Использование специальных заданий в расследовании ДТП в ходе производства отдельных следственных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно на дорогах мира в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают сотни тысяч и получают ранения миллионы людей, экономике наносится огромный материальный ущерб.
В Российской Федерации, в частности продолжается рост количества дорожно-транспортных преступлений. В основном совершаются преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, и в связи с этим раскрытие и расследование данных видов преступлений является одним из важнейших направлений борьбы государства с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения.

Содержание работы

Введение

Понятие и содержание специальных знаний, используемых при расследовании ДТП
Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места ДТП
Виды судебных экспертиз в расследовании дорожно-транспортных преступлений

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КРИМИНАЛИСТИК9.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Виды судебных экспертиз в расследовании дорожно-транспортных преступлений

При расследовании транспортных преступлений, анализ обстоятельств ДТП напрямую связан с разрешением многих специальных вопросов в области техники, механики движения транспортных средств, в некоторых случаях судебной медицины и психологии.

В зависимости от характера возникших вопросов, следователь (дознаватель) принимает решение о назначении криминалистической, судебно-биологической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, товароведческой, автотехнической, комплексной криминалистической и других экспертиз, которые выделяются отдельными авторами. Далее необходимо раскрыть содержание и сущность наиболее значимых экспертиз.

Итак, научную основу автотехнической экспертизы составляют специальные знания в области теории автомобиля и закономерности движения тел. Данная экспертиза проводится по уголовным делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, квалифицируемых по ст. 264 УК РФ и ст. 266 УК РФ.

 Объектами исследования данной экспертизы являются “следы транспортных средств и различные предметы относящиеся к ходовой или рулевой системе транспортного средства либо к другим агрегатам и устройствам машины, обстановка места происшествия, реконструкции, воспроизводящие обстановку дорожного происшествия, отдельных ее элементов, обстоятельства и технические причины совершения транспортного преступления”6.

Предметом исследования вышеуказанной экспертизы являются “фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, механизме дорожно - транспортного происшествия, дорожной обстановке на месте происшествия и действиях участников происшествия, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые эксперт - автотехник может исследовать в соответствии со своими специальными познаниями”7.

Судебная автотехническая экспертиза компетентна  устанавливать: 1.техническое состояние транспортных средств, отдельных их агрегатов, механизмов и деталей, характер их неисправности, полученной в результате происшествия; 2. причины и время возникновения неисправности транспортных средств; 3. причинную связь между указанными неисправностями и дорожным происшествием; 4. механизм происшествия; 5. техническую возможность предотвращения происшествия; 6. скорость движения транспортных средств перед происшествием; 7. возможность самопроизвольного изменения режима работы агрегатов и механизмов; 8. тормозной и остановочный пути при данной скорости, состоянии и профили дорожного полотна; 9. соответствие действий водителя, пешехода и других лиц требованиям ПДД, правил технической эксплуатации транспортных средств;

  До назначения экспертизы следователь должен хорошо разобраться в протоколах и схемах осмотра места ДТП и транспортного средства. Также, путем допросов водителя и  свидетелей можно установить механизм ДТП. Этап подготовки к назначению экспертизы заканчивается вынесением постановления.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны быть связаны с юридической оценкой обстоятельств и установлением вины участников. Также вопросы должны быть ясными, понятными, непосредственно относящимися к данному происшествию.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом можно подразделить на группы вопросов: 1. Относящиеся к исследованию технического состояния транспорта. 2. Относящиеся к установлению механизма происшествия, возможности предотвращения последнего.

Вопросы необходимо ставить исходя из конкретных обстоятельств   происшествия. Вообще выводы судебно автотехнической экспертизы касаются важнейших вопросов расследования ДТП.

В частности, они устанавливают, соответствовали или нет действия участников происшествия требованиям правил и нормативных документов, либо указывают, как те должны были поступать в сложившейся обстановке.

Заключение эксперта должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.  

В  заключении, эксперт отвечает на все поставленные перед ним вопросы, а следователь должен использовать только те выводы, которые входили в компетенцию эксперта.

Немаловажное значение для раскрытия и расследования транспортных преступлений  имеет судебно-медицинская экспертиза, в основе которой лежат специальные знания в области медицины.

Данная экспертиза является обязательной для установления причины смерти, а также для определения характера и степени вреда причиненного здоровью (ст. 196 УПК РФ).

