Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Также в данной работе будет подробно рассмотрена методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Одной из актуальных проблем современности в стране является проблема безопасности дорожного движения. Резкий скачок автомобилей, плохое качество дорог, все увеличивающийся грузопоток недисциплинированность водителей (зачастую и пьянство) приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах, а в последнее время наблюдается тенденция роста ДТП, в том числе с тяжкими последствиями.

Содержание работы

Введение 3
I. Тактика проверки показаний на месте 4
§ 1. Понятие, цели и значение проверки показаний на месте 4
§ 2. Тактика подготовки и проведения проверки показаний на месте 6
§ 3. Фиксация проверки показаний на месте и ее оценка 9
II. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 11
§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений (происшествий) 11
§ 2. Типичные следственные ситуации и содержание начального этапа расследования 14
§ 3. Дальнейший этап расследования 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

криминалистика.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

На данном этапе  осмотра производится ориентирующая фото или видеосъемка места происшествия. Осмотр дороги включает в себя обзорное, узловое и детальное исследование проезжей части, краевой полосы, обочины, кювета, обреза, следов, оставленных транспортным средством, водителем, потерпевшим. При этом в протоколе фиксируются:

а) сведения о дороге: размеры ее элементов, характер покрытия и состояние проезжей части (асфальтовое, грунтовое, сухая, гололед), наличие или отсутствие дорожной разметки, знаков, пешеходного перехода. В ряде случаев, например, в ситуации опрокидывания автомобиля, возникает необходимость измерения поперечного и продольного уклонов дороги или радиуса поворота;

б) сведения об условиях, обеспечивающих водителю видимость по ходу движения транспортного средства: наличие лесопосадок, заборов, рекламных плакатов и других препятствий, ограничивающих обзорность дороги и прилегающих к ней участков; наличие или отсутствие осветительных приборов, состояние метеоусловий на момент осмотра;

в) сведения о следах, оставленных транспортным средством: следах-отображениях рисунка протектора при вращении колес, при их торможении («юзе»), кожуха редуктора заднего моста, карданного вала, следах волочения потерпевшего, следах-веществах (кровь, горюче-смазочные материалы, куски грунта, осыпавшиеся из-под крыльев в момент удара и т.д.), следах-предметах (детали транспортного средства, груз из его кузова, осколках стекол, ободки фар и т.п.).

Особенно важно исследовать при осмотре тормозной след, что позволит правильно определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, размер полного остановочного пути. По характеру следа, оставленного колесом автомобиля, можно установить ряд обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Так, четкий след качения колес (в период торможения), переходящий в амфорный, смазанный след блокированных колес, свидетельствует об исправности тормозной системы транспортного средства и о том, что к резкому торможению водитель прибегнул не сразу по мере обнаружения опасности для движения. Специфичен след, оставленный шинами со сниженным давлением. След качения колес, переходящий в волнистый след торможения, образуется в результате несоблюдения дистанции. Если след блокированных колес имеет излом, то направление этого излома указывает на направление удара в автомобиль с противоположной стороны.

В ситуации оставления места происшествия водителем, скрывшемся на транспортном средстве, участвовавшим в аварии, в ходе осмотра необходимо получить информацию, позволяющую провести идентификационные исследования. С этой целью в протоколе и приложениях к нему следует зафиксировать с большой степенью точности такие параметры, как ширину колеи, ширину следа беговой дорожки колеса, характер рисунка протектора шин и его индивидуальные особенности, образующиеся в процессе их изготовления и особенно эксплуатации, базу транспортного средства.

Особое  значение для выяснения механизма  происшествия имеет определение места столкновения транспортных средств. О нем свидетельствуют следы качения, продольного и поперечного скольжения шин, следы от деталей транспортного средства, места скопления осколков стекол и пластмасс, частиц пыли и грязи, осыпавшихся с нижних частей транспортного средства при ударе, разлившихся жидкостей (масла, антифриза, воды), а также следы, оставленные на дороге предметами, отброшенными в результате удара, выпавшим грузом. Имеет значение и характеристика повреждений, полученных автомобилями, их расположение на проезжей части после ДТП;1

г) сведения о  следах ног потерпевшего или водителя, имеющие в ряде случаев доказательственное значение: по дорожке следов можно определить направление движения пешехода, характер действий водителя после происшествия.

Осмотр  транспортного средства производится с целью:

а) установления его вида и отличительных знаков, принадлежности (по внешним признакам и документам, имеющимся в кабине);

б) определения  состояния органов управления (положение рычагов переключения передач, ручного тормоза, планетарного механизма гусеничной техники, указателей поворотов, клавишей электроприборов, показание спидометра, других приборов);

в) выявления  следов происшествия (вмятин, поврежденных приборов, объектов биологического происхождения, частиц краски с другого транспортного средства, волокон одежды потерпевшего на выступающих частях транспортного средства, на элементах его ходовой части: колесах, гусеницах, катках);

г) установления признаков нахождения за рулем определенного человека (следов пальцев рук на рычагах органов управления транспортным средством, следов-наложений волокон одежды на водительском сиденье, почвы с подошв обуви на педалях сцепления, тормоза и акселератора);

д) проверки технического состояния, т.е. определения работоспособности систем, влияющих на безопасность движения: тормозной системы (рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной), рулевого управления, внешней сигнализации и освещения, трансмиссии и ходовой части. При необходимости, например, в ситуации выпадения людей из кабины или кузова, проверяется система запирания дверей, борта.

На месте происшествия такая проверка осуществляется специалистом путем технического экспресс-диагностирования, т.е. без разборки систем и агрегатов транспорта, но по совокупности обнаруженных диагностических параметров, поломок деталей систем автомобиля.

После осмотра  транспортное средство направляется или  буксируется на площадку задержанных машин, на которой его техническое состояние проверяется еще раз комиссионно, более детально, о чем составляется соответствующий акт. При необходимости состояние систем и агрегатов транспорта явится предметом изучения в рамках автотехнической экспертизы, предполагающей анализ с их разборкой и установлением причин возникновения обнаруженных дефектов.

С целью обнаружения  следов происшествия в труднодоступных местах автомобиля (на днище кузова, картере, карданном валу, колесах) может проводиться дополнительный осмотр автомашины в благоприятных условиях, например, на гаражной яме или ремонтном подъемнике, при хорошем освещении.

Осмотр  трупа проводится по правилам судебной медицины с участием судебного медика, при этом криминалистическое и доказательственное значение имеют следующие данные: положение трупа относительно окружающей обстановки, транспортного средства и его следов; наличие в карманах одежды документов, ценностей, на одежде — следов транспортного средства (отпечатков выступающих деталей, шин, частиц горюче-смазочных материалов, краски, осколков стекла и т.д.); негативные обстоятельства: отсутствие крови в месте, где она должна быть, видимое несоответствие телесных повреждений на трупе механизму события.

Существенное  значение имеет правильное описание наружных телесных повреждений, которые по характеру и локализации делятся на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения отражают форму, рисунок, размеры деталей транспортного средства, которые в момент наезда действовали на тело потерпевшего в качестве повреждающего предмета (отпечатки бампера, фары, протектора шины).

Характерные повреждения типичны для конкретного вида автотравмы и встречаются в сочетании со специфическими (переезд колесом, выпадение из кабины или кузова транспортного средства).

Нехарактерные повреждения не имеют указанных  признаков и встречаются при травме любыми другими предметами.1

Для дальнейшего  судебно-медицинского исследования труп направляется в судебно-медицинскую лабораторию. Если личность пострадавшего неизвестна, то производится описание его внешности (анатомических признаков, особых примет, аксессуаров) по правилам словесного портрета, а также дактилоскопирование и опознание.

2. Розыск транспортного средства  и водителя, скрывшегося с места происшествия.

В ситуации, когда  водитель на управляемом им транспортном средстве с целью избежания ответственности за содеянное скрылся с места происшествия, перед следователем в числе первоочередных становится задача установить их местонахождение, а затем доказать причастность водителя к совершению данного дорожно-транспортного происшествия. Путем опроса очевидцев события, изучения следов, оставленных на месте происшествия, следователь выясняет приметы автомобиля, направление его движения, а затем, в зависимости от конкретной ситуации, совместно с работниками ГИБДД или ВАИ организует и реализует следующие розыскные действия:

1) ориентирование  органов ГИБДД, ВАИ о совершенном происшествии, о приметах водителя и транспортного средства;

2) преследование  транспортного средства в возможном направлении его движения;

3) поиск транспортного  средства в близлежащих населенных пунктах, прочесывание местности;

4) выставление  постов в местах предполагаемого  появления водителя и транспортного средства;

5) проверка подвижного  состава и путевых документов  в автопарках с целью:

- установления круга транспортных средств, находившихся в рейсе или вне парка по разным причинам в момент происшествия;

- обнаружения транспортного средства со следами аварии;

6) проведение  мероприятий по установлению  места нахождения скрывшегося водителя.

