ДТП на основе гендерного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Тема дорожной безопасности очень актуальна в наше время, в век научно - технического прогресса, новых компьютерных технологий, постоянного движения. Расширяется сеть автомобильных дорог, появляются новые автострады, на которые выезжают миллионы автомобилей, мотоциклов, других видов транспортных средств. Поэтому необходимо обеспечивать безопасность на дороге. Почему вопрос безопасности на дороге стоит так остро? К сожалению, многие водители очень часто нарушают Правила дорожного движения: превышают скорость, выезжают на встречную полосу, не замечают красный свет светофора, игнорируют дорожные знаки.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Общая характеристика гендерного исследования
Анализ ДПТ в Ковдорском районе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДТП чт. - копия.docx

— 99.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Основная часть

    1. Общая характеристика гендерного исследования
    2. Анализ ДПТ в Ковдорском районе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Тема дорожной  безопасности очень актуальна  в наше время,  в век научно - технического прогресса, новых компьютерных технологий, постоянного движения. Расширяется сеть автомобильных дорог, появляются новые автострады, на которые выезжают миллионы автомобилей, мотоциклов, других видов транспортных средств. Поэтому необходимо обеспечивать безопасность на дороге.

        Почему вопрос  безопасности на дороге стоит  так остро? К сожалению, многие  водители очень часто нарушают Правила дорожного движения: превышают скорость, выезжают на встречную полосу, не замечают красный свет светофора, игнорируют дорожные знаки. Все это приводит к плачевным последствиям: пострадавшие в результате ДТП оказываются в больницах с травмами различной степени тяжести, а жизнь некоторых потерпевших обрывается летальным исходом1.

          Ковдор не является исключением из этого правила2. 16 января 2012 г. на ул. Ленина водитель автомобиля «Мерседес-Бенц» не заметил пешехода, переходящего проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, в результате чего совершил на него наезд. Это один из многочисленных случаев,  когда на дороге возникает состояние, при котором угрожает опасность,  защиты от  опасности нет3

             Безусловно, дороги занимают важное место в жизни любого человека, но это не           значит, что нужно пренебрегать Правилами. Так, в странах Западной Европы проблема безопасности на дорогах не является такой острой, как в России, потому что люди более серьезно относятся к соблюдениям разработанных правил и  законов, а в России, к сожалению, этот вопрос актуален всегда.

            В последнее время все чаще за рулем автомобиля встречаются  представительницы прекрасного пола. Мужчины косо посматривают на своих «коллег», отпускают в их адрес разные колкости, обвиняя женщин в неумении водить автомобиль, парковаться, менять спустившее колесо.  Кроме этого, мужчины часто обвиняют женщин во всех аварийных ситуациях, случившихся на дороге.

          Поскольку проблема «женщина за рулем – это зло или благо» остается открытой, и самой дискуссионной в обществе, поэтому я решила провести небольшое исследование данного вопроса. Для этого я отследила статистику дорожно-транспортных происшествий за последние два года, статистику жертв дорожно-транспортных происшествий за тот же период и выяснила, кто (мужчины или женщины) чаще всего является виновником ДТП. Кроме того, я провела опрос общественного мнения «С кем опаснее на дороге: с мужчинами или с женщинами». Результаты исследования я представила в данной работе, которая называется «С кем опасней на дороге?». 

       Объектом данной исследования стали ДТП на основе гендерного анализа

       Предметом работы стало изучение ДТП и их виновников в Ковдорском районе.

       Цель работы можно сформулировать таким образом: изучение вопроса о виновниках ДТП в Ковдорском районе.

       Гипотеза  работы: если проведенное исследование  покажет, что количество ДТП,  совершаемых женщинами меньше, то мы сможем изменить отношение к женщине - водителю

       Теоретической  базой работы стали труды Малышевой М.М.,

      Эмпирической  базой исследования является  изучение статистических данных  в отделе статистики г. Ковдора,  интервью с работниками ГИБДД

       При  написании работы были использованы  методы научного исследования: метод  теоретического анализа, социологический  опрос, интервью с работниками  ГИБДД г. Ковдора; метод анализа  статистической информации.

       Список  использованной литературы помещен  в конце работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

  1. Общая характеристика гендерных исследований.

       Гендерные исследования  (англ. – gender studies) – междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений.

       В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анджелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или – как он назвал его – гендерного) самосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола (англ. – sex), считал Р.Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. –gender) – может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Предложение Р.Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям. Сам термин был введен в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж. Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.    

          Благодаря его появлению и развитию пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы – власть, насилие, самосознание, свобода – предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.

            Стремительные изменения, происходящие  во всех областях социальной  жизни общества, заставили мировое  научное сообщество по-иному подойти  к оценке гармонии во взаимодействии  полов. Усиливающаяся роль женщин  в социальном управлении, в науке,  медицине, воспитании, культуре и  искусстве настолько очевидна, что  уже не нуждается в доказательствах.  Женская часть населения стала  важнейшим компонентом трудовых  ресурсов. Профессиональная деятельность  женщин, как показывают последние  исследования, оказывает существенное влияние на рост экономики и национального дохода ведущих стран мира4.

            В условиях выраженных изменений  в поло-ролевой стратификации  общества фактор пола является  важнейшей составляющей любого  серьезного исследования в области  социально-гуманитарных наук, претендующего  на объективность и научность.

