Понятие почерка. Классификация признаков почерка и их криминалистическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Предметом работы являются: понятие криминалистического исследования почерка в криминалистике, использование их в поисково-познавательной деятельности следователя и при проведении экспертиз.
Объектом является деятельность субъектов по применению различных методов исследования почерка при расследовании преступлений: следователя, специалиста, эксперта.
Работа выполнена с использованием диалектического и сравнительного методов.

Файлы: 1 файл

Криминалистика. Понятие почерка. Классификация признаков почерка и их криминалистическое значение..doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Понятие и научные основы исследования почерка……………………...5

1.1 Понятие криминалистического исследования почерка……………..5

1.2.Научные основы исследования  почерка……………………………...6

    2. Техника исследования почерка……………………………………………11

2.1. Идентификационные признаки  почерка……………………………11

2.2. Предварительное исследование почерка…………………………...15

    Заключение…………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По словам Мальцева В.Н.: «анализ  экспертной, следственной и судебной работы показывает, что не теряют своей  актуальности вопросы применения новых  и нетрадиционных методов исследования, как самим субъектом расследования, так и приглашаемыми им специалистами-криминалистами. Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в настоящее время явно не достаточно». Проблемы применения методов криминалистического исследования почерка привлекают большое внимание, как юристов, так и психологов, программистов и представителей других наук. В отечественной криминалистике вопросы криминалистического исследования разрабатывали: В.Ф.Орлова, А.Г.Филипов, А.Ф.Волынский, И.Ф.Герасимов, Р.С. Белкин и другие. Однако, несмотря на многочисленные попытки исследовать теорию и практику исследования почерка в криминалистике, многие проблемы по-прежнему не нашли однозначного решения. Отдельные проблемы затрагивались в работах А.Ф. Волынского, Мальцева В.Н. и других исследователей. Но применение таких методов исследования анализировалось ими лишь применительно к отдельным видам преступлений. Комплексный, всесторонний подход к изучению проблемы методов исследования, применяемых при всех расследованиях преступлений, позволит сопоставить законодательную, уголовно-процессуальную конструкцию составов уголовно-процессуальных норм, проанализировать практику применения этих норм и выработать ряд рекомендаций по правовому регулированию использования методов исследования.

Целью работы является анализ, научных работ и практики их применения в следственной деятельности при использовании технических, тактических достижений в криминалистическом исследований почерка.

Для достижения указанной цели необходимо: раскрыть общее понятие криминалистического исследования почерка; выявить признаки, характеризующие данное понятие и определить его значение; произвести классификацию всей совокупности идентификационных признаков почерка.

Предметом работы являются: понятие криминалистического исследования почерка в криминалистике, использование их в поисково-познавательной деятельности следователя и при проведении экспертиз.

Объектом является деятельность субъектов  по применению различных методов  исследования почерка при расследовании преступлений: следователя, специалиста, эксперта.

Работа выполнена с использованием диалектического и сравнительного методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и научные основы исследования почерка
    1. Понятие криминалистического исследования почерка

        Термин «письмо» используется для обозначения нескольких понятий: средства запечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); вида письменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь может быть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнения рукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляется главным образом в первом, наиболее широком его значении, при этом письменный документ изучается с двух сторон - смысловой и графической. Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной для каждого автора документа, графическая - с помощью присущей каждому пишущему системы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком. В соответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяют почерковедение и автороведение.1

        Иногда, в теории криминалистики автороведение и почерковедение объединяются вместе в силу определенной взаимосвязи между письменной речью и почерком. В практической и юридической деятельности более значимо разграничение данных областей знания, поскольку это позволяет более чётко представлять объекты и задачи автороведческой и почерковедческой экспертиз, их возможности и, следовательно, правильно назначать эти экспертизы, необходимость в которых связана с тем, что нередко при изготовлении поддельных документов, например анонимных писем, автор и исполнитель являются разными лицами. В некоторых случаях требуется установить отдельные характеристики личности: пол, возраст, национальность и т. д. Данные вопросы решаются той и другой экспертизой, но каждая из них использует информацию только своей области знания. Криминалистическая значимость такой информации различна, и это должны уметь оценивать юристы. Смешение объектов и задач данных экспертиз, допускаемое в литературных источниках, приводит на практике к тому, что практические работники не всегда правильно ориентируются в возможностях данных экспертиз, что затрудняет их правильный выбор при назначении.

         Таким образом, криминалистическим исследованием почерка называется отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения, развития и становления специфических особенностей почерка, определяющих индивидуальность последнего и разрабатывающая на этой основе средства, приёмы и методики обнаружения, изъятия и исследования указанных признаков.2

 

1.2 Научные основы исследования почерка

 

        Судебное почерковедение, являясь разделом науки криминалистики, изучает закономерности формирования, функционирования почерка и разрабатывает на их основе методы его исследования в целях идентификации исполнители рукописи.

        В судебно-почерковедческой литературе 60-70-х годов для обозначения нейрофизиологической природы почерка использовалось понятие «динамический стереотип», заимствованное из учения И. П. Павлова об условных рефлексах, где это понятие обозначено как слаженная уравновешенная система внутренних процессов, определяющаяся системностью внешних раздражителей. По мере накопления в судебном почерковедении знания о закономерностях, участвующих на разных этапах формирования почерка, они были детализированы и разделены на несколько уровней: 1)общенаучные закономерности, изучаемые в физиологии (закономерности формирования динамического стереотипа вообще); 2) частные закономерности, конкретизирующие нейрофизиологический механизм формирования и функционирования письменно-двигательных навыков, лежащих в основе почерка; 3) собственно почерковые закономерности, объясняющие природу и свойства почерка.

        Для обозначения закономерностей второго уровня в судебном почерковедении было введено понятие «функционально-динамический комплекс (ФДК) письменно-двигательных навыков». Именно это понятие как производное от понятия «динамический стереотип», но конкретизированное, включившее специфику формирования письменно-двигательных навыков, используют сейчас в судебном почерковедении для обозначения нейро-физиологических особенностей формирования почерковых навыков.3

         Таким образом, объектом изучения судебного почерковедения является почерк, определяемый в работах по судебному почерковедению последних лег следующим образом: Почерк – это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе (ФДК) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

         Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработка навыков. Обучение письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической, орфографической.

        В связи с возникновением чувства автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

 

         Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописи (подписи). Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства закладываются в почерк самим механизмом его формирования уже в период обучения письму и выработки письменно-двигательных навыков.

        Индивидуальность почерка определяют как его своеобразие, обусловленное совокупностью особенностей, присущей только почерку одного лица и неповторимой у другого. В процессе обучения и последующей практики формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То положение, что каждый человек вырабатывает навык выполнять письменные знаки именно так, а не иначе, обусловлено воздействием на процесс формирования навыка большого комплекса внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. К первым относятся: анатомические, биомеханические, физиологические, психические особенности личности, типологические особенности нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние, состояние органов зрения, особенности зрительного восприятия и памяти и т. д.4

        Ко второй группе, т.е. к внешним факторам относятся: методика обучения письму, обстановка, в которой проходит обучение, дальнейшая практика.

Набор внутренних и внешних факторов строго индивидуален для каждого  человека и неповторим у другого (даже в случае близнецов). Взаимодействующие между собой при формировании почерка, внутренние и внешние факторы выступают в качестве системы, а не изолированно. Обучение письму начинается с усвоения прописей по образцам. Постепенно в процессе тренировки выявляется, что отдельные движения при выполнении тех или иных элементов прописных букв не удобны, не свойственны обучающемуся, в таком случае происходит приспособление движений к его особенностям биомеханики, типологическим особенностям нервной системы и т. д., «нащупывается» более оптимальная система движений, отвечающая особенностям именно данной личности. Это ведет к отклонениям в выполнении тех или иных элементов прописей. Подобные отклонения и есть начало формирования индивидуального почерка. Однако сложившаяся система динамична, т. е. относительно устойчива: она реагирует на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением условий, целевой установки, состояния нервной системы и т. д. возникают изменения и в почерке.

          Такие изменения могут быть значительными при глубоких изменениях в состоянии нервной системы, психики. Но для идентификации важно то положение, что уже сформировавшийся ФДК письменно-двигательных навыков не разрушается под действием новых факторов, а происходит лишь наслоение новых связей, через которые проявляются и связи прежде сформировавшегося ФДК. Динамичность устойчивости взаимосвязана с таким свойством почерка, как вариационность.  

          Вариационностъ является формой проявления динамичности. Это свойство формируется в тех случаях, когда лицу приходится постоянно (а не эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми установками и т. д. Например, данная ситуация имеет место у студентов, постоянно записывающих лекции в быстром темпе и выполняющих рукописно работы в более медленном темпе, может быть, и в более удобных условиях дома или в читальных залах библиотек. Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под которой понимают наличие в почерке одного и того же лица нескольких устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. 5

        Такое положение объясняется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям, разной обстановке. Поскольку они действуют постоянно, формируются соответствующие варианты письменно-двигательных навыков и в ФДК одинаково прочно закрепляются как одни, так и другие связи. Возможность существования нескольких вариантов почерка у одного и того же лица обязательно анализируется и учитывается при проведении идентификационного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Техника исследования почерка

2.1. Идентификационные признаки почерка

Идентификационные признаки почерка  как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.

Всё многообразие идентификационных  признаков предложено классифицировать по разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом  или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными.

Информация о работе Понятие почерка. Классификация признаков почерка и их криминалистическое значение