Идентификация человека по внешним признакам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Основой для построения системы послужили тезисы бельгийского ученого Адольфа Кетле о том, что изменения размеров человеческого тела происходят по определенным закономерностям и что у каждого человека размеры частей его тела строго индивидуальны. Бертильон предложил при регистрации заключенных измерять: рост стоя, длину распростертых рук, рост сидя, длину и ширину головы, расстояние между скуловыми костями, длину левой ступни, длину среднего пальца и мизинца левой руки, длину левого предплечья.

Файлы: 1 файл

кн._22.10.13_криминалистика[1].doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Функциональные элементы и признаки внешности - это проявления жизнедеятельности человеческого организма, обеспечивающие его общение с окружающей средой. К ним относятся:

1) осанка - это привычное  положение головы, шеи и корпуса.  Различают несколько видов осанок, чаще всего прямую и сутулую;

2) походка - привычные  движения конечностей и корпуса  при ходьбе. В целом походка  характеризуется темпом, равномерностью  и симметричностью перемещения  конечностей;

3) мимика - это характерные  движения мышц лица, выражающие  настроение и усиливающие выразительность речи. Обычно определяется по известным эмоциональным состояниям (удивление, гнев, испуг и т.д.);

4) жестикуляция - это совокупность  движений рук и плеч. Характеризуется  степенью (живая, средняя, вялая), видом (кистью, одной рукой, двумя руками) и выразительностью (богатая, бедная, однообразная и т.д.);

5) бытовые привычки - автоматизированные  движения при курении, приеме пищи, а также поведение, манера одеваться, причесываться, накладывать макияж и т.п.;

6) специальные навыки (умения) - наглядные признаки привычных движений при осуществлении отдельных действий. Особенно наглядны признаки различных навыков ручного труда и спортивных приемов.

Субъективный портрет - это наглядное изображение внешности  человека, изготовленное в соответствии с мысленным образом. Изготовить его могут сам носитель мысленного образа или по его показаниям другие лица.

Привлечение специалиста  для составления субъективного  композиционного портрета в этом случае расширяет возможности получения информации об облике разыскиваемого и уточняет ее с позиций криминалистических характеристик черт внешности5. Например, при составлении субъективного портрета в процессе допроса могут быть выявлены дополнительные особенности внешности и обстоятельств дела, которые явились результатом ассоциативного мышления. Эта информация может стать впоследствии полезной при раскрытии и расследовании преступлений. Участие в допросе специалиста, который может помочь более грамотно и полно описать внешний облик, способствует использованию полученных данных при предъявлении для опознания, особенно в тех случаях, когда подозреваемый после совершения преступления изменяет свою внешность.

Составление субъективного  композиционного портрета - это сложное  и ответственное мероприятие, успех которого зависит от умения следователя и эксперта наладить психологический контакт и получить информацию о разыскиваемом лице.

Современной практике известны три основные разновидности субъективных портретов:

- рисованные - это рисунки  лица, созданные художником со слов очевидца (к ним можно условно отнести живописные портреты, а также силуэты, вырезанные из бумаги и других материалов);

- композиционно-рисованные, которые составляют из типизированных  рисунков элементов внешности;

- композиционно-фотографические, или так называемые фотороботы, где основой являются фрагменты фотоснимков различных лиц, из которых монтируется целый портрет.

В настоящее время  более распространены фотороботы на основе компьютерных программ6. Среди компьютерных систем можно выделить автоматизированную информационно-поисковую систему (АИПС) идентификации личности по изображению лица с самообучением "ОКО", основанную на технологии биометрической идентификации человека по изображению лица, базирующуюся на алгоритмах распознавания и сравнения изображений.

На вход системы подается оцифрованное видеоизображение. Специальные алгоритмы определяют наличие изображения лица, выделяют его, определяют точное расположение зрачков, производят позиционирование и масштабирование. После этого происходит автоматическое кодирование выделенного изображения лица человека с целью определения основных характерных признаков. При процессе кодирования используется механизм самообучения, основанный на статистической обработке большого количества изображений.

Итоговым результатом работы системы биометрической идентификации является список изображений лиц, максимально похожих на предъявленного кандидата, ранжированный по степени сходства. В случае высокой степени корреляции векторов, превышающей определенное пороговое значение, можно говорить об отождествлении конкретной личности. Данный подход положен в основу автоматизированных экспертных систем, где принятие решения является прерогативой эксперта.

Поскольку установление лица по признакам внешности является частным случаем криминалистической идентификации, она может осуществляться в двух формах:

1) непроцессуальной, к  которой относится идентификация  лица в результате административной, оперативно-розыскной деятельности или проверки по различным учетам, таким как централизованные криминалистические учеты преступников и преступлений, лиц, объявленных в федеральный и международный розыск, неопознанных трупов, лиц, пропавших без вести, неизвестных больных и детей, субъективных портретов неустановленных преступников;

2) процессуальной - в результате производства следственных действий или судебных экспертиз.

Независимо от формы  идентификации установление лица начинается с собирания информации о признаках его внешности. Выделяют следующие источники информации о внешнем облике человека: 1) физические лица; 2) различные описания; 3) наглядные изображения: фотоснимки, видеозаписи, рисунки, субъективные портреты и т.д.; 4) труп и костные останки; 5) предметы и следы.

