Криминалистические знания при оценке деятельности следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 16:18, статья

Описание работы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием прокурором криминалистических знаний при оценке деятельности следствия на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Отдельно затронут вопрос о расширении предмета криминалистической тактики за счет включения в нее тактики судебного следствия.
Прокуратура - действенный инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как средства развития государственности.
Российская прокуратура прошла сложный исторический путь развития, и с каждым этапом претерпевала значительные и коренные изменения. Первым актом, явно прописывающим функции и полномочия прокурора – это проект устава о судопроизводстве. Именно статья 145 данного проекта возлагала на прокуратуру надзор за органами юстиции (судами, адвокатурой, нотариатом), надзор, за следствием и исполнением решений и приговоров. 8 июня 1860 года было утверждено Учреждение судебных следователей. В соответствии со статьей 30 этого акта прокурор имел право давать следователю не приказания, а лишь предложения.

Файлы: 1 файл

статья криминалистика апрель.docx

— 27.82 Кб (Скачать файл)

Прокуратура - действенный инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как средства развития государственности.

Российская прокуратура прошла сложный исторический путь развития, и с каждым этапом претерпевала значительные и коренные изменения. Первым актом, явно прописывающим функции и полномочия прокурора – это проект устава о судопроизводстве. Именно статья 145 данного проекта возлагала на прокуратуру надзор за органами юстиции (судами, адвокатурой, нотариатом), надзор, за следствием и исполнением решений и приговоров. 8 июня 1860 года было утверждено Учреждение судебных следователей. В соответствии со статьей 30 этого акта прокурор имел право давать следователю не приказания, а лишь предложения. Возрождение этого института предвидится  в настоящем времени, так  Верховный Суд  РФ рассмотрит вопрос о появлении института следственных судей в Российской Федерации. В 1862 году "Основных положениях преобразования судебной части в России" отношение к вопросу о надзоре за следствием существенно изменилось. Было решено возложить на прокурора целиком не только надзор, но по существу и руководство следствием. Прокурор получал право требовать от следователя рассмотрения различных версий дела. Затем прокурорский надзор был распространен и на дознание, проводимое полицией.

В Советское время прокурор возбуждал уголовные дела, осуществлял надзор за расследованием дела в процессе дознания и предварительного следствия, Кроме того,  мог лично совершать следственные действия, направлял дело на рассмотрение суда, участвовал в разбирательстве дела судом, изобличал перед судом совершивших преступление лиц, содействовал суду в правильном разрешении дела. Именно прокурор нес ответственность за правильность расследования дела, за законность расследования, за обоснованность выводов, изложенных в обвинительном заключении. 

Принятие Федерального закона “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации” и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 5 июня 2007 г. внесло кардинальные изменения в расстановке приоритетов среди направлений деятельности прокуратуры в уголовном судопроизводстве.      Прокурор на досудебных стадиях уголовного процесса прекратил активно влиять на ход расследования, так как фактически утратил полномочия руководителя и организатора уголовного преследования. Основное назначение прокурора в уголовном судопроизводстве определено в ч.1 ст. 37 УПК: прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Нигде в УПК не говорится о надзоре руководителей следственных органов и следователей за процессуальной деятельностью прокурора, за законностью, обоснованностью принимаемых решений и совершаемых им действий. Признать незаконными и необоснованными действия и постановления прокурора вправе только вышестоящий прокурор (п.6 ч.2 ст. 37 УПК РФ).       

В соответствии ч.1 ст.146 УПК РФ прокурор лишен права возбуждать уголовное дело, а также существенно урезаны его полномочия по осуществлению уголовного преследования, что совершенно отрицательно сказывается на решении задач уголовного процесса, декларированных в ст.6, ст.21, ст.73 и др. Разве можно при указанных изменениях говорить об осуществлении прокурором полноценного уголовного преследования от имени государства? В лучшем случае говорить можно об участии прокурора в уголовном преследовании.

Разумеется, деятельность государственного обвинителя, его эффективность напрямую зависят от качества досудебного производства по уголовному делу, поэтому необходимо обладать прокурору достаточными знаниями нетолько материального и процессуального права, но и основными знаниями криминалистики. Молодые сотрудники прокуратуры, должны повышать свой профессиональный уровень государственных обвинителей, полноценно разбираться в материалах дела, в построенных следственных версиях, доказательствах, чтобы разрешить основную задачу – виновности или невиновности подозреваемого (обвиняемого). Ведь отсутствие опыта следственной деятельности, должного взаимодействия играет отрицательную роль при проведении прокурорского надзора.

Существующие возможности в осуществлении прокурорского надзора за органами предварительного следствия явно не позволяют достаточно и эффективно защищать конституционные права и свободы граждан в уголовном производстве.          Много дел возвращается прокурорами для производства дополнительного расследования. Основными причинами возврата являются: неполнота проведенного расследования, несоответствие постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения (акта) установленным обстоятельствам дела, ошибки в юридической оценке содеянного, нарушения права на защиту.      Большинство  прокуроров отмечают, что им приходится возвращать для дополнительного расследования и те дела, по которым они раньше уже вносили требования об устранении нарушений закона и которые, соответственно, не были исполнены.      Широкие полномочия, посредством которых следователи имеют возможность вторгаться в жизнь человека, в деятельность предприятий и организаций, требуют жесткого за ними надзора, наделения прокурора императивными полномочиями. Отсутствие, которых чревато беззаконием, причем в его самых опасных формах — злоупотреблением и произволом со стороны следователей.           Стоит отметить, что прокурор, следователь, руководитель следственного органа представляют одну сторону – государственное обвинение, поэтому важно обеспечить их единство, взаимодействие, ответственность, внутреннюю состязательность. Следователь – это самостоятельная фигура при расследовании преступлений, а прокурор должен осуществлять деятельность, связанную с обвинением лица в совершении уголовно наказуемого деяния, поскольку эта деятельность затрагивает права человека и гражданина, наиболее точно отражает статус органов прокуратуры и прокурора в обществе и государстве. Именно прокурор возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит вся ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом.       Существует мнение, что прокурорский надзор в досудебном производстве по уголовным делам должен ограничиваться его контролем за соблюдением процессуальной процедуры возбуждения уголовного дела, выполнения следственных действий, проверкой законности и обоснованности процессуальных решений. А. Ильюхов, например, утверждает, что “ прокуратура, по сути, не несет какой-либо ответственности за результаты расследования” 2, с чем нельзя согласиться. Так, согласно ч.2 ст. 21 УПК РФ прокурор обязан принять все предусмотренные УПК меры по установлению, изобличению лица или лиц, совершивших преступление. Соответственно, прокурор на досудебной стадии имеет все надзорные полномочия в пределах своей компетенции.

