Экстремизм. Понятие и сущность экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

В конце XX - начале XXI в. экстремизм приобрел наиболее опасный международный (транснациональный) характер. Это связано с тем, что данное антиобщественное явление создает угрозу не только национальной безопасности, но и всему международному сообществу. Так, мировую общественность потрясли события 20.03.1995 в Токийском метро, где адептами «Аум Синрике» был распылен нейропаралитический газ, а в лабораториях организации велись разработки биологического, химического и ядерного оружия, а также, разумеется, трагедия 11.09.2001 в США.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность экстремистской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Виды современного экстремизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности, их классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности 15
2.2 Организация экстремистского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Организация деятельности экстремистской организации . . . . . . . . . . 19
3. Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму . . . . . . . . . . . . . 22
3.1 Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экстремизма в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Меры противодействия проявлениям экстремизма в России . . . . . . . 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Файлы: 1 файл

экстремизм курсовая1.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

3.2 Меры противодействия  проявлениям экстремизма в России

 

Проблема распространения  экстремизма как социально-опасного и уголовно-правового явления  поставила вопрос о совершенствовании  общегосударственной системы его  предупреждения.

Основным законом Российской Федерации - Конституцией, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, установлены запреты на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13), на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19), пропаганду и агитацию такого превосходства (ст.29). Таким образом, Конституция Российской Федерации является основой создания и развития законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности (экстремизму).

С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности» противодействие экстремизму официально признано актуальным направлением правоохранительной работы. Названный Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, что согласно правовому акту сделано в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также основ конституционного строя и обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации. В уголовном законодательстве данный Закон был отражен в ст. ст. 2821 («Организация экстремистского сообщества»), 2822 («Организация деятельности экстремистской организации») УК РФ. В последствии Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в отдельные законодательные акты были внесены изменения и дополнения в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму.20

Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:

  • законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;
  • комплексность - объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;
  • оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;
  • оперативность - осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.21

Эффективность противодействия  экстремизму во многом зависит и от качества координации деятельности правоохранительных органов. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.

В Российской Федерации  отсутствует системное профилактическое воздействие со стороны всех органов, задействованных в противодействии  экстремизму, в предупреждении вовлечения молодежи в совершении преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделами образования на местах, МВД, причем в основном в школах, реже - в средних специальных учебных заведениях и совсем редко - в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодежь.

Кроме воспитательной и  разъяснительной работы большим  потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает обнародование основных результатов  деятельности в сфере противодействия  экстремизму. В этой связи представляется целесообразным издание специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует в некоторых зарубежных странах.22

С учетом остроты проблемы государством сегодня принимается целенаправленный комплекс мер по предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии. Важным шагом в этом направлении стало принятое в сентябре 2008 г. президентом России Д.А.Медведевым решение об образовании в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму. В настоящее время центры по противодействию экстремизму функционируют во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации.23

Департамент по противодействию  экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДПЭ МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Основным направлением его деятельности определено пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти.

Сотрудники департамента принимают участие в работе по раскрытию наиболее резонансных  преступлений последнего времени, в том числе взрыва «Невского экспресса», убийств священника Даниила Сысоева и антифашиста Ивана Хуторского. Кроме того, они проводят активную работу по документированию преступной деятельности участников ячеек международных экстремистских организаций.

Министром внутренних дел  утверждена ведомственная программа  по противодействию экстремизму  на 2010-2012 годы, в которой вопросам взаимодействия с институтами гражданского общества уделено значительное внимание.

Генеральной прокуратурой принимаются меры по усилению надзора за исполнением законодательства в рассматриваемой сфере, по повышению эффективности прокурорского реагирования, включая и организационные. В частности, в сентябре 2006 г. в Генеральной прокуратуре создан специальный отдел по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях. Данный отдел намерен установить, какие законодательные и исполнительные органы власти занимаются этой проблематикой, в каком объеме, соответствует ли это законодательству и какова система профилактики и предупреждения.

Противодействие экстремизму  в современный период требует  от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных  действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение его проявлений в любых формах. Эта работа носит долгосрочный характер. Причем многие ученые считают действующую нормативно-правовую базу противодействия экстремизму в России достаточной для осуществления соответствующей правоприменительной деятельности. Однако представляется, что это не совсем так.

Так, в России за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрены, в отличие от многих западных стран, весьма либеральные административные меры (ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Например, в отношении Общественного незарегистрированного объединения группа "Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь" 13.04.2006 г. решение о ликвидации вынес Первомайский районный суд г. Краснодара. Прокурором Центрального округа Краснодара, который на основании ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" направил в Первомайский районный суд заявление о запрете деятельности группы. В течение 2005 г. активистам организации было вынесено три предупреждения прокуратуры о недопустимости экстремистской деятельности. Одно из них было вынесено прокуратурой в ноябре 2005 г. Она провела проверку законности деятельности "Державы Русь" и выявила, что "руководитель группы направлял в различные органы власти и управления района, правоохранительные органы письма, в которых высказывались намерения осуществлять свою публичную деятельность в соответствии с "Державой" "нормативными актами" и "указами", противоречащими законодательству Российской Федерации". В связи с этим прокурор объявил ему "предостережение о недопустимости нарушения законодательства об общественных объединениях". Аналогичные предостережения в 2005 г. были направлены прокурором Центрального административного округа Краснодара членам "Рады земли Кубанской Духовно - Родовой Державы Русь". В январе 2006 г. один из них осужден Первомайским районным судом Краснодара по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("возбуждение национальной ненависти"), ч.1 ст. 330 ("Самоуправство"), ч. 1 ст. 201 ("Злоупотребление полномочиями"). В январе 2006 г. за "публичное демонстрирование символики, сходной с нацистской до степени смешения на бланках организации "Рада земли Кубанской Духовно - Родовая Держава Русь", поступивших в адрес Генеральной прокуратуры, аппарат Правительства Российской Федерации за его подписью" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3 КоАП РФ. 9 марта 2006 г. руководитель уголовной" организации "Духовно-Родовой державы Русь" решением суда г.Электросталь (Московская область) с третьей попытки был помещен в стационар для проведения судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы и дальнейшего прохождения принудительного лечения24.

Таким образом, в принятии решений о ликвидации или запрете  деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» задействована вся система судов Российской Федерации, исключая Конституционный Суд Российской Федерации.

Кроме того, как свидетельствует  правоприменительная практика, достаточно часто виновные в преступлениях, предусмотренных ст. 280, 282, 2821 и 2822 УК РФ, уходят от ответственности по двум основаниям: недостижения возраста уголовной ответственности и истечения срока давности уголовного преследования. Поэтому, все чаще в правоприменительной практике суды общей юрисдикции применяют к несовершеннолетним лицам, совершившим преступления экстремистской направленности, гл. 14 УК РФ.

Так, например в Республике Карелия, несовершеннолетняя М.С. Орлова (14 мая 1990 г. рождения) ночью 11 августа 2006 г. подошла к киоскам, принадлежащим ООО "ТЦ "Багира", и маркером черного цвета сделала оскорбительные расовые надписи. Согласно заключению лингвистического исследования каждая из сделанных М.С. Орловой фраз является крайне грубой формой выражения националистической агрессии по отношению к представителям кавказских народов и провоцирует межнациональную рознь. Все фразы имеют уничижительный характер и наносят урон человеческому достоинству. Негативные оценки лиц в связи с их этнической принадлежностью выражены в крайне резкой, оскорбительной для адресата форме .

В данном случае суд применил ч. 1 и 2 ст. 90 УК РФ, в силу которых  если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, то он может быть освобожден от уголовной  ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Таким образом, Пряжинский районный суд Республики Карелия 20 декабря 2007 г. применил принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения, а также обязал М.С. Орлову не покидать место проживания в период времени с 22 часов до 6 часов до достижения ею возраста совершеннолетия.

Одной из проблем противодействия  экстремизму является то, что нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за экстремизм, работают не вполне эффективно. И это обусловлено не только отсутствием на то желания правоприменителя, но и тем, что данные нормы, включая их санкции, нуждаются в существенной корректировке.

К сожалению, неэффективность  деятельности государственных органов  в борьбе против экстремизма чревато  катастрофическими последствиями, прежде всего, для самого государства.25

 

Заключение

 

Экстремизм - это форма  радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию.

Экстремизм – острая проблема современности. Он все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. В многообразии причин его обострения выделяются как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования социальных групп.26

Экстремизм, как прямая угроза конституционному строю, за достаточно короткий срок превратился в одну из главных проблем современной России. Его проявления достаточно разнообразны – от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности.

Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Поскольку экстремизм все более отчетливо проявляется противоправными деяниями, он представляет особую опасность для личности, ведет к попранию прав и свобод человека, дестабилизирует жизнь общества.

Последствия преступных проявлений экстремизма могут проявляться  как сразу после совершения соответствующих  деяний, так и иметь долгосрочные перспективы.

Противодействие на государственном  уровне, в частности, деятельности экстремистских организаций, исповедующих фашизм, расизм и шовинизм, должно быть признано одним из важнейших направлений профилактики экстремизма в России.

Для того, чтобы задача борьбы против экстремизма была успешно  решена, необходим целый ряд комплексных  мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи, создание социально направленной правовой системы.

Информация о работе Экстремизм. Понятие и сущность экстремистской деятельности