд в  заблуждение, укрыв от него личную переписку  с гр. В. Кроме этого суд также  достоверно не установил юридическую  заинтересованность заявителя, что  позволило гр. М. вместо обозначенной ею выписки брата – гр. В. из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения.         Таким образом, за внешне не вызывающим сомнений фактом выписки из квартиры пропавшего лица скрывалось желание заявительницы продать квартиру, воспользовавшись отсутствием пропавшего лица.

       Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания. Исчисление этого срока начинается со дня получения последних сведений об отсутствующем. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить этот день срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить этот месяц – с первого января следующего года (ст. 42 ГК).

Информация о работе Порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим