Понятие, содержание и правовые основы криминалистической регистрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

При раскрытии и предупреждении преступлений особую роль играет уровень информационного обеспечения криминалистически значимой информацией о деянии, лицах, следах, предметах, и т.д. Оперативное получение таких сведений во многом зависит от эффективного использования учётов различных объектов, попадающих в сферу деятельности правоохранительных органов. Научно обоснованная система учётов подобных объектов и есть криминалистическая регистрация.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

а) научно-исследовательские (решение научной организации труда, классификация, выделение объектов учета, систематика и унификация учетов); б) технические (внедрение современных научно-технических достижений);

в) организационные (повышение эффективности деятельности по раскрытию и раскрытию и расследованию, создание новых видов учета, достижение максимальной эффективности и оперативности);

г)механизм правового регулирования криминалистической регистрации который гарантируется федеральным законодательством и ведомственными правовыми актами.

В процессе расследования возможно возникновение различных ситуаций, которые в криминалистике принято именовать следственными. При этом они могут быть простыми или сложными. В зависимости от складывающейся по уголовному делу ситуации практический работник как уже говорилось, нуждается в получении информации, которая способствовала бы решению стоящих перед ним задач. С целью накопления, обработки, хранения и выдачи необходимой криминалистической информации в системе МВД России созданы специализированные учеты. В своей деятельности органы внутренних дел обращаются также к различным вспомогательным учетам, ведомственным массивам, регистрационно-справочной документации.

В информационно-регистрационных массивах, которыми пользуются субъекты уголовного расследования, можно выделить две группы учетов:

-специально созданные для нужд  правоохранительных органов;

-созданные для информационного  обслуживания государственных, общественных, частных структур и граждан.

Учеты первой группы принято именовать криминалистическими, а учеты, относящиеся ко второй группе, называются иными учетами. Между тем в органах внутренних дел создаются и другие виды учетов (например, уголовно-статистический), которые также служат для обеспечения отдельных сторон деятельности правоохранительных органов. Очевидно, учеты первой группы следует разделять на криминалистические, уголовно-статистические и другие. Учеты второй группы, создаваемые в государственных учреждениях, общественных организациях и частных структурах, мы будем именовать вневедомственными учетами.

 

 

 

3.  Правовые основы криминалистической регистрации

Криминалистическая регистрация как одно из средств, служащих делу борьбы с преступностью, имеет определенный правовой режим, позволяющий рассматривать ее как предусмотренную законом. Однако, как представляется, разработку ее правовых основ нельзя считать законченной. Об этом свидетельствуют различные по сути, а порой и противоречивые позиции ученых, занимающихся изучением данного вопроса.

Анализ правового регулирования приводит к мысли о необходимости его совершенствования. Для этого должна быть предпринята попытка критического осмысления регистрационной деятельности правоохранительных органов через практику реализации норм Конституции Российской Федерации. По моему мнению, дать характеристику самой проблеме и выявить основные направления ее исследования следует, исходя из гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Нормативные акты, регулирующие регистрационную деятельность правоохранительных органов, должны основываться на положениях статей названной главы.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих криминалистическую регистрацию.

Изучение этой проблемы невозможно без анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). Кодекс является правовой основой криминалистической регистрации, но необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, все статьи, посвященные возбуждению и расследованию уголовных дел, могут выступать в качестве правового регулятора данного вида деятельности, с другой -- ни одна из статей не содержит конкретного указания на правомочия органов внутренних дел, связанные с осуществлением криминалистической регистрации.

Статья 6 УПК РФ определяет назначение уголовного судопроизводства, заключающееся в уголовном преследовании и назначении виновным в совершении преступления справедливого наказания, а также отказа от уголовного преследования невиновных и освобождении их от наказания. Это требует от правоохранительных органов использования и применения всех мер, не запрещенных законом и направленных на решение вышеуказанных задач.

В ст. 9 говорится, что в ходе уголовного преследования не допускаются действия, унижающие честь участника уголовного судопроизводства, а также его человеческое достоинство либо создающие опасность для его жизни и здоровья.

Статья 11 УПК РФ возлагает на суд, прокурора, следователя и лицо, производящее дознание, обязанность разъяснять всем участникам уголовного судопроизводства их права и обеспечивать возможность их осуществления.

Статья 21 УПК РФ обязывает прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективною исследования обстоятельств дела, изобличения лиц, виновных в совершении преступления.

В ст. 202 УПК РФ следователю предоставлено право на получение у подозреваемого и обвиняемого, а в необходимых случаях у свидетеля и потерпевшего образцов почерка и других образцов для сравнительного исследования в случаях, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах.

Я считаю, что указанные статьи, несмотря на отсутствие прямых ссылок на правомочие осуществления криминалистической регистрации, опосредованно служат правовым основанием данной деятельности, так как к мерам, направленным на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, можно также отнести и ведение криминалистических учетов, которые оказывают значительную помощь в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Статья 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», принятого в 1995 г., предусматривает право органов, осуществляющих этот вид деятельности, для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Кроме того, в ст. 6 Закона среди других перечисленных оперативно-розыскных мероприятий предусматривается наведение справок. Под этим понимается сбор информации о лицах, причастных к преступной деятельности, с сохранением данных в информационно-поисковых системах.

