Экономические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:55, реферат

Описание работы

1. Проблема определения понятия экономической преступности.
2. Понятие и виды преступности в сфере экономической деятельности.
3. Криминалистическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности.
4. Признаки экономической преступности.

Файлы: 1 файл

криминалистика.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков.

Можно выделить следующие направления банковского контроля:

контроль за ведением кассовых операций на предприятиях;

контроль при проведении кредитных операций;

контроль при проведении гарантийных операций:

валютный контроль - осуществляется уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля.

Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью - это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

В зависимости от субъектов и непосредственных целей можно выделить следующие виды и направления уголовно-правового контроля над экономической преступностью:

уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства;

уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью.

уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью.

уголовно-правовой контроль на стадии исполнения уголовных наказаний.

Рассмотрим особенности отдельных видов уголовно-правового контроля над экономической преступностью.

Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства. Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны - важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц.

С 1 января 1997 года введен в действие новый уголовный кодекс. В УК РФ выделен специальный раздел "Преступления в сфере экономики", в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Ряд других составов экономических преступлений - должностные, компьютерные преступления, преступления против интеллектуальной собственности, авторских прав - вошли в другие разделы.

9. Предупреждение экономической  преступности

В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно кардинально улучшить ситуацию.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Специальные меры - это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.

Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

а) организационно-технические;

б) административно-правовые и криминологические;

в) информационно-воспитательные и виктимологические.

К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:

- внедрение охранной сигнализации  в местах хранения денег, ценных  бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

- техническое укрепление  дверных коробок и дверей, выпуск  замков с усиленными индивидуально-потаенными  охранными свойствами;

- оборудование подъездов  кодовыми запорами;

- совершенствование организации  патрульно-постовой службы полиции  с обязательным учетом особенностей  криминогенной обстановки в местах  хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных  ценностей, на рынках, в торговых  центрах, жилых массивах и микрорайонах;

- организация дежурств  жителей в районах со сложной  криминогенной обстановкой;

- организация охраняемых  стоянок для автотранспорта на  рынках, торговых центрах, микрорайонах;

- надлежащее освещение  улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

- своевременное оборудование  мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной  сигнализацией.

К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

- систематическое удаление  с улиц, парков, скверов, рынков и  мест массового скопления народа  лиц, находящихся в нетрезвом  состоянии;

- своевременное реагирование  на мелкие правонарушения, совершаемые  в общественных местах, на факты  побоев, издевательств, угроз;

- выявление правоохранительными  органами и должностными лицами  фактов незаконного хранения, изготовления  оружия и его изъятие;

- проведение на определенной  территории рейдов по выявлению  бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест  появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов  и мест сбыта похищенного;

- выявление и постановка  на учет лиц с психическими  аномалиями, склонных к совершению  преступлений;

- выявление и пресечение  формирования преступных групп;

- организация индивидуально-профилактической  работы с ранее судимыми;

- трудоустройство лиц, вернувшихся  из мест лишения свободы;

- установление и осуществление  административного надзора в  случаях, предусмотренных законом;

- выявление лиц, склонных  к вовлечению несовершеннолетних  к правонарушениям и пресечению  их деятельности;

- пресечение фактов показа  запрещенных фильмов, распространения  порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ  жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных  аморальных явлений;

- выявление притонов для  проституции, организации азартных  игр, употребления наркотических  средств и пресечение их деятельности;

К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

- своевременное проведение  криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии  краж, грабежей, разбоев, вымогательств  и мошенничеств и использование  его результатов в разработке  и осуществлении мер по их  предупреждению;

- информирование населения  о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных  местах, в определенное время  и определенными категориями  лиц;

- разъяснение населению  способов защиты собственности  от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

- информирование граждан, предпринимателей и руководителей  фирм, предприятий о вымогательствах  и вымогателях с объяснением  необходимости обращаться в правоохранительные  органы при предъявлении ими  противоправных требований;

- проведение бесед с  населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного  образа жизни;

- оздоровление среды в  неблагополучных семьях, учебных  классах, группах и неформальных  молодежных группах;

- предупреждение становления  на преступный путь лиц, склонных  к совершению малозначительных  нарушений, а также неработающих  и неучащихся;

- активное воздействие  на лиц, склонных к употреблению  спиртных напитков, наркотических  средств, демонстрировать культ  насилия (беседы, обсуждение поведения  по месту жительства, учебы, контроль  за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

- совершенствование системы  управления экономикой;

- техническое перевооружение  промышленности, переход на преимущественно  интенсивный путь развития с  использованием самой совершенной  техники и технологии;

- увеличение удельного  веса комплексно-механизированных  и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве  и перерабатывающих отраслях;

- реконструкции предприятий, замена морально устаревшего  и физически изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.


Информация о работе Экономические преступления