Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения (дорожно-транспортные преступления)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в изучении криминалистической характеристики транспортных преступлений, а в частности дорожно-транспортного преступления,
Данная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1) исследовать криминалистическую характеристику преступлений на транспорте в целом и в частности дорожно-транспортных преступлений;
2) изучить методику расследования транспортных преступлений в целом и в частности дорожно-транспортных преступлений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений на транспорте..3
1.1. Общие положения криминалистической методики расследования, понятие и сущность преступлений на транспорте …………………………….3
1.2. Уголовно-правовая характеристика преступлений на транспорте ……11
Глава 2. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений..15
2.1. Специфика, особенности и общая методология расследования ДТП…..15
2.2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования……………………………………………………………………16
2.3. Начальный этап расследования…………………………………………18
2.4. Последующий этап………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.93 Кб (Скачать файл)

Сбор вещественных доказательств предполагает правильную упаковку и хранение добытых при поиске вещественных доказательств с тем, чтобы они не утратили своего значения во времени. В случае, когда по делу нет свидетелей, вещественные доказательства позволяют рассматривать наиболее вероятные варианты механизма ДТП.

Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности их привязки, фотосъемке и последовательности описания в протоколе осмотра их нахождения на месте происшествия.

Таким образом, если следователь выработает в себе способность обнаруживать следы ДТП, непосредственно воспринимать обстановку, интуитивно ощущать сущность процесса его возникновения, прогнозировать ход предстоящего расследования и будет правильно руководствоваться принципами поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств, то он сможет избежать утраты малозначительных на первый взгляд деталей, которые в дальнейшем могут сыграть решающую роль для установления подтверждения истинных обстоятельств ДТП.

Вторая особенность - технические познания - заключается в том, что следователь должен иметь элементарные понятия о моделях автомобилей, их техническом состоянии, о их неисправностях, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств.

Чтобы выявить такие неисправности, необходимо тщательно проводить осмотр транспортных средств, фиксируя в протоколе осмотра все обнаруженные неисправности, что необходимо в дальнейшем для проведения экспертизы и установления непосредственных причин ДТП.

Таким образом, имея определенные технические познания, следователь на месте ДТП, сможет правильно и объективно подойти к осмыслению истинных причин и механизма происшествия.

Третья особенность - это знание и правильное применение к конкретному ДТП Правил дорожного движения. Если следователь сумеет установить причинную связь между нарушениями правил безопасности дорожного движения и наступлением вредных последствий, то это будет считаться нарушением ПДД. Отсутствие причинной связи не влечет нарушения ПДД и уголовной ответственности.

Индивидуальные специфические особенности позволяют более полно воспроизвести ДТП, установить его причины и условия. С их помощью можно найти ответы на вопросы о том, каким был механизм ДТП10

2.2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования

Лица, совершившие ДТП, в основном действуют по неосторожности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.

Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила сформировать типовые ситуации, а на их основе выдвинуть ряд типовых следственных версий. По делам о любых видах ДТП типовыми ситуациями и следственными версиями являются следующие:

1) обстановка на месте  происшествия зафиксирована без  существенных изменений, водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия). Следственные версии в такой наиболее распространенной ситуации следующие: а) происшествие возникло в результате нарушения правил дорожного движения водителем (неправильный расчет минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состояния проезжей части и др.); б) происшествие возникло в результате грубого нарушения правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и др.); г) происшествие возникло в результате непреодолимой силы природы (обвал, землятресение и т.д.), а также случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП;

2) обстановка на месте  происшествия изменена его участниками. В данной ситуации необходимо дополнить названные версии следующей: изменение обстановки, реально характеризующей результаты ДТП, произведено с целью восстановления безопасности движения по транспортной артерии либо уничтожения материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия;

3) обстановка на месте  происшествия не изменена, в ней  сохранены элементы ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места происшествия (чаще всего эта ситуация встречается при серьезных вредных последствиях, либо при совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или при дюне транспортного средства). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшествия, включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам наложения на теле и одежде жертвы;

4) обстановка, при которой  в зоне дорожного движения  обнаружен труп, но нет специфических признаков ДТП. В этом случае может быть выдвинута версия о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления;

5) обстановка, при которой  обнаружен труп, но не на трассе  движения (на обочине, в лесном  массиве и т.д.), при этом комплекс  повреждений на теле и следы  наложения (частицы лакокрасочного  покрытия, смазочных материалов  и др.), следы волочения, свидетельствуют о совершенном ДТП. Следственные версии при такой ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное под другое преступление; б) произошло иное преступление, инсценированное под ДТП. В данном случае суждения о характере смерти потерпевшего могут быть разрешены проверкой версий о давности и месте ее наступления, о механизме происшествия, о виновных в его совершении. В соответствии с полученной информацией о месте события и иных обстоятельствах, которые помогут ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, а также при помощи логических приемов мышления можно установить причинную связь с расследуемым преступлением.

Сложная деятельность следователя при расследовании ДТП не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций, а в случае надобности и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП.

На первом месте в плане расследования следует предусмотреть необходимые следственные осмотры; установление личности потерпевших (путем изучения документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей и их допрос, допрос водителя (водителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП; судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение и проведение необходимых экспертиз (автомеханическая, судебно-медицинская, трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.).11

2.3. Начальный этап расследования

На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из следственной ситуации.

К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения, осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения (на месте происшествия в качестве предварительной пробы используется индикаторная трубка «Контроль трезвости»), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп). При необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и назначение других экспертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.), следственный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным.12

А теперь хотелось бы рассказать подробнее о первоначальных следственных действиях:

1) Осмотр места происшествия

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его проведения (для чего выставляются соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.). В состав следственно-оперативной группы целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения).13 Если к моменту прибытия на место происшествия работники следственной группы застанут потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой медицинской помощи.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного покрытия (асфальт, цементобетон и др.) и его эксплуатационное состояние (сухое, заснеженное и т.д.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров (например, для обнаружения и раздельного изучения следов протектора передних и задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать лишь на повороте). На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины (ручки от дверей, болты и т.п.).

Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.

Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.

При осмотре места происшествия помимо традиционной передвижной криминалистической лаборатории используется стерео-фотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежуток времени).

2) Осмотр транспортного средства

Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем).

Информация о работе Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения (дорожно-транспортные преступления)