Научные основы почерковедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Поняти е и основы криминалистического исследования почерка

1.1 Понятие криминалистического исследования почерка
1.2 Научные основы исследования почерка
Глава 2. Техника исследования почерка
2.1. Идентификационные признаки почерка
2.2. Предварительное исследование почерка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основы почерковедения.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Однако сложившаяся система динамична, т. е. относительно устойчива: она реагирует на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением условий, целевой установки, состояния нервной системы и т. д. возникают изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при глубоких изменениях в состоянии нервной системы, психики, например, при перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органа зрения, двигательных функций руки, преклонном возрасте и др. Но для идентификации важно то положение, что уже сформировавшийся ФДК письменно-двигательных навыков не разрушается под действием новых факторов, а происходит лишь наслоение новых связей, через которые проявляются и связи прежде сформировавшегося ФДК. Это делает возможным идентификацию лица по рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, а также выполненным в один и тот же временной промежуток, но в разных условиях.

Если действие нового фактора кратковременно, то и изменения в почерке кратковременны, при отсутствии повторения действия нового фактора данное изменение быстро исчезает.

Период стабилизации ФДК письменно-двигательных навыков и. следовательно, устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же внутренних и внешних факторов, которые были рассмотрены выше. При небольшой письменной практике в современных условиях компьютерных технологий он может не полностью сформироваться, закрепиться, в этом случае почерк будет характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, затруднит идентификацию конкретного лица.

Динамичность устойчивости взаимосвязана с таким свойством почерка, как вариационность. Вариационностъ является формой проявления динамичности. Это свойство формируется в тех случаях, когда лицу приходится постоянно (а не эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми установками и т. д. Например, данная ситуация имеет место у студентов, постоянно записывающих лекции в быстром темпе и выполняющих рукописно работы в более медленном темпе, может быть, и в более удобных условиях дома или в читальных залах библиотек. Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под которой понимают наличие в почерке одного и того же лица нескольких устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Такое положение объясняется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям, разной обстановке. Поскольку они действуют постоянно, формируются соответствующие варианты письменно-двигательных навыков и в ФДК одинаково прочно закрепляются как одни, так и другие связи. Возможность существования нескольких вариантов почерка у одного и того же лица обязательно анализируется и учитывается при проведении идентификационного исследования.

Сходство, в известных пределах, комплекса внешних и внутренних факторов у разных лиц может привести к формированию сходных почерков у этих лиц. Сходные почерки, нередко встречающиеся на практике, вносят свои трудности в проблемы идентификации, но не делают эту задачу нерешаемой, так как сходство никогда не касается всей совокупности особенностей и чаще ограничивается лишь общим строением почерка. Наибольшие трудности возникают, когда почерки не только сходны, но и вариационны. Эта задача решается путем определения величины разброса в пределах вариантов. Параметры разброса, ограничены определенными пределами, характерными для пишущего лица, что высчитывается с помощью измерительно-статистических методов.

«В судебном почерковедение выделяют и такое свойство почерка, как избирательная изменчивость. Это свойство проявляется при действии на ФДК письменно-двигательных навыков сбивающих факторов. Если это действие не столь сильно, что не приводит к разрушению ФДК, те в почерке происходят частные изменения, характерные дня того или иного сбивающего фактора, т. е. каждая сбивающая причина действует избирательно. Разные физические или психические состояния будут вносить в почерк разные характерные для каждого из них изменения».*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Техника исследования почерка

 

2.1 Идентификационные признаки  почерка

 

Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.

Всё многообразие идентификационных признаков предложено классифицировать по разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными.

К общим относятся следующие признаки:

Выработанность - это приспособленность навыка к современной технике письма (скорописи), различают несколько степеней выработанности:

-низкую;

-среднюю;

-высокую;

Высокая степень выработанности почерка обусловлена, как правило, длительным процессом тренировки, необходимостью выполнения большого количества рукописных документов в процессе практической деятельности и

т. д., но известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практике имеют высокую выработанность почерка. Это зависит опять же от своеобразия внешних и внутренних факторов, определенного их сочетания и взаимодействия в процесса формирования индивидуального почерка. При предварительном исследовании почерка необходимо учитывать, что не всех общих признаков почерка выработанность является наиболее устойчивым признаком, не поддающимся развитию в течение очень короткого времени. Степень выработанности определяется по наличию и количеству скорописных сокращений (скорописными сокращениями в почерке называется: выполнение трех-, двухштриховых букв как одноштриховых; выполнение надстрочных и подстрочных штрихов слитно с основным штрихом буквы путем одного непрерывного движения; выполнение одним общим штрихом элементов двух рядом расположенных букв, и др.), по степени слаженности, скоординированности движений, т.е. их пространственной точности, по темпу (скорости) выполнения письменных знаков и их сочетаний: чем выше выработанность, тем выше темп; если при низкой, средней выработанности пытаются писать быстро, то этим снижается координированное движений.

Темп письма - это скорость выполнения письменных знаков. Данный признак коррелирует с выработанностью, поэтому он не всегда выделяется как самостоятельный. Различают три степени темпа:

-быстрый;

-средний;

-медленный;

Общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложности почерка. Различают:

-простой;

-упрощенный;

-усложненный почерки.

Простой почерк - близок к прописям; усложненный почерк характеризуется наличием дополнительных к прописным элементов; упрощенный, наоборот - отсутствием набора элементов, предписываемых прописным письмом. Усложненному почерку присущи элементы вычурности, украшательства отдельных букв и их частей (например, закручивающиеся детали при выполнении надстрочных, подстрочных штрихов, способов начала и окончания букв и т. д.).

Преобладающая форма движения, может быть:

-прямолинейно-угловой:

-петлевой;

-угловатой и т. д.

Это определяется по способу соединения элементов букв.

Преобладающее направление движения. Различают левоокружное и правоокружное движения (против часовой и по часовой стрелке). Эти два направления присущи дугообразным, округленным почеркам, при этом для русских почерков более характерно левоокружное направление.

Наклон почерка: различают:

-правый ;

-левый наклоны ;

-вертикальную постановку букв.

Чаще встречается правонаклонный почерк. Его наклон очень легко может быть изменен в зависимости от тех или иных условий письма и целевой установки.

Связность: по количеству непрерывно выполненных букв (без отрыва от бумаги пишущего прибора) различают три степени связности:

-малую (связано не более двух-трех букв);

-среднюю (не менее четырех-пяти  букв);

-большую (шесть и более букв).

Степень связности всегда коррелирует с темпом (скоростью). Наблюдается в ряде случаев быстрый темп письма и при отрывистом выполнении письменных знаков. Это встречается в высоко выработанных почерках, что обусловлено высокой степенью скоординированности, слаженности движений при выполнении письменных знаков.

Размер почерка: в зависимости от высоты букв различают:

-крупные почерки (4 мм и больше);

-средние (2-4 мм);

-мелкие (до 2 мм).

Разгон почерка - соотношение высоты букв и их ширина интервалов между ними. Различают:

-размашистый (превышение ширины  над высотой):

-средний (примерно, равны);

-сжатый (превышение высоты над  шириной).

Нажим: по степени общей выраженности выделяют:

-сильный;

-средний;

-слабый.

Определяется по силе надавливание пишущим прибором на бумагу. Кроме того, нажим дифференцируется по степени различия между нажимными и ненажимными движениями. При использовании шариковых ручек визуальное определение этого признака вызывает затруднение.

Топографические признаки почерка - это привычные способы размещения пишущим текста и его частей на бумаге.

Привычный способ размещения текста вырабатывается и закрепляется у человека в результате длительной практики письма. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как располагать текст на бумаге, а механически использует укоренившиеся навыки. В котором и выражается его индивидуальность. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражены слабо.

К топографическим признакам относятся:

поля - отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху, снизу. Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия) по признакам:

- размера - большие, средние, малые (к  средним относятся поля размером  от 25 до 35 мм);

конфигурации (формы) - равномерные (ровные), неравномерные (когда текст размещается без соблюдения одинаковых по размеру отступов от левого и правого краев листа бумаги), сужающиеся, расширяющиеся книзу;

абзацы - части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен:

- без деления на абзацы;

- с делением на абзацы, но  без отступов в начале абзаца;

- с делением на абзацы и с отступами в начале и в конце абзацев. Расположение строк по отношению к горизонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся):

- по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз);

- по отношению к линиям типографского  графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления).

Перенос слов делают не все пишущие. В тексте может наблюдаться и частое употребление, и их полное отсутствие. В последнем случае исполнители документа либо заранее бросают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы или загибают строку кверху или книзу. При наличии переносов знаки переноса могут быть в одну или две черточки, размер их может быть большим, средним или малым, К средним относится перенос (черточка) размером в двухштриховую строчную букву. Форма - прямая, выпуклая, вогнутая. Расположение по отношению к строке - посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали - горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

Промежутки между словами могут быть большими, средними н малыми (средние - если между словами вмещается одна трехштриховая буква), а также равномерными и неравномерными.

Выделение слов - акцент на отдельные слова или группу слов.

Способы акцента - подчеркивание одной или двухштриховой. прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями: увеличение размера букв', письмо вразрядку, прописными буквами и др.

Вставки пропущенных слов и букв, способы вставок могут быть самые разнообразные:

- пометка в виде римской цифры пять (галочка), над которой имеется текст;

- обводка текста и стрелка, указывающая  место, где он должен быть расположен:

- условная пометка в тексте  и соответственный вынос на  поля данного знака, рядом с  которым помещается вставленный  текст.

Положение обращения (адресата), подписи, даты. Указанные признаки могут располагаться по-разному по отношению к листу бумаги и основному тексту, строке, горизонтали. Разным может быть и способ выполнения: интервал между обращением и следующей за ним строкой бывает большим, средним и малым (средний - если между обращением и следующей за ним строкой вмещается 3-4 строки).

Информация о работе Научные основы почерковедения