Автороведческая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

В судопроизводстве нередко возникает необходимость в процессуальном применении специальных знаний в области автороведения для установления факта авторства текста или его опровержения. В таком случае назначается судебная автороведческая экспертиза. В гражданском судопроизводстве автороведческие экспертизы проводятся в связи с защитой авторских и смежных прав, чести, достоинства граждан, деловой репутации граждан и юридических лиц, для установления авторства компьютерных программ, фонограмм звучащих текстов, научных разработок и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Задачи автороведческой экспертизы…………………………………….4
2. Методы автороведческой экспертизы…………………………………...6
3. Стадии автороведческой экспертизы…………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемых источников……………………………………………..14

Файлы: 1 файл

План.docx

— 32.77 Кб (Скачать файл)

 

  1. Стадии автороведческой экспертизы

 

Автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких стадий:

  • подготовительной;
  • аналитической (стадия раздельного исследования);
  • сравнительной;
  • синтезирующей, формирующей вывод.

На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки  зрения количества и качества, достаточности  для экспертного исследования.

 На аналитической стадии  производится раздельный анализ  исследуемого текста и образцов  письменной речи проверяемого  лица (идентификационная экспертиза). В результате такого анализа  определяются стиль письменной  речи, свойства лексико-фразеологических, синтаксических и стилистических  навыков - уровень их развития  – и особенности. Если проверяемых  лиц несколько, проводится четкая  дифференциация языковых навыков  каждого лица. Особенность диагностического  (классификационного) исследования в автороведческой экспертизе состоит в том, что в этом исследовании нет проверяемых лиц. Анализу подвергается исследуемый текст. По степени и характеру развития языковых навыков определяется групповая принадлежность автора.

На стадии сравнительного исследования выявляются совпадающие  и различающиеся общие и частные  признаки языковых навыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. В числе совпадающих признаков  выделяются, например, такие: использование  однотипных языковых структур для выражения  сходных мыслей, однотипной композиции фрагментов изложения, использование  одних и тех же (или близких) лексико-синтаксических средств при  описании однотипных ситуаций, употребление одних и тех же (или близких) вводных оборотов, вопросительных, безличных, придаточных предложений, выделение слов с помощью тех  или иных языковых или синтаксических средств и т. д. Сравнение по частным  признакам не производится, если образцы  письменной речи проверяемого лица имеют  более низкую степень выработанности языковых навыков, чем исследуемый  текст. Во всех других случаях сравнение  частных признаков в исследуемом  тексте и образцах письменной речи обязательно.

 Оценка установленных  совпадений и различий производится  на синтезирующей стадии, когда  формируется окончательный вывод.  Проведение экспертизы завершается  составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме.  Выводы экспертизы должны быть  понятны и не должны содержать  формулировки, допускающие неоднозначное  толкование.

В отечественной юридической  практике имеется прецедент использования  автороведческой экспертизы расшифрованных результатов прослушивания телефонных переговоров. С её помощью в суде доказывали, что зафиксированные  при наблюдении за преступниками  переговоры действительно вели подозреваемые  лица. Экспертиза понадобилась, поскольку на момент использования результатов прослушивания оригинальные аудиозаписи уже были уничтожены, и остались только расшифровки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Судебное автороведение  является разделом криминалистической техники. Предметом автороведческой  экспертизы является установление данных о личности автора при исследовании текста документа. Объектом письменная речь, а также проявившиеся в ней  общие и частные языковые навыки. Автороведческая экспертиза решает идентификационные и диагностические задачи.

При оценке обоснованности заключения следователь (суд) должен учитывать, что возможности решения экспертом  вопросов об авторе документа обусловлены, прежде всего, объемом и характером текстового материала.

Поэтому следователи должны внимательно изучить признаки письменной речи, которые эксперт использует на всех стадиях исследования, особенно на синтезирующей, а также при  обосновании вывода. Так, если эксперт  приходит к отрицательному выводу о  тождестве автора, следователю (суду) необходимо выяснить, какой сравнительный  материал был использован при  исследовании и обосновании вывода. Подобный вывод не может быть дан, если в распоряжении эксперта имелись  только образцы письменной речи проверяемого лица.

Заключение эксперта может  быть вещественным доказательством, если в процессе его анализа и оценки у следователя (суда) сложилось твердое  убеждение в его научной обоснованности и достоверности.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Уголовный кодекс Российской  Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.  от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими  в силу с 01.09.2013)/ Проспект, 2013.

2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Возгрин И.А., Волынский А.Ф. Криминалистика : В 3 т.: [Учеб. для вузов МВД] / Под ред. Белкина Р.С. и др., 2007.

3. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р.  Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

4. Галяшина Е.И., Ермолова Е.И. Перспективы развития автороведческой экспертизы в России // Судебная экспертизы. № 3. - Саратов: 2005.

 


Информация о работе Автороведческая экспертиза