Журналистика в постсоветской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Принятые в 1995 г. постановления «Об информации, информатизации и защите информации» и «О рекламе» вселили еще большую надежду на коренные изменения в отечественной журналистике. В 1996 г. у нас произошло беспрецедентное событие: главные редакторы региональных газет объединились в свой Клуб и приступили к изданию журнала «Четвертая власть». В редакционной статье первого номера «Слово к коллегам» сообщалось, что в члены Клуба вступили уже сто редакторов и выражалась уверенность, что его членами скоро будут редакторы всех регионов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Журналистика Российской Федерации( 90-е гг)
Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг……………………………………………………………………………………………………
Структура периодической печати РФ………………………………………………….
Молодежная пресса…………………………………………………………………………….
Глава 2.
2.1. Программа «Взгляд». Первое живое телевидение………………………………
2.2. Александр Невзоров: « 600 секунд», которые потрясли……………………….
2.3. «Первое НТВ»…………………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Журналистика Российской Федерации( 90-е гг)

    1. Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг……………………………………………………………………………………………………
    2. Структура периодической печати РФ………………………………………………….
      1. Молодежная пресса…………………………………………………………………………….

Глава 2.

2.1. Программа «Взгляд». Первое живое телевидение………………………………

2.2. Александр Невзоров: « 600 секунд», которые потрясли……………………….

2.3. «Первое  НТВ»…………………………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На рубеже тысячелетий  роль средств массовой информации в  построении гражданского общества несоизмеримо возросла. Отечественная журналистика в это время вступила в новый, постсоветский период своего развития. Принятый Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990), а затем Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991) с отменой цензуры закрепили право на их издание не только общественными, партийными, коммерческими организациями, но и отдельными гражданами, что обусловило небывалый рост численности газетно-журнальной периодики.

Вслед за Законом «О средствах  массовой информации» в 1993 г. появились указы и постановления Президента Российской Федерации Б.И. Ельцина «О защите свободы массовой информации», «О государственной телерадиокомпании «Петербург – 5 канал», «О Российском информационном агентстве «Новости», «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации». В них неизменно отмечалось, что российские средства массовой информации находятся под защитой закона и Президента Российской Федерации, который «как гарант прав и свобод личности обеспечивает во взаимодействии с органами законодательной, исполнительной и судебной власти защиту свободы средств массовой информации в строгом соответствии с Законом «О средствах массовой информации»

Принятые в 1995 г. постановления  «Об информации, информатизации и  защите информации» и «О рекламе» вселили еще большую надежду на коренные изменения в отечественной журналистике. В 1996 г. у нас произошло беспрецедентное событие: главные редакторы региональных газет объединились в свой Клуб и приступили к изданию журнала «Четвертая власть». В редакционной статье первого номера «Слово к коллегам» сообщалось, что в члены Клуба вступили уже сто редакторов и выражалась уверенность, что его членами скоро будут редакторы всех регионов. «Нас должна объединять идея, – подчеркивалось в статье, – что газета только тогда будет по-настоящему свободна, когда свободен и уверен в завтрашнем дне ее главный редактор»

Сделать региональную прессу «богатой и подлинно свободной» –  такую задачу поставил перед собой  редакционный коллектив журнала, девизом  которого стали слова Вольтера: «Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но я готов умереть за Ваше право это говорить».

Веря в то, что «Россия  начинает пробиваться на поверхность  мировой цивилизации» и, понимая, что  между печатью административно-командной системы и четвертой властью – глубокая пропасть и сразу «прыжком из одного состояния печати в другое перебраться практически невозможно, «редакция признается, что все же осмелилась назвать журнал «Четвертая власть», хотя еще три – четыре года назад не решилась бы на это. В журнале с первых же номеров возникла дискуссия, в которой приняли участие видные историки и теоретики средств массовой информации. Хотя ее участники высказались, что нет оснований обольщаться в скором превращении журналистики в «четвертую власть», все же единодушно отметили: в ходе дискуссии стала «яснее видна необходимость этого».

 

 

Глава 1

 

ЖУРНАЛИСТИКА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (90-е гг.)