         Исследования  этого кардинального вопроса  осуществляется в современных  гуманитарных науках в рамках  категории «Гендер» (от англ. Gender - пол), отражающей особенности социального  взаимодействия мужчин и женщин. Этот термин - один из самых  новых в обществознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ ДТП в Ковдорском районе.

    Для того чтобы  узнать мнение общественности  по вопросу с кем опасней  на дороге, мною был проведен  социологический опрос. 

    Было опрошено  120 человек. Респондентами являлись мужчины и женщины примерно одного возраста 25  - 30 лет. Были отдельно обработаны результаты социологического опроса среди женщин и среди мужчин. 

      Респондентам был задан один вопрос: «С кем опасней на дороге за рулем – с мужчиной или  с женщиной?»

      Результаты  данного опроса позволяют мне  сделать следующие выводы:

  1. Больше мужчин считают, что опасность на дорогах в создании аварийной ситуации представляют женщины
  2. В свою очередь женщины также в большинстве отвечают, что опасность представляют водители – женщины, хотя процент меньше.
  3. При этом женщины в большинстве своем, в отличие от мужчин, считают, что опасность на дороге представляют водители и женщины, и мужчины.

      Для того чтобы объективно сделать выводы по данной теме,  я обратилась в отделение Ковдорского ГИБДД. Здесь, в процессе изучения статистических данных и интервью с Муруковой Татьяной Владимировной, старшим лейтенантом полиции, инспектором по исполнению административного законодательства ОГИБДД МО МВД России я смогла сделать следующие выводы:

- во – первых, процент  ДТП в Ковдорском районе достаточной  высок, хотя в масштабах страны он не настолько большой5

- во – вторых, выяснилось, что большинство ДТП в Ковдорском  районе произошло по вине мужчин6.

       Я спросила  у инспектора мнение о причинах таких данных.

Т.В.: «Мужчины косо посматривают на своих «коллег», отпускают в их адрес разные колкости, обвиняя женщин в неумении водить автомобиль, парковаться, менять спустившее колесо. При этом, на мой взгляд, мужчины забывают об одной «мелочи»: у женщин инстинкт самосохранения и сохранения чужой жизни (например, жизни ребенка) развит сильнее, чем у них. Я думаю, именно поэтому женщины аккуратнее водят автомобиль, более внимательны на дорогах, более ответственны в части соблюдения Правил дорожного движения по сравнению с мужчинами. Женщина инстинктивно, на уровне подсознания, боится причинить кому-то вред, поэтому ведет себя осторожно, моделируя то самое «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от  опасности»7.

      - в- третьих,  необходимо отметить, что данные, предоставленные в ГИБДД Ковдорского  района показывают, что основной  причиной ДТП, произошедших в  Ковдорском районе – это состояние  алкогольного опьянения; второй  причиной ДТП  является неисправность  транспортных средств. При анализе количественного показателя можно сказать, что одна третья часть всех ДТП совершается по причине алкогольного опьянения водителя. При этом практически половина таких аварий заканчивается летальным исходом.

       Беседуя  с работниками ГИБДД, мы выяснили, что и у дорожно – патрульной службы также сложилось положительное мнение о женщинах – водителях. Этот вывод был сделан на основе того, что работники ДПС из 100 остановленных транспортных средств в день, только 4% составляют женщины.

      Эти данные  подтвердили и в отделе ГИБДД,  когда показывали мониторинг  ДТП и их виновников. Получилось, что мужчин, совершивших ДТП больше. На 95 ДТП за 2011 год – 63% совершили  мужчины.

      И это  не потому, что водительские права  получают больше мужчин, а не  женщин. Это мнение противоречит  статистическим данным, полученным  в организации РОСТО (организация,  проводящее обучение вождению  и способствующая получению водительских  прав). По данным РОСТО за 2010 год водительских прав получило 45% женщин от общего количества обучающихся в Ковдорском районе, а уже в 2011 – 54%8. При этом, мы видим динамику с 1990 – х годов. Она показывает, что женщин, получивших права и севших за руль автомобиля становиться больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Таким образом,  в ходе нашего исследования, выяснилось, что сформированное  мнение в  обществе все еще не в пользу  женщин – водителей. К сожалению,  мужчины скептически относятся  к женщинам, севшим за руль  транспортного средства.

     Проанализированные  данные говорят об обратном, что  мнение, которое сложилось в общественном  мнении о женщинах – водителях  не отвечает реальной действительности.

    Женщины, находящиеся  за рулем транспортного средства  меньше, чем мужчины – водители  совершают ДТП (в частности,  в Ковдорском районе).

     В перспективе  моя работа будет продолжаться. Мне хотелось бы изучить вопрос  о причинах ДТП и направить  в Государственную Думу письмо  о необходимости изменения административной  ответственности в сторону ужесточения  для водителей, совершивших ДТП  по причине алкогольного опьянения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Специальная литература:

  1. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. –– М.: Аспект Пресс , 2007
  2. Малышева М.М. Социальная эффективность профессионального труда женщин: Опыт сравнительного анализа международных и региональных исследований. - М.,1984.

Статьи:

  1. Сводка ОВД по Ковдорскому району // Ковдорчанин. 2112, 18 января //
  2. Шикирова С. Толкование гендера. // Сборник статей по гендерным исследованиям. Алматы: Центр гендерных исследований. 2000//

Информация о работе ДТП на основе гендерного анализа