Описание является одной  из наиболее распространенных форм фиксации сведений о внешнем облике человека7. При оценке информации о признаках внешности, содержащихся в описании, необходимо учитывать индивидуальную в каждом конкретном случае совокупность различных субъективных и объективных факторов, влияющих на его полноту.

При анализе описания как носителя информации необходимо выяснить, в каких условиях оно  составлялось, кто его автор - очевидец или другое лицо, составившее описание со слов очевидца. В последнем случае следует учесть личностные характеристики такого составителя описания и условия его получения.

С этой точки зрения наиболее предпочтительны систематизированные  описания, составленные работниками правоохранительных органов, особенно по методу словесного портрета, так как они отличаются относительной полнотой, определенностью, единообразием терминологии, высокой степенью объективности и запоминаемости.

В некоторых случаях  не меньшей информативностью могут  обладать и описания, составленные работниками других органов, учреждений и организаций. Среди них наибольшую ценность представляют описания, составленные работниками медицинских учреждений с указанием формул зубного аппарата, перенесенных травм, операций, заболеваний и последствий их лечения. Анализируя данные о внешности человека, имеющиеся в медицинских документах, целесообразно получить консультацию врача, так как в них, как правило, используется специфическая терминология. Кроме того, медицинские работники указывают те или иные симптомы в целях диагностики и соответствующего лечения, поэтому установление того, как они сказываются на признаках внешности, требует специальных знаний.

Следующим источником получения  сведений о личности являются самые  различные наглядные изображения - фотографии (любительские, художественные, предназначенные для документов, удостоверяющих личность), субъективные портреты и т.п.

Фотоснимки могут быть обнаружены по месту проживания, работы, прописки, военного учета, у родственников, знакомых. Но нужно иметь в виду, что любительские и художественные фотографии неизбежно искажают и опускают много существенных признаков, важных для воссоздания внешности, особенно если они обладают техническими недостатками (изготовлены при неправильных условиях освещения и т.п.) или отретушированы. По одной любительской или художественной фотографии нельзя судить о всем комплексе признаков, даже если она лишена вышеперечисленных недостатков. Поэтому нужно иметь несколько портретов, которые в совокупности дадут возможность составить правильное представление о внешности.

Опознавательные фотографии, изготовленные при уголовной регистрации, дают достаточно полное представление о признаках внешности. Поэтому получение информации о лицах, скрывшихся из мест лишения свободы, облегчается, так как в их личных делах имеется точное описание внешности преступника и опознавательные фотоснимки8.

Использованию субъективных портретов в целях установления личности должен предшествовать обязательный их анализ как носителей информации о внешности. Субъективные портреты, как правило, изготавливаются по памяти очевидца, поэтому достаточно хорошо отображают лишь то, что запечатлелось в сознании и уверенно воспроизводилось в ходе составления портрета, - наиболее наглядные элементы и признаки внешности. Остальные признаки воспроизводятся как не противоречащие уверенно запомнившимся, а их включение в портрет в известной мере зависит от лица, его составляющего (художник или эксперт-криминалист).

Таким образом, при оценке субъективных портретов необходимо прежде всего выяснить, какие именно элементы и признаки внешности воспроизводились очевидцем уверенно, каково его мнение о достигнутом в портрете сходстве с лицом, подлежащим установлению.

Учитывают и мнение специалиста, изготавливавшего портрет, особенно если он обладает значительным опытом такой работы. Если же нет возможности выяснить все эти обстоятельства, то при изучении субъективного портрета в качестве носителя информации о внешности нужно прежде всего выявлять особые и броские приметы.

Знание методики «словесного портрета» обеспечивает возможность широкого использования в следственной и оперативно-розыскной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

 

  1. Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4. С. 22 - 25.
  2. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Контракт, Инфра-М, 2010.
  3. Криминалистика: учебник / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина и др.; под ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2011. 504 с.
  4. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М., 1999.
  5. Мазур Е.С. К вопросу о новых криминалистических методах отождествления человека // Российский следователь. 2013. N 11. С. 40 - 42.
  6. Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности // Юридическая психология. 2010. N 4. С. 16 - 18.
  7. Осипкин В.Н., Первушина И.Н. Криминалистические аспекты использования субъективного портрета в расследовании уголовных дел // Российский следователь. 2013. N 10. С. 30 - 32.
  8. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009. С. 231.
  9. Топорков А.А. Словесный портрет. М., 1999.
  10. Узлова О.С. Криминалистическая отоскопия как метод идентификации человека // Эксперт-криминалист. 2012. N 2. С. 31 - 32.

 

1 Узлова О.С. Криминалистическая отоскопия как метод идентификации человека // Эксперт-криминалист. 2012. N 2. С. 31 - 32.

2 Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4. С. 22 - 25.

3 Мазур Е.С. К вопросу о новых криминалистических методах отождествления человека // Российский следователь. 2013. N 11. С. 40 - 42.

4 Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4. С. 22 - 25.

5 Осипкин В.Н., Первушина И.Н. Криминалистические аспекты использования субъективного портрета в расследовании уголовных дел // Российский следователь. 2013. N 10. С. 30 - 32.

6 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010.

7 Топорков А.А. Словесный портрет. М., 1999.

8 Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности // Юридическая психология. 2010. N 4. С. 16 - 18.


Информация о работе Идентификация человека по внешним признакам