3. Выемка одежды потерпевшего.

Для выяснения  механизма происшествия и других обстоятельств следователь производит выемку одежды потерпевшего, на которой могут иметься следы транспортного средства. Исследование одежды позволяет установить наличие или отсутствие на ней:

а) следов ударов частями транспортного средства (в том числе, повреждения ткани предметов одежды); в ряде случаев контуры загрязнений и повреждений ткани служат основанием для идентификации определенной части машины (отпечатки клыка бампера, решетки радиатора и т.д.);

б) следов-наложений частиц лакокрасочного покрытия транспортного средства;

в) следов горюче-смазочных материалов;

г) следов-отображений протектора шин колес.

Выемка одежды потерпевшего производится на основании постановления следователя в лечебном учреждении либо в морге, куда направлен труп пострадавшего.

4. Допросы участников события  и очевидцев:

а) Допрос водителя.

Процессуальное  положение водителя на различных  стадиях уголовного процесса может быть различным: он может быть допрошен в качестве свидетеля, подозреваемого или обвиняемого. Водитель — лицо, заинтересованное в исходе дела, поэтому показания его должны оцениваться критически. Показания, несоответствующие объективным обстоятельствам события, он может дать как в силу неверного восприятия и оценки происшествия, так и по причине желания скрыть истину от следователя. Поэтому к допросу водителя требуется особая подготовка со стороны следователя в части владения им тактическими приемами получения объективных показаний в бесконфликтной и конфликтной ситуации, методами производства некоторых расчетов, например, связанных с вычислением скорости движения автомобиля перед началом торможения при наличии информации о длине тормозного пути и состоянии покрытия проезжей части дороги.1

Вопросы, подлежащие выяснению при допросе водителя, условно можно свести в четыре группы:

- обстоятельства, непосредственно не связанные с конкретным происшествием, но позволяющие получить представление об уровне профессиональной подготовки водителя, его опыте, состоянии здоровья;

- обстоятельства, предшествовавшие происшествию: выезд из автопарка, цель поездки, ее документальное оформление, маршрут движения, отдых в пути следования, состояние погоды, видимости, дороги, освещения, кто находился за рулем транспортного средства непосредственно перед происшествием;

- обстоятельства, указывающие на механизм происшествия: дорожная обстановка (состояние дороги в месте аварии, наличие знаков, разметки, светофора, регулировщика, наличие попутного и встречного транспорта, действия его водителей), с каким транспортным средством и что именно произошло, действия пострадавшего, не появился ли он перед транспортным средством внезапно, скорость движения транспортного средства перед началом торможения, какое решение принял водитель в опасной обстановке, в какой момент начал принимать меры и какие именно для предотвращения наезда, столкновения, как должен был действовать по правилам дорожного движения, знает ли он их нормы применительно к ситуации рассмотрения, как произошло происшествие, какой частью транспортного средства и куда нанесен удар, механизм падения, перемещение пострадавшего, точное место столкновения транспортных средств;2

- обстановка на месте происшествия после аварии: взаимное расположение транспортных средств, потерпевшего, следы происшествия, действия водителя, иных лиц по оказанию помощи потерпевшему, изменение обстановки.

б) Допросы  свидетелей, очевидцев происшествия, потерпевшего предполагают получение ответов на вопросы, которые по своей направленности могут быть сведены в четыре группы. Формулируя вопросы, относящиеся к первой группе, следователь выясняет условия, при которых очевидец наблюдал событие (место его нахождения, состояние зрения, слуха, условия освещенности); вторая группа вопросов направлена на установление действий потерпевшего в их динамике (направление и характер передвижения, процесс наезда на него, развитие события после наезда); третья группа вопросов посвящается установлению характера действий водителя и движения управляемого им транспортного средства (направление и скорость движения, что предпринимал водитель до наезда и после него, кто находился за рулем транспортного средства, если водитель скрылся с места происшествия на транспортном средстве, то его приметы); четвертая группа вопросов направлена на установление механизма происшествия (расположение транспортных средств, потерпевшего в момент столкновения, наезда, характера их перемещения в процессе развития события).

Информация о работе Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта