Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время обоснованную тревогу вызывает уровень незаконного распространения наркотиков . За последние пять лет наркоситуация в России резко обострилась, увеличилось количество преступлений, связанных с наркотиками. Как отмечает руководитель Федеральной службы по контролю наркотиков России В.П. Иванов, благодаря энергичным мерам по укреплению государственности в 2001-2003 годах существенно замедлился, а затем пошел на снижение рост количества вовлеченных в потребление наркотиков. Однако с 2004 года возобновился дальнейший устойчивый рост, что является крайне тревожным фактором, требующим как от медицины, так и от государства в целом решительных действий .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
1.Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков………………………………......................4
- Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования……………………………………………………………………….5
2.Общая характеристика элементов состава преступлений и нарушение уставных правил «караульной( вахтенной )служб»……………………………..6
3.Протокол освидетельствования …………………………………………………9
4.Частные версии по делу о содержании
притона………………………………………………………………………………..12
5.Ответственность за организацию и содержание притонов……………………14
Заключение …………………………………………………………………………....17
Список использованной литературы и нормативно-правовых документов…22

Файлы: 1 файл

криминалистика готовая кн-р.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 

 Порядок несения  караульной службы регламентирован  Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (с изменениями от 30 июня 2002 г.).

 

 Действие УГ и  КС ВС РФ, кроме Вооруженных  Сил Российской Федерации, распространяется  и на другие войска и воинские формирования Российской Федерации. Вахтенная служба на кораблях регламентируется Корабельным уставом Военно-Морского Флота Российской Федерации, введенным в действие приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 г. N 350. Отдельные правила несения караульной службы военнослужащими внутренних войск по охране важных государственных объектов, специальных грузов установлены Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (в редакции от 7 марта 2005 г.), а также Уставом внутренних войск МВД России.

 

 Следует отметить  и некоторые особенности несения  караульной службы. Их наличие  также отражено в УГ и КС  ВС РФ. В соответствии со ст. 4 данного Устава при расположении воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на территории другого государства руководство караульной и гарнизонной службами регламентируется статусом пребывания войск России за границей, утвержденным международным соглашением между Российской Федерацией и государством, на территории которого располагаются воинские части.

 

 Нормы УГ и КС  ВС РФ являются обязательными  для исполнения, определяют права  и обязанности по организации  и несению караульной службы, что характеризует институт караульной службы как устойчивый и стандартный. Следует отметить, что исключительно нормами УГ и КС ВС РФ невозможно полноценно регулировать все вопросы караульной службы. Это связано не только с особенностями задач, решаемых разными частями и подразделениями, но и с условиями их выполнения. При этом, решаемые караульной службой задачи предполагают абсолютную интенсивность и непрерывность, что подразумевает возложение данной обязанности на широкий круг военнослужащих и может характеризовать несение караульной службы как выполнение боевой задачи.

 

 В отличие от  ранее действовавшей нормы (ст. 255 УК РСФСР) в диспозиции ст. 342 УК РФ не содержится прямого  указания на установление уголовной  ответственности за нарушение  приказов и распоряжений, изданных  в развитие правил несения караульной (вахтенной) службы.

 

 Однако, как следует  из УГ и КС ВС РФ, наряд  караулов производится на основании  расписания караулов, одновременно  для каждого караула составляются  схема расположения постов, табель  постам, инструкция начальнику караула и т.д. В них указываются границы постов и запретных зон для каждого конкретного караула, что подлежит охране и обороне на каждом посту, особые обязанности часового с учетом конкретных условий несения службы на конкретном посту и т.п.

 

Таким образом, нарушение этих правил является уголовно наказуемым в соответствии со ст. 342 УК РФ.

 

 К основным нормативным актам, регламентирующим несение караульной службы, относятся:

 

- приказ министра  обороны Российской Федерации  "О состоянии гарнизонной и караульной служб в Вооруженных Силах Российской Федерации и мерах по дальнейшему совершенствованию их организации" 1998 г. N 370. Приказ издан в развитие норм УГ и КС ВС РФ и является обязательным для исполнения всеми военнослужащими Министерства обороны Российской Федерации в части, касающейся организации и несения караульной службы;

 

- приказ министра  обороны Российской Федерации  "Об охране и сопровождении  военных грузов при их перевозке  железнодорожным, морским и речным  транспортом" 1997 г. N 321, предусматривающий особенности возлагаемых на караульных обязанностей, обусловленные характером выполняемых задач при перевозке военных грузов;

 

- директива Генерального  штаба Вооруженных Сил Российской  Федерации "О мерах по улучшению  организации повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил), обеспечению правопорядка и воинской дисциплины, службы войск и безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 21 декабря 1998 г. N ДГШ-31, которая также имеет существенное значение в организации караульной службы.

 

 

 

 

 

 

 

3…… Рассмотрим  пример оформления протокола  на водителя за управление  транспортным средством

 

Рассмотрим пример оформления протокола на водителя за управление транспортным средством в состоянии  опьянения и, пожалуй, начнем с Правил дорожного движения. Пункт 2.7 гласит: водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном и утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории. Для привлечения к ответственности не имеет значения, в состоянии какого (алкогольного, наркотического или иного) опьянения находится водитель. Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, так же как и за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, предусмотрена ст. 12. 8 КоАП РФ. За управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права управления транспортными средствами на срок один год. За передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, предусмотрена аналогичная ответственность. При этом для привлечения к административной ответственности за передачу управления необходимо установление факта, что лицо, передавшее управление, знало, что лицо, принявшее управление транспортным средством, находится в состоянии опьянения. Фактом передачи транспортного средства следует считать передачу рулевого управления в процессе вождения. Если вас остановил инспектор ДПС ГИБДД и вы находитесь в состоянии опьянения, то прежде чем оформить на вас протокол за управление транспортным средством в состоянии опьянения, он обязан доказать тот факт, что вы находитесь в состоянии опьянения, для чего в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ проводится медицинское освидетельствование. Не является установленным факт состояния опьянения и в случае признания самого лица в употреблении спиртных напитков, наркотических веществ и т. п., т. е. инспектор ДПС обязан доказать факт управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения при помощи соответствующих документов, а именно при помощи протокола освидетельствования. На основании ст. 27.12 инспектор ДПС ГИБДД в случае, если имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (неустойчивость позы, нарушение речи, изменение окраски кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке, запах алкоголя из полости рта и т. п., признание самого водителя о том, что он употреблял спиртные напитки или наркотики), обязан принять меры по отстранению водителя от управления транспортным средством и направить его на медицинское освидетельствование. Об отстранении водителя от управления транспортным средством, а также направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается водителю. Оба этих протокола являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. С момента составления вышеуказанных протоколов считается возбужденным административное дело, оба административных протокола подписываются должностным лицом, составившим протоколы, а также водителем, в отношении которого составлены данные протоколы. В протоколах также указываются все сведения об отстраненном от управления водителе, сведения о транспортном средстве, а также указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направление на освидетельствование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4…… «Они просто сгнивают заживо – медленно и мучительно»

 

 

Притоны бывают разные, но в Серпуховском регионе это слово в милицейских сводках чаще всего используется с приставкой «нарко». Содержатели притона, как правило, и сами являются наркоманами. В их числе – и нелегальные мигранты, и легальные дворники, и администраторы, и даже медики, но чаще всего все-таки – безработные парни и девушки. Об этом и не только шла речь на пресс-конференции, которую провел начальник службы участковых уполномоченных Максим Потапов.

 

- Максим Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как складывается оперативная  ситуация с обнаружением наркопритонов?

 

- Служба участковых  уполномоченных ведет работу, главным  образом, по выявлению и содержанию  наркопритонов. Также мы проводим  совместные рейды с представителями  уголовного розыска и наркоконтроля. 

 

Серпуховское УВД занимает второе место в Московской области по выявляемости и раскрытию таких притонов. Впереди только Подольск. За последние 7 месяцев выявлено 20 случаев предоставления помещений для употребления наркотических средств (за прошлый год – 15). Помимо этого, гораздо больше в этом году зарегистрировано случаев употребления медикаментозных наркотиков без назначения врача – 35 эпизодов против трех случаев в 2008 году.