Криминалистические экспертизы.  Данная экспертиза по рассматриваемым делам может быть остаточно разнообразной и включать в себя трасологические исследования следов транспортных средств, следов ног человека, животных, дактилоскопические исследования, и другие исследования, проводимые в целях идентификации объектов.

Кроме вышеуказанных видов экспертиз, существуют иные виды экспертизы, которые назначаются по мере необходимости. Это такие экспертизы как химическая экспертиза, геолого-почвенной экспертизы, товароведческой экспертизы, ботанической экспертизы, геодезической экспертизы.  

В заключении данного пункта можно сделать вывод о том, что применение специальных знаний в различных областях наук, при проведении экспертиз имеет большое, а в некоторых случаях и решающее значение для установления истины по уголовному делу.          

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрел важные аспекты основных вопросов, касающихся использования специальных знаний в расследовании ДТП, в ходе производства отдельных следственных действий. Из всего вышеизложенного в моей работе можно сделать определенные выводы:

Итак, в первом пункте своей работы я обозначил, что понимается под специальными знаниями, автотехническими знаниями, психотехническими знаниями, а также то, в каких формах могут быть использованы специальные знания.

Во втором пункте данной работы, я обозначил особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места ДТП. В ходе изучения и осмысления обозначенных особенностей, я пришел к выводу, что обязательное участие специалиста-автотехника при проведении осмотра места ДТП,   должно быть законодательно закреплено, так как он оказывает непосредственную помощь следователю по обнаружению следов, фиксации следов и их изъятию с места происшествия.

Данная помощь специалиста будет неоценимой при назначении экспертиз, так как эксперту предоставляются необходимые материалы уголовного дела, в том числе и составленный, при помощи специалиста протокол осмотра места происшествия, с грамотно отраженной объективной действительностью.

В третьем пункте этой курсовой  работы, я обозначил основные виды судебных экспертиз, которые могут быть назначены при расследовании данного вида преступлений. И при изучении данного вопроса пришел к выводу о том, что грамотно поставленные следователем перед экспертом вопросы, входящие в его компетенцию могут значительно облегчить процесс установления истины по данным видам преступлений.

Вообще в целом проблемы, связанные с использованием специальных знаний образуют одно из актуальных научных направлений в области криминалистики, и требует более углубленного изучения. 

Список литературы

                                       Нормативно – правовые акты

  1. Государственный Стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»// Электронная система «Гарант».
  2. Инструкция о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства Юстиции СССР. - М., 1981.
  3. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2010 года). - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010.

Специальная литература:

  1. Балашов Д.Н., Балашов М.Н., Маликов С.В. Криминалистика. М., 2005. С.
  2. Гамзиков, А. Г. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия // Транспортное право. - 2009. - № 3
  3. Герасимов И.Ф. Криминалистическая классификация и особенности расследования преступлений в зависимости от места совершения преступления// Особенности расследования отдельных видов и групп преступлений. Свердловск, 1980.
  4. Городокин В.А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автореф. дисс. к.ю.н. Екатеринбург, 2009.
  5. Гришина, Е. П. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия // Следователь. - 2007. - № 1
  6. Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 2010.
  7.   Ермаков Ф. Осмотр транспортного средства и места дорожно – транспортного происшествия // Законность, № 10, 1997
  8.   Зырянов В.В. Участие техников криминалистов в следственных действиях – Красноярск, 2001
  9.   Мамай, В. Дорожно-транспортные происшествия: осмотр места происшествия и осмотр транспортного средства //Адвокат. - 2002. - № 1

 

1 Балашов Д.Н., Балашов М.Н., Маликов С.В. Криминалистика. М., 2005. С. 240.

2 Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 2010. С. 15.  

3 Городокин В.А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автореф. дисс. к.ю.н. Екатеринбург, 2009. С. 12.  

4 Участие техников криминалистов в следственных действиях: Учебное пособие/ Зырянов В.В., Лученок Н.Н., Мельников Е.Б.- Красноярск: СибЮИ, 2001. С.110.

5 Ермаков Ф. Осмотр транспортного средства и места дорожно-транспортного происшествия// Законность, № 10, 1997.- С.28-29.

6 Герасимов И.Ф. Криминалистическая классификация и особенности расследования преступлений в зависимости от места совершения преступления// Особенности расследования отдельных видов и групп преступлений. Свердловск, 1980. С. 154. 

7 Инструкция о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства Юстиции СССР. - М., 1981.

 


 



Информация о работе Использование специальных заданий в расследовании ДТП в ходе производства отдельных следственных действий