 

Осенью 1991 г. в общественно-политической жизни России возникла качественно  новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза, образования на новой основе Содружества Независимых Государств радикальным образом изменилась не только политическая карта огромной евроазиатской страны, но и иной стала структура российской журналистики.

Все эти процессы способствовали переосмыслению положения прессы в  обществе, вызвали к жизни новые  приемы и методы ее работы, побудили к переосмыслению тех, которые она  использовала десятилетиями. Обретая  новые качества, журналистика в условиях национального возрождения проявила себя как эффективное средство общественного воздействия и дальнейшей демократизации жизни страны

Журналистика Российской Федерации шла по пути не только отрицания негативных тенденций  прошлого, но и бережного отношения к тому позитивному, что десятилетиями накапливалось в истории отечественной прессы. Демократизация жизни Российской Федерации, реформирование ее экономики оказали заметное влияние, как на характер журналистики, так и на ее структуру, содержание. Заметно возросли и целенаправленность и многообразие информационного потока[3]. При этом система средств массовой информации Российской Федерации изменилась с дезинтеграцией СССР. Почти все выходившие в Москве газеты и журналы потеряли статус центральных, иным стал круг издателей, особенно финансировавших выпуск периодики. Определенные проблемы возникли в связи с тем, что Правительство Российской Федерации поначалу отмежевалось от центральных газет. Однако вскоре оно приняло их под свою юрисдикцию, придав им статус всероссийских. Под юрисдикцию Правительства РФ перешла и телестудия «Останкино» – 1 канал.

 

1.1.Система  средств массовой информации  России в первой половине 90-х  гг.

 

Новые исторические условия  жизни Российской Федерации стали  важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе. Процесс, начатый в начале 90-х гг., привел к некоторым сдвигам в социальной структуре печати, телевидения, радиовещания, более осмысленному пониманию запросов аудитории, способствовали внедрению новых форм и методов деятельности средств массовой информации. Информационный процесс в стране в новых условиях дифференцируется, реорганизуется. Меняются и социальные, и духовные, и профессиональные ориентиры журналистики.

Строительство системы  средств массовой информации Российской Федерации, развернувшееся в начале 90-х гг., испытало немало трудностей. На начало ноября 1991 г. Министерством  печати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2200 средств массовой информации получили свидетельства на право деятельности в бывшем союзном ведомстве. Однако это далеко не полные данные, ибо часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, другая – в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных Советов. В целом установлено, что в 1991 г. в Российской Федерации издавалось 4863 газеты1.

После запрета КПСС и  дезинтеграции СССР произошло окончательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. С введением российского Закона о средствах массовой информации открылись возможности для создания новой системы. Закрытие и трансформация многих сотен старых изданий, возникновение тысяч новых внесли коррективы в типологический характер структуры прессы.

В российской журналистике появлялись все новые типы изданий. Среди них с момента возникновения  и появления на информационном рынке  особое место занимает группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом – серьезный подход к ней. Это в первую очередь «Независимая газета», «Известия», «Новое время», «Сегодня», «Московские новости», «Новая ежедневная газета», «Общая газета», «Коммерсантъ», «Коммерсанть-Дейли» и др.

На газетном рынке  появились издания, выход которых  стал возможным благодаря новым  тенденциям, сложившимся в условиях демократизации и финансово-экономической  инициативы. Так, учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица», газеты «МК – Московский комсомолец» – коллектив газеты. Учредителем газеты «Утро России» является Акционерное общество Издательский дом «Утро России»; общероссийскую газету репрессированных народов «Народ» учредило товарищество «Издательский дом РОСС»; газета «We – Мы» создана совместно «Известиями» и корпорацией Херста (США) и т.д.

Газетный мир Российской Федерации неуклонно расширялся, сохраняя при этом свой многонациональный  характер. В начале 90-х гг. в Российской Федерации газеты и журналы выходили почти на 40 языках, проживавших здесь народов3. Правда, положение прессы республик, входящих в состав федерации было нестабильным. Переход к рыночным отношениям привел к сокращению ее тиражей. Почти третью часть своих подписчиков потеряли газеты Северо-Кавказских республик, Дагестана.

Коренной пересмотр  общественных отношений, демократизация общественной жизни, переход к рынку  радикально изменили роль средств массовой информации и представления читателей о них. В 1991, еще больше – в 1992 гг. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономический фактор – рост цен на подписку, но и стремление читателей найти свою газету.

