Журналистская деятельность А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:36, реферат

Описание работы

Вторую петербургскую школу журналистики тех лет представлял Александр Сергеевич Пушкин. Гениальным журналистом назвать его нельзя. Он был ярким и заметным журналистом. При жизни он опубликовал около пятидесяти фельетонов, памфлетов в периодике, и столько же осталось в рукописях. Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в "Сыне отечества" (№ 18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина - его "Письмо к издателю "Сына отечества". Этой заметкой Пушкин начал борьбу с реакционной прессой, выступив против журнала Каченовского "Вестник Европы" и его ведущего критика Михаила Дмитриева.

Содержание работы

Введение
Русская журналистика во второй половине 1820-х годов и в 1830-е годы
Журналистская деятельность А. С. Пушкина
Журнал "Современник"
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Пушкин.docx

— 62.70 Кб (Скачать файл)

С ответом  Булгарину выступили одновременно Дельвиг и Пушкин ("Литературная газета", 1830, № 20). Свою заметку Дельвиг  посвятил защите Пушкина от обвинений  в плагиате и разоблачил Булгарина  как лгуна и клеветника. Пушкин поместил памфлет, написанный в форме  библиографического известия о "Записках" начальника французской полиции  Видока и построенный на сходстве некоторых моментов биографий Видока и Булгарина (дезертирство из армии, доносительство, мошенничество и  др.). Читатели сразу поняли, что речь идет о Булгарине. Памфлет имел огромный успех, и правительство поспешило принять меры в защиту своего агента: были запрещены все разговоры и печатные высказывания о Видоке, с которым сопоставили Булгарина. "Записки" Видока и даже его портреты изъяты из продажи.

После этого  Булгарин участил доносы на "Литературную газету", и Третье отделение стало  зорче следить за нею. В августе 1830 г. Дельвиг получил строгий  выговор за помещение в одной  из заметок фразы "аристократов к  фонарю", взятой из революционной  французской песни (1830, № 45). А когда  в № 61 от 28 октября было процитировано  по-французски четверостишие, сочиненное Казимиром Делавинем для памятника, который предполагалось воздвигнуть  в Париже в память жертвам июльской революции, Дельвига вызвали в Третье отделение. Бенкендорф обвинил его  в якобинстве, и на № 64 от 12 ноября выход "Литературной газеты" был  приостановлен.

Через месяц  помощнику министра внутренних дел  Блудову, близко знакомому со многими  сотрудниками "Литературной газеты", удалось добиться ее возобновления  под редакцией Сомова. В 1831 г. "Литературная газета" лишилась ведущих сотрудников, которые давали ей жизнь и движение: Дельвиг умер в январе 1831 г. (по свидетельству  А. В. Никитенко, "публика в ранней кончине Дельвига обвиняет Бенкендорфа"), Пушкин и Вяземский потеряли интерес  к газете, столь сильно зажатой  цензурой, и перестали в ней  печататься. Сомов, напуганный вмешательством Третьего отделения, заполняет страницы бесцветными произведениями молодых  литераторов. Тираж газеты падал  с каждым месяцем, и когда он дошел  до ста экземпляров, в конце июня 1831 г. Сомов прекратил ее издание.

Как справедливо  отмечал в "Очерках гоголевского периода русской литературы" Чернышевский, "Литературная газета" "не проникала  в публику", хотя в ней "Пушкин и его сподвижники... высказывали  очень много верного и прекрасного" (111,133). И произошло это не только потому, что газета ориентировалась  не на массового, а на просвещенного, образованного читателя, но и потому, что она не получила права на политическую информацию, без чего ей очень трудно было завоевать читателей.

После прекращения "Литературной газеты" Пушкин продолжает острую полемику с Булгариным и Гречем в журнале Н. И. Падеж-дина "Телескоп", который не раз критиковал Булгарина  как писателя.

В 1829 г. вышел  в свет роман Булгарина "Иван Выжигин" Расхваленный в "Северной пчеле" и "Сыне отечества" Гречем и самим  автором, он разошелся тиражом в 7000 экземпляров. За "верноподданнические  чувствования", выраженные в романе, Булгарин получил от императрицы  золотой перстень. В конце 1830 г. он выпустил второй роман - "Петр Иванович Выжигин", за который на этот раз  послал ему перстень Николай I. Третьесортный  сочинитель А.А. Орлов решил подработать  на официальном успехе Булгарина  и начал поставлять на московский толкучий рынок свои романы о Выжигиных. В первые месяцы 1831 г. Орлов издал  романы: "Хлыновские степняки Игнат  и Сидор, или Дети Ивана Выжигина", "Хлыновские свадьбы Игната и  Сидора, детей Ивана Выжигина" и "Смерть Ивана Выжигина". Надеждин напечатал критическую статью, в  которой рассмотрел все романы о  Выжигиных, булгаринские и орловские ("Телескоп", 1831, № 9). Похвалив политическую направленность романов Булгарина, он все же позволил себе ряд язвительных  замечаний в адрес автора.