Круг объектов прокурорского надзора не только прописан в уголовно процессуальном кодексе. Так, Федеральный закон “О государственной судебно-экспертной деятельности” в своих положениях детально рассматривает процедуру производства экспертиз, назначаемых в  связи с расследованием преступлений. Данный закон также образует с Главой 27 (Производство судебных экспертиз) УПК РФ комплекс норм, которые обеспечивают получение важных доказательств в ходе расследования.

Немало важную роль играет Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, который гласит, что ее результаты могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, а также следователю, в производстве которого находится уголовное дело. Содержание норм вышеупомянутого закона взаимосвязано со ст. 89 УПК РФ, которая, в свою очередь, запрещает использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, уголовно-процессуальным закона.

Получение сведений и результатов оперативно-розыскной деятельности обеспечивается средствами прокурорского надзора, так как на прокурора возложена обязанность проверки исполнения сотрудниками подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поручений следователей о производстве оперативно-розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам. Эта обязанность прокуроров прописана в подп. “г” п. 5 и п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности”. Решение вопроса связано с оценкой возможности получения сведений, которые могут быть положены в основу уточнения имеющихся или выдвижения новых криминалистических версий, разработки тактики и определения процессуальных, либо непроцессуальных средств их проверки.

Приказ Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия” в  п. 1.10 обязывает прокуроров обеспечивать комплексный подход к проверке законности и обоснованности приостановления предварительного следствия по основаниям п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК. То есть, когда не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, а также когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам. В этих ситуациях проверке и анализу подлежат не только уголовные дела, но и дела оперативного учета в целях выявления в материалах оперативно-розыскного производства сведений, которые могут быть использованы в раскрытии преступлений, а также в случае  обнаружения и задержания скрывшегося от следствия лица.

Кроме того, прокурор может компетентно влиять на достижение позитивных результатов расследования за счет использования отдельных видов уголовной регистрации. Его знания в этой области необходимы для обязательной криминалистической и профессиональной подготовки.

Прокурорский надзор в сфере использования систем уголовной регистрации – является специфической отраслью деятельности. Надзирающие прокуроры должны обладать достаточными знаниями уголовной регистрации, знать систему, виды, и, разумеется, порядок проведения проверок.

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного расследования обеспечивает высокий уровень его организации, тщательность исследования признаков преступлений и своевременность возбуждения уголовных дел, обоснованность и исследование версий, проверку причастности заподозренных лиц, использование возможностей криминалистики и судебной экспертизы и данных уголовной регистрации.3

Прокурору необходимо знать общие положения криминалистической методики расследования преступлений и ориентироваться в частных методиках, компоненты которых служат ориентирами в оценке полноты и всесторонности расследования и в которые интегрированы положения криминалистической техники и криминалистической тактики.

К вышесказанному стоит добавить, что осуществление прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия имеет конституционно-правовое значение. Это исходит из самой процедуры назначения Генерального прокурора РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Решающая роль Совета Федерации Федерального Собрания РФ в этой процедуре определяется тем, что это должностное лицо возглавляет систему органов, осуществляющих надзор за исполнением законов на всей территории РФ, во всех ее субъектах.4 Прокуратура – есть носитель государственной власти. Законодателем предоставлены необходимые функции и полномочия, а закон “О прокуратуре” наделил действенными средствами государственно-правового воздействия на процесс досудебного уголовного судопроизводства. Наконец, в ч. 1. ст.1 УПК РФ говорится о том, что Кодекс основан на Конституции РФ, соответственно прокурорский надзор в этой стадии уголовного судопроизводства направлен на достижение конституционных целей.

Прокурор должен использовать криминалистические знания в своей деятельности при досудебном производстве, анализировать материалы уголовного дела о преступлении конкретного рода, использовать криминалистические методы познания при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений. Сущность анализа  материалов уголовного дела состоит в выяснении содержания и его последующей оценке промежуточных и конечных результатов деятельности по выявлению, расследованию преступления с позиции классификации деяния, соблюдении требований уголовно-процессуального закона и использовании криминалистических методологических рекомендации. Разработанные рекомендации, средства, методы, алгоритмы являются средствами оптимизации деятельности оперативного работника, следователя, прокурора, судьи и выступают как инструмент практической деятельности.

 

2 Ильюхов А.А. Соотношение процессуальных полномочий прокурора и руководителя следственного органа в досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2012. № 4(30). С. 25.

3 Исаенко В.Н. Криминалистические аспекты деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве // Криминалистъ. 2011. № 2(9). С. 18.

4 Садовникова Г.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). 8-е изд. М.: Юрайт, 2012. С. 203.


Информация о работе Криминалистические знания при оценке деятельности следствия