Осмотр места происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:37, курс лекций

Описание работы

Осмотр - это действие, направленное на собирание доказательств в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.
Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (Ст.176 УПК РФ).

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
Глава 1. Общие положения и понятие осмотра в уголовном процессе……….6
Глава 2. Материальные следы и объекты на месте происшествия………......21
Глава 3. Технико-криминалистические средства, используемые при осмотре места происшествия...……90
Глава 4. Применение фотосъемки и видеозаписи при осмотре места происшествия ………………102
Глава 5. Осмотр места происшествия, связанного с обнаружением трупа .……………………………119
Глава 6. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия….……......128
Глава 7. Осмотр места авиационного происшествия ..……………………..135
Глава 8. Осмотр места железнодорожного происшествия …….…………144
Глава 9. Осмотр места происшествия, связанного с взрывом ….…………155
Глава 10. Осмотр места происшествия по делам о грабежах и разбоях…..162
Глава 11. Осмотр места происшествия по делам о кражах, совершаемых с проникновением в жилище .…………………167
Глава 12. Осмотр места происшествия по делам о пожарах …..…………..173
Глава 13. Осмотр места происшествия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации .……181
Глава 14. Некоторые характерные ошибки, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов при осмотре места происшествия ………...186
Список использованной литературы ………………………………………..188

Файлы: 1 файл

ОСМОТР МЕСТ4.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

На расстоянии 245 см от основания левой стойки коробки входной двери и 450 см от  правого нижнего угла западной стены магазина «Фирменный» обнаружен навесной замок. Замок зафиксирован узловой и детальной фото- и видеосъемкой, зарисован схематически, на плане-схеме указан цифрой 6. Замок изготовлен из металла темно-серого цвета, состоит из: короба и дужки. Общая длина замка по осевой вертикальной линии вместе с дужкой 18 см. Диаметр дужки 1,3 см. Короб замка имеет полуовальную форму, его размеры: 10 х 12 х 2,5 см. Крышки короба и его боковые стенки соединены пятью заклепками. На лицевой крышке короба, над скважиной для ключа, ближе к верхнему краю выдавлена надпись: «АО Радиозавод. 2000, г. Махачкала».  Замок находится в открытом положении (один конец дужки прикреплен к коробу замка металлической осью, а второй, с окном для ригеля, свободный). Окно для ригеля повреждено: края изогнуты, нижняя сторона окна с одной стороны оторвана, поврежденные концы металла имеют серебристый цвет. На верхнем крае короба замка имеется вмятина полусферической формы, ее размер 1,5 х 0,5 см. Вмятина сфотографирована узловой и детальной (с применением удлинительных колец) фотосъемкой. Какие-либо следы рук на замке не обнаружены. Замок упакован в бумажный почтовый конверт, клапан которого заклеен и  опечатан оттиском печати «Для пакетов №3, Советский РОВД, г. Махачкала», пронумерован «Пакет № 7».  На конверте выполнена надпись: «Замок, изъятый при осмотре магазина «Фирменный» по адресу: г. Махачкала,  улица Коркмасова, № 76, 20.11.2002 г.», которая закреплена подписями понятых, специалиста и следователя.   

    

3.4. Пломбы и закрутки. Пломба - это контрольное приспособление, которое препятствует свободному доступу в хранилище.  Их навешивают  не только на двери хранилищ, но и на запорные устройства вагонов, контейнеров, автофургонов, на отдельные приборы и агрегаты (счетчики, стоп-краны), на упаковки некоторых товаров, а также на дорогие меха, ковры и т.п.  Они изготавливаются из свинца, пластмассы, жести, алюминия и навешиваются так, чтобы без нарушения пломбы невозможно было проникнуть в помещение, хранилище и т.д. 

Устройство пломбы простое: корпус со сквозными продольными отверстиями (три или четыре отверстия;  два  входных, два или одно выходное) через  которые пропускается бечевка или  проволока, концы связываются узлом и втягиваются в камору пломбы, а затем  контактные стороны пломбы зажимаются в тисках. При вскрытии пломбы на ее наружных и внутренних поверхностях остаются следы механического и термического воздействия (в зависимости от способа вскрытия).

Закрутка - это устройство, которое навешивают одновременно с пломбой, на запорные устройства хранилищ, контейнеров, грузовых вагонов и т.д.   Изготавливают закрутку из металлической проволоки цилиндрической формы диаметром 3 - 8 мм путем скручивания друг с другом свободных концов как вручную, так и при помощи специального приспособления для скручивания закруток. Состоит закрутка из кольца, контрольной  пластины из металла, скрученной части и двух усиков. Вскрываются закрутки путем перекусывания и повреждения кольца, путем раскручивания. При повреждении закрутки на ее наружной поверхности остаются следы, которые нужно отразить в протоколе.

Путем исследования пломб и закруток решаются следующие вопросы:

1. Вскрывалась ли пломба после ее первоначального сжатия в пломбировочных тисках, если да, то каким способом?

2. Каково содержание рельефных оттисков матриц пломбировочных  тисков на контактных сторонах пломбы?

3. Данными ли пломбировочными тисками  оставлены оттиски?

4. Каким предметом вскрывалась пломба?

5. Не оставлены ли следы на пломбе представленным на исследование орудием (инструментом)?

6. Подвергалась ли закрутка раскручиванию после ее первоначального скручивания?

 

4. Следы транспортных  средств

 

Под следами транспортных средств понимают: следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспорта;  части, отделившиеся от транспортного средства;  вещества, используемые для эксплуатации автомобиля, обнаруженные на месте происшествия.  Следы АТС  становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением. Изучение следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.

Следы, оставленные транспортными  средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы:

а) следы отображения ходовой  части, образовавшиеся при движении или стоянке;

б) следы отображения, оставленные  выступающими частями транспортного средства;

в) следы отображения различных  объектов материальной обстановки места  происшествия, образовавшиеся на самом  транспортном средстве;

г) отделившиеся от транспортного  средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества, оставшиеся на месте происшествия.

4.1. Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (следы колес, гусениц и полозьев). По их следам определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного средства.

В протоколе осмотра места происшествия  необходимо отразить:

ширину  колеи - это расстояние между центральными линиями следа левых и правых  задних колес,  или между просветами задних спаренных колес; (следы передних колес необходимо изучать в местах поворота или разворота транспорта) (см. рис. 10).

 

 

 

Рис. 10. Измерение  следов

автотранспорта:  сверху – при полном

совмещении  следов передних и задних

колес;  снизу  – при неполном совмеще

-нии:  а - колея задних колес;  в - рассто-

яние между  следами задних колес;

в1 – расстояние между следами

передних колес;  с - ширина следов

задних колес; с1 –ширина непокрытых

частей следов передних колес.

 

 

 

 

 

 

 

базу автомобиля - это расстояние между осями передних и задних колес  (у полуприцепов - расстояние между 1-й и 3-й осью; база тележки  - это расстояние между 2-й и 3-й осью). Базу автомобиля замеряют по следам остановки или там, где АТС разворачивалось с применением заднего хода (см. рис. 11);

длину беговой  дорожки - это расстояние между двумя последовательными отображениями одной и той же индивидуальной особенности рисунка протектора.  Разделив  длину беговой дорожки  на число п (равен 3,14), получим диаметр колеса;

 

 

 

 

 

 

 

 

            Рис. 11. Определение

колеи и базы автомобиля по

следам разворота  с применением

заднего хода.   Лп – линия перед-

ней оси   (колея передних колес);

Лз – линия  задней оси       (колея

задних колес);                Б – база

автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Элементы рисунка протектора шины: 1 и 2 - узкие  продольные и поперечные канавки; 3 - широкие глубокие канавки; 4 - ребра; 5 - различные по форме изолированные выступы; 6 - грунтозацепы

 

ширину беговой  дорожки - это расстояние от одного края рисунка протектора до другого.  Все элементы рисунка протектора замеряют и заносят в протокол. Измерение элементов рисунка протектора смотрите на рис. 12.

 

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют: ширину колеи  (расстояние между  серединами следов гусениц); ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков);  количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).  Те же правила применяются при осмотре следов, оставленных колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы).

 

4.2. Отделившиеся  детали и части, обнаруженные на месте происшествия (осколки фарного, органического стекла и иных стеклянных составных частей  ТС; частицы лакокрасочного покрытия; обломки частей ТС; составные части или крепежные детали отдельных узлов),  используются для розыска ТС, его идентификации,  для определения конкретного участка, где произошло происшествие, а также: установление типа, модели, марки,  окраски транспортного средства.

Признаки направления  движения автотранспортных средств  смотрите на рисунке 13.

4.3. Следы выступающих частей ТС  образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями ТС по телу (одежде) пострадавшего; при переезде через тело человека; при контакте ТС с объектами окружающей обстановки.   Изучение данных следов позволяет установить транспортное средство, скрывшееся с места происшествия, а также восстановить события дорожно-транспортного или другого происшествия.

При анализе следов столкновения в  ходе осмотра места происшествия, выделение контрпары следов (участков транспортных средств, взаимодейст-вовавших друг с другом),  позволяет составить представление о том, какие следы на одном ТС оставлены конкретными частями другого транспортного средства, что очень важно для розыска по «горячим следам» скрывшегося с места происшествия транспортного средства.  Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

 

4.4. Примерный  фрагмент протокола ОМП при описании следов протектора

Следы шин  автомобиля отчетливо видны на правой обочине ФАД (если смотреть в сторону Махачкалы). Они представляют собой вдавленные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Признаки направления движения: 1 - направление углов рисунка протектора в следах шин; 2 - расположение пыли около следа; 3 - расположение сломанных при переезде палок; 4 - расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде; 5 - соотношение углов расхождения (а и б) на повороте; 6 - рельеф дна следа; 7 - капли жидкости, упавшие с транспортного средства. Стрелкой указано направление движения (для всех случаев)

          

оттиски в застывшем  глинистом грунте. Следы начинаются в 16 метрах к северу от километрового  столба с обозначением 486/1244, отходят  от края асфальтового покрытия под  углом около 30 градусов, затем принимают  направление, параллельное дороге, и кончаются, подходя к асфальтовому покрытию, приблизительно под углом 40 градусов. Данные следы запечатлены фото- и видеосъемкой и отдельно зарисованы. Общая длина дорожки следов протектора (по прямой линии) – 32 м. Наружный след проходит от края асфальтового покрытия на расстоянии 1,8 м. Общее число следов на участках, примыкающих к асфальтовому покрытию, - четыре, причем каждый след отображен в отдельности. На участке, где следы расположены параллельно дороге, различается два отчетливых следа и примыкающие к ним с внутренней стороны два неполных следа. Ширина каждого следа составляет 9,5 см. Ширина колеи – 117 см и 110 см (между центрами соответствующих пар следов).  Расположение следов и размеры нанесены на план. Рисунки протекторов шин, во всех четырех следах, аналогичны и состоят из нескольких ломаных линий, направленных вдоль следа. При детальном осмотре крайнего наружного (относительно дороги) следа обнаружена периодически повторяющаяся особенность (повторяется через каждые 211 см) в виде разностороннего треугольника с длиной сторон 5 х 4 х 3 см, расположенного поперек направления следа. Данные участки следа протектора запечатлены узловой и детальной фото- и видеосъемкой, отмечены на плане цифрой 11. Особенность отдельно зарисована, и с нее изготовлен гипсовый слепок, который обернут в белую оберточную бумагу и упакован в фанерный ящик с ватой. Ящик перевязан шпагатом, концы которого опечатаны оттиском печати «Для пакетов №3. Советский РОВД, г. Махачкала». На упаковке выполнена надпись: «Гипсовый слепок фрагмента следа протектора автомашины, обнаруженного при ОМП …», надписи заверены подписями понятых, специалиста и следователя, пронумерован «Пакет №11». 

           

При обработке объектов со следами  в первую очередь используются такие  средства,  которые в наименьшей степени могут вызвать повреждение следов и  после которых не исключается возможность их повторной обработки дополняющими, улучшающими качество выявления и закрепляющими средствами.

 

Фиксация обнаруженных следов. Это - технические способы получения их изображения с процессуальным оформлением факта их обнаружения.  К способам фиксации следов при ОМП относятся:

- описание в протоколе ОМП  (ст.166 УПК РФ). Описание и фиксация следов в протоколе ОМП должны предшествовать их изъятию.  Следы, обнаруженные при ОМП, только в том случае могут быть признаны вещественными доказательствами, когда факт их обнаружения, фиксации, изъятия и упаковки оформлен процессуально правильно (ст. 164,  166, 177-  180 УПК РФ).

В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены следующие данные о следах:  название и место  расположения предмета со следом;   форма, размеры предмета,  его  индивидуальные признаки, вид и состояние  поверхности;  вид следов и их взаиморасположение;  общие и групповые признаки следов (форма, размеры, внешний вид и т.п.);  способ обнаружения (выявления) следов;   применявшиеся при этом технические средства;  способ фиксации и изъятия следов;  вид упаковки25.

Информация, полученная специалистом при работе со следами на месте происшествия, должна быть правильно и наиболее полно отражена в протоколе ОМП;

фото- и видео-фиксация следов. Один из основных способов фиксации следов - это фотосъемка, после протокола.  Следы необходимо фотографировать с масштабной линейкой узловой и детальной съемкой.

Детальная съемка следов производится:  когда невозможно изъять предмет  со следами;  происходит изменение  следов по разным причинам;  следы  могут повредиться при их изъятии  и т.д.

При детальной съемке предметов  и следов необходимо учитывать следующие требования:  масштабная линейка должна быть расположена под следом или сбоку следа, на его уровне;  при фотосъемке следов с вертикальной поверхности масштабную линейку нужно прикрепить пластилином, иголкой, липкой лентой и т.п.;  изображение объектов съемки с масштабной линейкой должно занимать всю площадь кадра;  должна быть отражена максимальная информация о предметах и следах;  плоскость фото- и видеопленки должна быть при съемке параллельна плоскости снимаемого объекта.

Применение фото- и видеосъемки  процессуально оформляется в  протоколе ОМП  (ст.164 УПК РФ), где  указываются условия и порядок  применения технических средств, наименование аппаратуры (марка, тип пленки,  объектив, выдержка, диафрагма) и приспособлений к нему  (светофильтры, удлинительные кольца, фотовспышка и т.п.),  какие объекты фиксировались.

Информация о работе Осмотр места происшествия