Поскольку криминалистические учеты органов внутренних дел представляют собой информационные системы, на них распространяется действие Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принятого в 2006 г. Правовые нормы, зафиксированные в данном Законе, регулируют отношения, возникающие при формировании и использовании информационных систем и банков данных. Они направлены на защиту информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах. Статьей 11 названного Закона сведения о гражданах (персональные данные) отнесены к категории конфиденциальной информации. Статьей 14 гражданам предоставлено право доступа к документированной информации о них с целью уточнения (обеспечения полноты и достоверности). Они также имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эти сведения. В Законе особо оговорены обязанности субъектов, заключающиеся в обеспечении достаточного уровня защиты информации в целях недопущения ее утечки, хищения, утраты, искажения и подделки.

Таким образом, несмотря на указания в вышеперечисленных законодательных актах на право осуществлять учеты лиц, предметов и сведений о них, создавать и использовать информационные системы, они в основном носят отсылочный характер. Утверждая о наличии права на осуществление правоохранительными органами регистрационной деятельности, эти нормативные документы ссылаются на другие законодательные акты.

В связи с большой информационной и идентификационной значимостью дактилоскопических учетов в РФ принят Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г.

Закон определяет цели, правовые основы, принципы, основные требования дактилоскопической регистрации и порядок хранения и использования дактилоскопической информации. В нем предусматриваются два вида государственной дактилоскопической регистрации: добровольная и обязательная. Первая является правом граждан и проводится по их письменному волеизъявлению. Второй подлежат: граждане, принимаемые на военную и иную родственную службу или работу в подразделения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и в другие учреждения и организации, деятельность которых связана с повышенным риском для жизни; граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, когда это невозможно установить иным способом; осужденные, обвиняемые либо подозреваемые в совершении преступления, подвергнутые административному аресту; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ в поисках убежища и подвергшиеся выдворению за ее пределы; а также все неопознанные трупы.

Приказом МВД России от 10.02.2006 г. №70 утверждена инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации, которая устанавливает порядок осуществления различных видов и форм учета в экспертно-криминалистических подразделениях.

Обзор существующих нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел в сфере криминалистических учетов, позволяет сделать вывод о том, что функционирование последних определяется в основном подзаконными актами о порядке сбора, накопления и хранения регистрируемых объектов и сведений о них. Исключением является Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». На уровне ведомственных нормативно-правовых актов, в сфере криминалистической регистрации как уже говорилось действует инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации, закрепленная приказом МВД России от 10.02.2006 г. №70, однако в ней говорится только о экспертно-криминалистических учетах. Остальные виды учетов создаются и функционируют на основании приказа МВД РФ от 09 июля 2007 года №612 ДСП «Об утверждении наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов органов внутренних дел». Очевидно, что необходим единый нормативный документ, определяющий и закрепляющий все виды учетов, а также цели, средства и ограничения для криминалистической регистрации.

Анализ правовых норм, содержащихся в перечисленных выше правовых актах, приводит к выводу о существовании регулируемых ими общественных отношений. Действительно, отношения, возникающие в сфере криминалистической регистрации, характеризуются признаками, которые присущи всем общественным отношениям:

-наличие сторон (субъектов);

-неоднократная повторяемость (постоянство);

-закрепление в социальной норме-регуляторе (в данном случае -- в норме права).

В то же время деятельность органов внутренних дел, связанная с осуществлением криминалистических учетов, характеризуется некоторыми особенностями.

Во-первых, эта деятельность тесно связана с раскрытием и расследованием преступлений, хотя действия регистрационных органов, на первый взгляд, заключаются только в сборе информации об определенной категории объектов.

Во-вторых, в отличие от регистрационной деятельности других учреждений и организаций информация, сосредоточенная в криминалистических учетах, должна активно использоваться в процессе раскрытия и расследования преступлений.

В-третьих, создание и ведение криминалистических учетов в отличие от других видов регистрационной деятельности органов внутренних дел не связано с выдачей каких-либо регистрационных документов лицам, сведения о которых становятся объектом учета.

В-четвертых, эта информация собирается с целью использования при последующих обращениях. Это связано с тем, что криминалистический учет

начинает «работать» только при наличии запрашиваемых сведений в базе данных.

Общественные отношения, возникающие между гражданами и органами внутренних дел в сфере регистрационной деятельности, а также между работниками регистрационных учреждений и другими сотрудниками правоохранительных органов, следует относить к правовым отношениям, поскольку они регулируются правовыми нормами.

В теории права любое правоотношение характеризуется наличием трех обязательных элементов: субъектов, объекта и содержания. Субъектами правоотношения в сфере криминалистической регистрации выступают, с одной стороны, орган регистрации, с другой -- физическое лицо. В качестве субъектов могут также выступать регистрационный орган и сотрудник любого другого подразделения органа внутренних дел.

Объектом данного правоотношения является информация о физическом лице, собираемая регистрационными учреждениями органов внутренних дел. Во-первых, сами криминалистические учеты представляют собой информационные системы. Во-вторых, нормы рассмотренных ранее правовых документов регулируют регистрационную деятельность органов внутренних дел, которая связана со сбором и выдачей сведений, необходимых для расследования уголовного дела.

Информация о работе Понятие, содержание и правовые основы криминалистической регистрации