За друга  вступился Греч, заявивший, что Булгарин как писатель велик и никакие  хулы критиков ему не страшны: "У  него в одном мизинце более  ума и таланта, нежели во многих головах  рецензентов" ("Сын отечества", 1831, № 27). А вот Орлова следует  порицать за то, что он посягнул на героев Булгарина и дал повод рецензентам  делать оскорбительные для таланта  Булгарина сопоставления с ним, Орловым.

Прочитав  эту защитительную речь, Пушкин выступил в № 13 "Телескопа" с памфлетом "Торжество дружбы, или Оправданный  Александр Анфимович Орлов", под  которым стояла подпись "Феофилакт  Косичкин". Как и в "Отрывке  из литературных летописей", в этом памфлете Пушкин сочетает два способа  борьбы с противником - открытый и  скрытый. Он разоблачает Булгарина  как клеветника и доносчика, предателя, "переметчика", дважды изменившего  присяге, одного из тех людей, "для  коих все равно, бегать ли им под  орлом французским или русским  языком позорить все русское - были бы только сыты". Совершенно прямо  Пушкин говорит о том, что Булгарин "хвалил самого себя в журналах, им самим издаваемых", задаривал  будущих рецензентов, в том числе  иностранцев, присвоил себе комментарии  польского поэта Ежевского к  одам Горация, зная трагедию Пушкина "Борис  Годунов" по рукописи, кое-что заимствовал  из нее для своего романа. "Дмитрий  Самозванец" и т. д.

Это подлинный  голос Пушкина. Но в памфлете звучит и голос персонажа, от лица которого написано "Торжество дружбы". Образ  добродушного, доверчивого, мало искушенного  в литературе Феофилакта Косичкина  дает Пушкину возможность средствами юмора и иронии совсем уничтожить противника.

Косичкин  в восторге от нежной дружбы Греча  и Булгарина, он увлекается романами Булгарина и Орлова, но так передает свои впечатления, что читателю совершенно ясен иронический смысл этих похвал. Под видом "ученого" рассуждения  Косичкина Пушкин приводит убийственную характеристику романов Булгарина, а заодно и Орлова, сопоставляя "сии  два блистательные солнца нашей  словесности".

Когда в  ответ на статью Косичкина в "Северной пчеле" усилились выпады Булгарина  против Пушкина и Надеждина, а  Греч (в № 201) вновь напал на Орлова, в "Телескопе" (№15) печатается еще  один памфлет Пушкина-Косичкина "Несколько  слов о мизинце г. Булгарина и  о прочем". Взяв из заметки Греча  слова "блаженный Орлов", Пушкин с возмущением спрашивает: "Что  значит блаженный Орлов? О! Конечно, если блаженство состоит в спокойствии  духа, не возмущаемого ни завистью, ни корыстолюбием; в чистой совести, не запятнанной ни плутнями, ни лживыми  доносами... то добрый и небогатый  Орлов блажен и не станет завидовать ни богатству плута, ни чинам негодяя, ни известности шарлатана". В конце  памфлета Косичкин объявляет, что он сочинил роман "Настоящий Выжигин" и приводит его "содержание" (т. е. оглавление). Все основные факты  позорной личной и общественной биографии  Булгарина представлены в названии восемнадцати глав. Едва успел Выжигин-Булгарин родиться, как сразу же сочинил  пасквиль-донос (глава II). В Ревеле в 1808 г. Булгарин украл шинель у лакея  офицера Спечинского Григория и  пропил ее (Глава III. Драка в кабаке. Ваше благородие! Дайте опохмелиться. Глава IV. Дружба с Евсеем. Фризовая шинель. Кража. Бегство). Двойное предательство  Выжигина представлено в главах V-VII (Г л а в а V. Ubi bene, ibi patria. Глава VI. Московский пожар. Выжигин грабит Москву. Г л а в а VII Выжигин  перебегает). Десятая глава названа "Встреча Выжигина с Высухиным" (т. е. Гречем: гречиха растет на сухих местах), в тринадцатой главе отражены слухи о том, что после восстания на Сенатской площади Булгарин донес в полицию о связях с "бунтовщиками" своего племянника Искрицкого. В главах XV-XVI раскрывается лицо Выжигина-Булгарина как агента Третьего отделения (Глава XV. Семейные неприятности. Выжигин ищет утешения в беседе муз и пишет пасквили и доносы. Глава XVI. Видок, или Маску долой!).

В своих  памфлетах Пушкин пародирует назидательный  и грамматически "правильный" слог Греча, развязную фамильярность  и саморекламность, свойственную статьям  Булгарина, а в "Настоящем Выжигине" он сатирически обыгрывает бойкие, рассчитанные на малотребовательного  читателя названия глав из булгаринского "Ивана Выжигина".

Памфлеты  Пушкина имели огромный успех  у читателя. Белинский неоднократно упоминал о выступлениях "остроумного  Косичкина", цитировал их в борьбе с Булгариным и Гречем. Чернышевский в четвертой статье "Очерков  гоголевского периода русской литературы" назвал эти памфлеты Пушкина "знаменитыми  статейками". Добролюбов в рецензии на седьмой том сочинений Пушкина  в издании Анненкова (1857) выделял "яркие, живые, энергические, убийственно-остроумные статьи Феофилакта Косичкина", особо  отмечая те главы "Настоящего Выжигина", в которых идет речь о Булгарине  как доносчике, агенте Третьего отделения.

В 1831 г. Пушкин, размышляя о состоянии русской  журналистики, был озабочен возрастающей монополией "Северной пчелы". Он считает, что если правительство более  свободно будет позволять издание  общественно-политических журналов и  газет, то "Северная пчела" не выдержит конкуренции, ибо она привлекает читателей только своим правом печатать политические известия.

В течение 1832 г. Пушкин добивался разрешения на издание политической газеты "Дневник" и получил его благодаря поддержке  Блудова, который надеялся превратить "Дневник" в орган министерства внутренних дел. Однако Пушкин не приступил  к выпуску этой газеты, так как  понимал, что при сложившихся  обстоятельствах его "Дневник" мало чем будет отличаться от "Северной пчелы". Он не захотел играть роль полуофициального журналиста и предпочел  отказаться от газеты. Только через  три года ему удалось осуществить  свою давнюю мечту - стать во главе  периодического издания.

Журнал "Современник"

В конце 1835 г. Пушкин обратился к Бенкендорфу  со скромной просьбой разрешить ему "в следующем, 1836 году издать четыре тома статей чисто литературных, исторических, ученых, также критических разборов русской и иностранной словесности" - "Современник" и был дозволен как литературный сборник, выходящий  четыре раза в год. Внешним видом  он напоминал альманах, имея всего  два отдела - "Стихотворения" и "Проза".

Большой заслугой Пушкина как издателя и  редактора "Современника" является то, что он сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми характерными для  такого журнала материалами.

В "Современнике" помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых  затрагивались вопросы современной  политики (конечно, не прямо, а "обиняками"), экономики, отечественной истории, культуры и просвещения, велась острая полемика с реакционным "журнальным триумвиратом".

При жизни  Пушкина вышли все четыре тома "Современника", пятый том (т. е. первый на 1837 год) поэт успел подготовить  частично.

Пушкин - издатель и редактор - проделал огромную работу по сплочению вокруг журнала  лучших авторов. В "Современнике" участвовали известные писатели - Жуковский, Гоголь, Вяземский, В. Одоевский  и молодые начинающие литераторы - Ф. Тютчев, Н. Дурова, А. Кольцов, черкес Казы-Гирей, в том числе и провинциальные (казанская поэтесса А. Фукс). Пушкин вел переговоры о сотрудничестве ссыльного Кюхельбекера, а также  сосланного на Кавказ за связь с  декабристами историка В. Сухорукова. Осенью 1836 г. Пушкин решил пригласить в "Современник" Белинского.

Стремясь  привлечь к журналу лучшие литературные и научные силы и всемерно способствуя  профессионализации писательского  труда, Пушкин выплачивал сотрудникам  высокий по тому времени авторский  гонорар - 200 руб. за печатный лист. Это  решение Пушкина очень обеспокоило  Булгарина, увидевшего в "Современнике" опасного конкурента "Северной пчеле" и "Сыну отечества". Смирдин же предлагал Пушкину 15 тыс. руб. отступного, с тем чтобы он оставил свое предприятие и сотрудничал в "Библиотеке для чтения".

Издатель "Современника" проявлял большую  строгость при отборе произведений к печати. Он забраковал стихотворение  князя Шаликова "К портрету Карамзина", ряд произведений В. Одоевского, целую "кипу статей", полученную от М. Погодина, несколько рецензий Гоголя, два произведения А. Фукс и т. д.

"Современник"  Пушкина заметно выделялся на  фоне тогдашней журналистики. Поэтические  произведения в нем отличались  глубиной мысли и изяществом  формы. Таковы "Пир Петра Первого", "Скупой рыцарь", "Из А.  Шенье", "Родословная моего  героя", "Полководец", "Сапожник" Пушкина, "Ночной смотр" Жуковского, стихи Баратынского, Вяземского, Д.  Давыдова, Тютчева и Кольцова. В  отделе "Проза" были опубликованы "Капитанская дочка", "Путешествие  в Арзрум" Пушкина, "Нос", "Коляска", "Утро делового человека" Гоголя.

И все  же художественные произведения не были ведущими в этом отделе при Пушкине "Современник" явно тяготел к  публицистическим, документальным и  научным жанрам: запискам, очеркам  письмам, зарисовкам, отчетам, научно-популярным, критическим и публицистическим статьям. Все эти материалы помещались в прозаическом отделе без строгой  последовательности; только библиография имела свою рубрику "Новые книги" (или "Новые русские книги"), которой заключался том.

Информация о работе Журналистская деятельность А.С.Пушкина