В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. У газеты «Труд» тираж сократился почти на 6 млн. экз., у «Комсомольской правды» – на 5 млн. экз. Наибольшие потери понесли бывшие издания КПСС: «Деловая жизнь» («Партийная жизнь») набрала лишь немногим более 19%, «Диалог» – около 25%, «Правда» – около 40%, «Советская Россия» – немногим более 59% по сравнению с 1990 г. Однако 7 изданий увеличили тираж. Среди ежедневных – это «Российская газета», «Сельская жизнь», еженедельных – «Мегаполис-экспресс», «Коммерсантъ», «Экономическая жизнь», «Бизнес и банки»5.

В 1993 г. ситуация на рынке  прессы продолжала ухудшаться: резко  возросли цены на бумагу, полиграфическое  исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую  зависимость от правительства и  финансовых структур.

В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информации. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.

 

1.2.Структура  периодической печати Российской Федерации

 

Перемены, происшедшие  в общественно-политической и экономической  жизни страны, привели к заметным изменениям в структуре периодической  печати РФ. Выход новых изданий, рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудитории, способствовал становлению информационного рынка, учитывающего многообразие источников информации и ее распространение в различного типа периодических изданиях1.

Читательские интересы, демографические, социальные факторы  способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная широкому кругу читателей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные2.

Особое место в структуре  периодической печати занимает деловая  и аграрная пресса, предназначенная  для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

Кроме того, в структуре  периодики утвердились:

• международные общественно-политические и социально-экономические издания;

• издания национальных групп, землячеств;

• административных регионов;

• религиозные издания3;

• издания для семьи; отдыха;

• издания для интеллигенции;

• издания политических партий и объединений;

• издания для безработных;

• посвященные фантастике, мистике, астрологии;

• эротические издания.

Каждое структурное  звено системы периодической  печати имеет свои особенности, свои цели и задачи.

 

 

1.2.1. Молодежная пресса

В середине 90-х гг. молодежная пресса России структурировалась в  различного типа издания, предназначенные  для детей, подростков, юношества. И  хотя каждое из них отличалось своими особенностями, связующими оставались общие цели. Дифференцированная для каждой возрастной группы, молодежная журналистика помогает читателям самоопределиться, найти свое место в обществе, пройти различные процессы социализации, обрести для себя определенные ориентиры в жизни9.

Процесс дифференциации в молодежной прессе и, в частности, в детской и юношеской стал результатом возросшего интереса к определенным сферам знаний, творчества, искусства, материального производства, бизнеса, предпринимательства. Резкое расширение информационного поля привело к появлению все новых и новых изданий, адресованных детям среднего и старшего школьного возраста. Так, увидела свет в 1992 г. первая в Российской Федерации иллюстрированная «Детская деловая газета». Через год появились музыкальная литературно-художественная юношеская газета «Радость», познавательно-художественные журналы карманного формата для детей и подростков («Стригунок», «Наш лицей») и др.

В детской и юношеской  прессе появился тип издания, практически  ранее не существовавший. Во многих городах страны стали выходить газеты и журналы, издаваемые самими юными журналистами. Так, в Москве стала выходить газета «Глагол», в г. Екатеринбурге – «Честное слово», в г. Челябинске – «Баста!», в г. Пятигорске – «Веселый ветер», в г. Калуге – «Контакт», в г. Пушкин Ленинградской обл. – «Стена» и десятки др. Они имеют официальных учредителей, издателей, печатаются типографским способом или набираются на компьютере. По далеко не полным данным в стране выходит более 100 изданий, выпускаемых юнкорами. Но лучшей из них и по содержанию, и по оформлению, и по обилию информации считалась выходившая в Москве «Юношеская газета». Она, как и газета «Глагол», распространялась по всей стране. Разовый тираж ее достигал 20 тыс. экз. Юнкоры – редакторы, ответственные секретари, корреспонденты, фоторепортеры, корректоры ощущали повседневную помощь своих старших коллег – профессиональных журналистов или опытных педагогов, имеющих склонность к журналистике.

Информация о работе Журналистика в постсоветской России