 

- На огородах конопля  не встречалась? 

 

- Нет, на приусадебных  участках в этом году мы  ничего не выявили. А вот  в прошлом году в районе Шараповой Охоты были найдены и ликвидированы маковые посадки.

 

- Действительно ли  в городе не осталось точек  по реализации мака?

 

- На сегодняшний момент  прикрыты все точки продажи  опийного мака. Вообще, мак, поступающий  в продажу, имеет только кулинарное назначение – он проходит специальную обработку для нейтрализации опийной составляющей. Кроме того, весь поступающий в реализацию мак сначала проходит экспертизу – не является ли он наркосодержащим. Если результаты исследований показывают, что он небезопасен - его изымаем.

 

Также прикрыта точка  реализации наркосодержащих веществ  в «Торговых рядах», где наркоманы  могли из-под прилавка приобрести любую дозу опийного мака.

 

 

- Какие виды наркотиков  в городе распространены больше  всего? 

 

- В основном в притонах используют опийный мак. Наркотик изготавливается здесь же, на месте. Хотя есть случаи распространения и сбыта более тяжелых наркотиков, но эти эпизоды отслеживают уголовный розыск и наркоконтроль.

 

Отмечу, что, в целом, возраст наркоманов снижается – появляется все больше молодежи, которая начинает колоться с 17-19 лет. Думаю, причина в том, что в СМИ мало информации о вреде наркотиков, в Интернете доступны любые материалы, пропагандирующие наркотики. Но мало кто задумывается, что срок жизни наркомана, начавшего употреблять ацетилированный опий, - всего 2-3 года. У них открываются язвы на венах, в тех местах, где они делают инъекции. И наркоманы сгнивают заживо – медленно и мучительно.              

 

- Расскажите, пожалуйста, о конкретных  удачных операциях по раскрытию наркопритонов.           

 

- Один из притонов располагался  на площади Ленина в доме  № 2/20. Гражданин Комиссаров, хозяин  квартиры, трижды попадался на  содержании притона, в итоге  осужден на 7 лет строгого режима. На Центральной в пятом корпусе дома №160 двадцатилетний гражданин Ершов трижды задерживался за организацию наркопритона.  Причем, в январе мы задержали здесь 13 человек в наркотическом опьянении. Среди задержанных оказалась и несовершеннолетняя – 16-летняя девушка, тоже, что называется, «под кайфом».  В итоге Ершов и его сестра задержаны, в их отношении будет возбуждено уголовное дело.

 

Также был выявлен притон на улице  Залоги в доме №9. Там варили маковую  соломку. Хозяин квартиры – 33-летний Журавлев. Материалы на него сейчас отправляем на возбуждение уголовного дела.

 

По информации, поступившей от жителей, был раскрыт притон на улице Российской в доме №8.

 

Значительно реже встречаются  такие злачные места в деревнях. Но вот в этом году наркопритон  был обнаружен и прикрыт в  Старых Кузьменках.

 

- Какое наказание грозит  организаторам и содержателям  притонов?

 

- Срок, предусмотренный  статьей 232 УК России (организация и содержание притона для употребления наркотиков), – 4 года. Или от 3 до 7 лет, если организацией притона занималась группа лиц. К сожалению, приходится констатировать, что на первый раз организаторам,  как правило, дают условный срок. Это не способствует оздоровлению обстановки в городе. Ведь очень часто хозяева квартир, которые предоставляют помещение для изготовления и употребления наркотиков, имеют с этого не столько коммерческую выгоду, сколько возможность бесплатного получения дозы для самого себя, поскольку сами являются наркоманами.

 

- Что за люди –  хозяева «нехороших квартир»?

 

- Большинство из них  нигде не работают, хотя есть  и вполне успешные люди с  постоянным местом работы. Так,  например, притон на улице Чернышевского  содержала женщина – администратор стадиона «Спартак», на улице Российской – работник ЖКХ. Среди организаторов притонов были даже медики, один из них работал санитаром в ЦРБ.

 

Встречаются и иностранцы. Так, некий гражданин Котламурадов, содержавший притон на снимаемой  квартире в Занарье, является жителем Узбекистана. Он – один из тех мигрантов, кто сначала въехал в страну для работы на полях, а затем решил не возвращаться на родину и промышлять незаконной деятельностью.

 

 

Все сигналы от горожан  мы фиксируем и не оставляем без внимания. Сейчас у нас в разработке находятся еще несколько наркопритонов, ведем наблюдение и сбор информации. Так что работы у нас много.

 

 

 

 

Действия следователя?

 

5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ                                        И СОДЕРЖАНИЕ     ПРИТОНОВ                             

"Уголовная ответственность  за организацию и содержание  притонов для занятия проституцией  предусмотрена ст. 241 УК РФ. Небольшое количество дел (всего пять) пока не дает возможности для каких-либо статистических выводов. Однако наиболее характерные общие черты находившихся в производстве уголовных дел в совокупности позволяют сделать некоторые обобщающие выводы, касающиеся квалификации этих преступлений и особенностей предмета доказывания, а также дают возможность показать, в каких формах состав данного преступления встречается в практической деятельности правоохранительных органов. Опубликованной судебной практики по ст. 241 УК нет, поэтому, анализируя эту норму, следует исходить прежде всего из общих юридических категорий. Что касается объективной стороны, то под термином "притон для занятия проституцией" следует понимать помещение, специально отведенное организатором для половых сношений за плату. При этом организатор необязательно является собственником этого помещения или имеет на него какие-либо права с точки зрения закона. Так, по всем пяти уголовным делам все пять притонов располагались в квартирах, которые организаторы арендовали по устной договоренности с их законными владельцами. При этом не всегда владельцы квартир были осведомлены, как используются сданные ими внаем помещения. Подобная повторяемость красноречиво свидетельствует, что, организуя притон, сутенер предпочитает использовать жилое помещение, к которому сам не имеет прямого отношения. В принципе, для квалификации действий по ст. 241 УК необязательно, чтобы помещение было жилым (хотя не приходилось сталкиваться с тем, чтобы притон располагался на чердаке или в подвале). Кроме собственно помещения в понятие "притон" следует включить такие неотъемлемые детали, как "штат", т.е. группу лиц, непосредственно обеспечивающих его деятельность, - диспетчера, водителей, сутенера, лиц, занимающихся проституцией, а также телефонную или пейджерную связь. В нашем случае все пять притонов приняли вид "фирм", которые имели атрибуты, присущие легальной структуре, - организатора и управленца в одном лице, технических работников - водителей и диспетчеров и "персонал" - проституток. Осуществлялась своеобразная рекламная деятельность в виде объявлений в газетах и на улицах. Существовала письменная бухгалтерия. Отдельного упоминания заслуживает письменная "бухгалтерия" организованных притонов. В ряде известных случаев она представляла собой аккуратно расчерченные на столбцы общие тетради. В первом столбце был указан шифр, под которым по бухгалтерии проходит та или иная девушка, второй - место исполнения заказа, третий - время для исчисления оплаты, четвертый - сумма, полученная за услуги, и отдельно - сумма, причитающаяся "работнице". Каждый лист тетради соответствовал конкретной дате, внизу обозначались суммы, полученные за сутки. Повторяемость такой системы учета позволяет сделать вывод, что она выработана независимо друг от друга различными сутенерами, как наиболее простая и удобная. Наличие бухгалтерии в подобного рода заведениях весьма забавно. Она придает им вид карикатурного отражения коммерческих предприятий. Используя аналогию с легальным бизнесом, можно сказать, что организатор и содержатель притона - "учредитель фирмы, одновременно исполняющий обязанности ее директора". Таким образом, с объективной стороны организация притона для занятия проституцией - деятельность по приисканию, подбору лиц для использования в качестве проституток и "технических работников" - водителя, диспетчера, а также приисканию помещения для занятия проституцией. Часть деятельности по организации притона - достижение соглашения между всеми лицами о порядке выполнения обязанностей и их оплате. Так, по одному из дел был изъят "график дежурства" с обозначением ответственных за поддержание порядка в помещении "фирмы" - притона. Попытаемся дать определение организатора рассматриваемого преступления. Это, на наш взгляд, лицо, приискавшее женщин, изъявляющих желание заниматься проституцией, а также водителя, диспетчеров и т.д., установившее порядок последующей деятельности и размер оплаты для каждого из них, а также приискавшее (чаще всего - арендующее) помещение для половых сношений за плату. Понятие "содержание притона для занятия проституцией" охватывает приискание, привлечение клиентов притона, систематическое предоставление помещения для половых сношений, а также любые другие действия по поддержанию деятельности притона. Практически это проявляется в распространении объявлений (привлечение клиентов), оплата услуг проституток, оплата аренды квартиры и коммунальных платежей, труда водителей и диспетчера. Для квалификации деятельности организатора по ст. 241 УК обязательна оплата услуг проституток. Но это вовсе не значит, что данный состав предусматривает корыстный мотив со стороны самого организатора. В принципе, можно квалифицировать по этой статье деятельность лица, которое организовало притон, но не получало от него дохода. Однако принципиально важно, чтобы оплачивалась "работа" проституток, так как эта оплата отделяет проституцию от некриминальных "услуг". С субъективной стороны, состав преступления, предусмотренного ст. 241 УК, характеризуется прямым умыслом. Им должен охватываться как факт занятия проституцией другими лицами, так и собственная организующая роль в функционировании притона. Исходя из текста закона, для квалификации мотив преступления не имеет значения. Как показывает практика, во всех случаях это корысть. И доходы от деятельности притона зачастую - единственный источник дохода для организатора и содержателя. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. Все известные автору лица, привлекавшиеся по ст. 241 УК, - женщины и имеют более или менее длительный опыт занятия проституцией. Свое положение сутенера - организатора притона они воспринимают как своеобразный "профессиональный рост". Объект преступления - общественная нравственность, которая считается нарушенной самим фактом существования и деятельности притона, независимо от того, есть ли по этому поводу жалобы от граждан, соседей и т.д. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что денежная сумма, полученная сутенером или в отдельности проституткой, не играет никакой роли. Размер дохода сутенера не входит в предмет доказывания по делам этой категории. Отсутствие возможности установыть точный доход от функционирования притона не должно смущать следователя или служить препятствием для направления дела в суд. Ведь при совершении хулиганства, например, не всегда возникает материальный ущерб, однако за хулиганство судят, поскольку это - преступление против общественного порядка. Общественная нравственность - такое же умозрительное понятие, как и общественный порядок, и она не измеряется полученным доходом. Несколько слов об эффективности и целесообразности включения этой нормы в УК. Формулировка ст. 241 имеет один серьезный порок - она похожа на некий плод компромисса между сторонниками легализации проституции и ее противниками. Статья плотно связывает уголовную ответственность сутенера с наличием помещения - притона. Получается, что сутенер, арендовавший квартиру и использующий ее как притон, несет уголовную ответственность. Если же он занимается аналогичной деятельностью, не предоставляя клиентам и проституткам систематически помещения, а используя каждый раз новые места - гостиницы, сауны, квартиры самих клиентов и т.д., то состав преступления в его действиях отсутствует, т.е. нравственность не страдает, если сутенер не предоставляет постоянно одного и того же помещения. Почему именно признак использования постоянного помещения избран для определения общественной опасности организованной проституции, не вполне ясно. Сущность этого явления не изменяется в зависимости от места действия. Поэтому целесообразно принципиально решить в УК вопрос об установлении либо исключении ответственности за сутенерство и сводничество, а не ограничиваться направлением правовой репрессии на отдельные частные случаи, определенные по случайному признаку. В заключение хотелось бы обратиться к сотрудникам правоохранительных органов, которым придется столкнуться с рассмотренным составом преступления. Несмотря на укоренившееся мнение о том, что эта статья "мертвая", вполне возможно успешно расследовать и направлять в суд дела данной категории. Состав ст. 241 достаточно "живой", хотя и спорный продукт российского законотворческого процесса.

Информация о работе Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков