Понятие и криминологическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:15, доклад

Описание работы

Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера.

Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Она определяется иногда как "социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения". Но в таком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты вверенного по службе имущества

Файлы: 1 файл

Коррупционная Преступность.docx

— 30.94 Кб (Скачать файл)

 

За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабая экономическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, распространение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм.

 

Исключительно криминогенно распространение этой психологии и основанного на ней поведения в высших эшелонах государственной власти. Нельзя не вспомнить в связи с изложенным строку Булата Окуджавы: "О, были б небеса чисты, а остальное все приложится". Этому нередко противопоставляется другое суждение: "Народ имеет то правительство, которое он заслуживает". Но представляется, что такой тезис носит больше яркий, чем справедливый характер. Ситуацию в пирамиде государственной службы очень сильно определяет ее вершина.

 

Невиданное ранее распространение коррупции в России периода реформ происходило под влиянием двух основных и взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, как уже отмечалось, в условиях обвального перехода к рынку люди оказались предоставленными сами себе, и чиновники стали использовать любые средства для того, чтобы обеспечить себе материальное благополучие и "достойное" место в будущем. Мерой всего стал рубль, а точнее доллар. Во-вторых, коррупция стала в 1991–1993 годах (менее выражение в дальнейшем) одним из основных средств переустройства общества. В главах 7–8 приводились данные о том, что власть выкупалась у номенклатуры, обменивалась на собственность. Органы государственной власти субъектов Федерации подкупали федеральные органы на местах, дополнительно финансируя, например, суды и другие федеральные органы, руководители государственных органов – выборочно своих служащих, разрешая их участие в коммерческих структурах или закрывая глаза на это, предоставляя им не предусмотренные законодательством привилегии и льготы. Сами разрешали, предоставляли, сами же могли отменить.

 

Чиновник, таким образом, начинает служить не государству, а непосредственному руководителю, становится покорным участником "команды" данного руководителя.

 

Формирование новых экономических отношений и нового слоя собственников как социальной опоры реформ осуществлялось в ускоренном темпе при сознательном допущении легализации криминальных и иных теневых капиталов. В результате положение дел стало таким, что, по оценке бывшего помощника Президента РФ А. Лившица, усиление борьбы с коррупцией способно "привести к потере равновесия в экономике", а потому он "против резких движений в вопросах борьбы с коррупцией".

 

Законодательство о борьбе с коррупцией существенно не менялось, не учитывались новые ее формы.

 

Коррупция наряду с экономической преступностью становилась все более мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе криминальных.

 

Таким образом, с одной стороны, создавался все более широкий и внушительный слой граждан, заинтересованных в сохранении основанных на коррупции отношений, с другой – все большая часть граждан испытывала на себе пагубные последствия коррупции.

 

Недовольство населения приглушалось эпизодическими громкими разоблачениями со стороны средств массовой информации каких-то лиц, групп и постоянной критикой судов, правоохранительных органов, спецслужб. Эти разоблачения, как правило, не имели правовых последствий, а указанная критика еще больше подрывала доверие населения к правоохранительным органам, усиливала нежелание сотрудничать с ними.

 

Результативность борьбы с коррупцией снижалась. Число осужденных за взяточничество (ст. 173–174 УК РСФСР) за 10 лет сократилось в несколько раз. В 1986 году осуждено 3454 человека, в 1990 – 649, в 1993 – 843, в 1994 – 1114, в 1995 – 1072. За иные должностные преступления были осуждены в 1994 году 1137 человек, в 1995 – 1072.

 

Во всей России в 1995 году осуждено за взяточничество к лишению свободы 397 лиц, в 1994 году – 380. К лишению свободы приговаривались лишь около одной трети осужденных взяточников. Каждому четвертому осужденному предоставлялась отсрочка исполнения приговора.

 

Указанные данные сами по себе еще не свидетельствовали о либеральной судебной практике, ибо, судя по материалам уголовных дел, осуждались случайные взяточники невысокого ранга, а не лица, коррумпированные с использованием изощренных форм, на систематической или постоянной основе, имеющие солидных покровителей.

 

В 1995 году было выявлено всего 1364 лица, получивших взятку (ст. 173 УК РСФСР), и только 255 лиц, которые это сделали при квалифицирующих обстоятельствах, или занимали ответственное должностное положение, или вымогали взятку, или получили взятку в крупном размере.

 

В детерминационном комплексе коррупционной преступности значима роль отсутствия энергичной законотворческой и правоохранительной деятельности. В 1993–1995 годах федеральные законы о борьбе с коррупцией, организованной преступностью неоднократно принимались, но так и не вступили в действие.

 

Во-первых, борьба с коррупцией громогласно сводилась только к карательной стороне, а на деле это оборачивалось некоторой активизацией выявления и наказания лишь тех лиц, которые брали взятки вне соучастия с должностными лицами высокого ранга, крупными предпринимателями, организованными преступными формированиями с широкими коррумпированными связями ( за их счет в 1993–1995 годах несколько возросло число осужденных взяточников). При этом, что особенно недопустимо, правоохранительные органы ориентировались многими субъектами (включая средства массовой информации) на "решительные меры", не всегда основанные на законе. Игнорирование закона и не основанное на нем ограничение прав граждан компрометирует борьбу с коррупцией. Такой результат тоже просчитывается как желаемый определенным кругом лиц.

 

Во-вторых, оказывалось мощное противодействие принятию нового законодательства о борьбе с коррупцией, учитывающего рыночные реалии и зарубежный опыт, в том числе предусматривающего ответственность за новые формы коррупционного поведения.

 

В-третьих, не принималось действенных мер по рекон-струированию экономических, управленческих, иных отношений на правовой основе. Существуют целые сферы легальной деятельности, которые не могут успешно осуществляться на практике.без коррумпированных связей.

 

Коррупция в органах государственной власти развивалась в условиях официального крайне низкого размера содержания служащих, нерегулярной его выплаты, неясной правовой основы предоставления дополнительных льгот служащим, фактического участия государственных структур и их сотрудников в частной предпринимательской деятельности не вытекающей из задач и правового статуса соответствующего государственного органа.

Особенности борьбы с коррупцией

 

Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью.

 

Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

постоянном анализе изменений коррупции и ее причин;

определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

основе закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при представлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т. п.) могут в соответствии со ст. 55 Конституции РФ осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах, причем реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (возможно, через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции – Генеральным прокурором России;

специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

систематической оценке результатов работы и корректировке мер.

 

Предупреждение коррупции, т. е. воздействие на ее причины и условия, должно стать основным направлением, иначе коррупционные формы поведения будут воспроизводиться и при ужесточении наказания отдельных лиц.

 

В плане общего предупреждения необходимо прежде всего исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

 

При специальном предупреждении коррупции важны:

установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению и т. п. ); кадровой политикой, использование в том числе ротации кадров;

режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей;

устранение фактов расхождения закрепленных законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);

введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;

производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона.

 

Правоохранительная деятельность должна неуклонно осуществляться только в рамках и на основе закона, при соблюдении презумпции невиновности, индивидуализации уголовной ответственности, наказания и с использованием всего арсенала правовых средств (дисциплинарных, административных, гражданско-, уголовно-правовых).

 

Борьба с коррупционной преступностью включает восстановление нарушенных коррупционными правонарушениями законных интересов и прав, возмещение вреда, реформирование общественных отношений на основе закона, а не коррупционных отношений.

 

Крайне важно обеспечение взаимосвязанной борьбы с организованной преступностью и коррупцией, так как организованная преступность осуществляет масштабный подкуп служащих на постоянной или регулярной основе.

 

Иллюзорным и не основанным на мировой практике является расчет на самодостаточность рыночных механизмов в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В странах с устоявшимися рыночными отношениями, где рынок властвует в течение столетий и где уже несколько десятилетий с организованной преступностью, коррупцией ведется энергичная борьба, эти явления все-таки продолжают существовать и развиваться. Но борьба не позволяет им разрастаться в такой мере, чтобы они смогли глобально криминализировать государство и общество. В указанных странах постоянно совершенствуются и дополняются правовые предписания в этой области, причем с обязательным ужесточением наказаний, а также с введением дополнительных оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных мер, контрольно-финансовых и иных мер по разоблачению коррупции и организованной преступности.

 

Принижение социальной роли государства и права – один из существенных моментов, влияющих на коррупционную преступность и ее характеристики.

 

Федеральный закон "О борьбе с коррупцией", принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, отразил следующую концепцию борьбы с рассматриваемым явлением:

 

1. Граждане (налогоплательщики) имеют право на честное исполнение  своих обязанностей государственными  служащими и другими лицами, уполномоченными  на выполнение государственных  функций, а также приравненными  к ним, на неподкупность таких  лиц. Одной из важнейших гарантий  реализации данного права является  соблюдение правила, в соответствии  с которым указанные лица не  вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества, помимо. предусмотренных законом  и вне установленного законом  порядка.

 

2. Поскольку коррупция, как  правило, заключается во взаимовыгодной  сделке, в ее разоблачении не  заинтересована ни одна, ни другая  сторона. Поэтому раскрытие соответствующих  преступлений представляет существенные  трудности. Главное в их предупреждении  и обнаружении – контроль за  доходами и расходами различных  категорий лиц, выполняющих государственные  функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение  различных злоупотреблений по  службе. На этом основании в  Федеральный закон "О борьбе  с коррупцией" введена гл. II. "Предупреждение  коррупции".

 

3. Широкая распространенность  коррупции и многообразие ее  проявлений являются основанием  для использования системы разнообразных  правовых средств борьбы с  проявлениями коррупции разной  степени общественной опасности. При этом решалась задача применения  мер утоловно-правового характера  по фактам наиболее опасных  проявлений коррупции. В иных  случаях предусматривается применение  дисциплинарных, административных  и гражданско-правовых мер.

 

4. Законодательство о борьбе  с коррупцией и о государственной  службе рассматриваются не как  дублирующие, а как взаимно дополняющие  друг друга акты. Во-первых, законодательство  о государственной службе регулирует  широкий круг вопросов, связанных  с государственной службой, в  том числе права и обязанности  государственных служащих. В федеральном  законе о борьбе с коррупцией  предусматриваются конкретные нарушения  соответствующих обязанностей коррупционного  характера и ответственность  за указанные правонарушения. Во-вторых, субъектами коррупци-онных правонарушений  могут быть также должностные  лица,. занимающие особо ответственное  положение (категория "А"), присяжные  и народные заседатели, ряд других  лиц, уполномоченных на выполнение  государственных функций (частные  нотариусы, аудиторы и т. п.).

Информация о работе Понятие и криминологическая характеристика